Дней прошлых гордые следы
Первые документальные свидетельства о Люблине относятся к XVI веку, в них эта местность упоминается как сельцо Юркино.
В 80-е годы XVII века поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых и оно называлось Годуново, а затем перешло к князьям Прозоровским и было настолько любимо хозяевами, что получило название Люблино. Позднее им владели графиня М.Г. Разумовская и княгиня А.А. Урусова. Но настоящая слава усадьбы началась в 1800 году, когда ее купил прозванный современниками «евангельским богачом» действительный статский советник, армейский бригадир Николай Александрович Дурасов.
«Евангельский богач»
Богатство он унаследовал от своей матери, урожденной Мясниковой Аграфены Ивановны, одной из четырех дочерей горнозаводчика Ивана Семеновича Мясникова, владевшего вместе со своим компаньоном и родственником И.Б. Твердышевым несколькими железоделательными и медеплавильными заводами на Урале. Обоим заводчикам было даровано потомственное дворянство, и они владели 76 тысячами крепостных. Все состояние перешло к дочерям Мясникова, ибо Твердышев умер бездетным. Ирина Мясникова вышла замуж за П.А. Бекетова, Дарья - за А.И. Пашкова, построившего дворец на углу Моховой и Большой Никитской (позже «новое» здание университета), Екатерина - за Г.И. Козицкого, они владели большим дворцом на Тверской (позже перестроенный в Елисеевский магазин), а Аграфена - за бригадира А.Н.Дурасова, выстроившего великолепный дворец на Покровском бульваре. Их сын Николай Алексеевич Дурасов, также бригадир, «известный богатством, роскошной жизнию, стерлядями, театрами и глупостью», - как отозвался о нем поэт М.А. Дмитриев, и приобрел Люблино, переехав поближе к столице из Симбирской губернии - родового имения в Никольском на Черемшане.
С Анной на шее?
Покупка Люблино состоялась, когда сорокалетний генерал Дурасов вышел в отставку, а не тогда, когда он якобы был награжден Павлом I «столь желанным им орденом Святой Анны»: документального подтверждения этому не существует. Орден представлял собой соединенный ажурным орнаментом равноконечный крест из темно-рубинового стекла с изображением Святой Анны в центре круглого медальона.
Тиражируемая и поныне легенда повествует о том, что владелец усадьбы заказал архитекторам проект дома, который походил бы на этот орденский знак. И что, проявив незаурядное дарование, известные московские зодчие Родион Родионович Казаков (1754 -1803) и его родственник и сподвижник Иван Васильевич Еготов (1756 - 1815) блестяще справились с необычным заданием. Но многие исследователи полагают, что непривычные формы дворца восходят к популярным во второй половине XVIII века проектам теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа, один из которых - «Проект храма Изящных искусств» 1757 года мог послужить прототипом дворца в Люблине. Также считается, что архитектурное и художественное убранство дворца имело ориентиром «русский Версаль» - императорскую резиденцию Павловск.
Наконец форма дома могла быть обусловлена желанием хозяина просто следовать моде на масонские знаки. А был ли Н.А.Дурасов действительно связан с «братством вольных каменщиков», история умалчивает.
Храм искусств
Итак, где-то к 1806 году в Люблине появилось трехэтажное купольное центрическое здание павильонного типа. Четыре крыла с одинаковыми фасадами, словно парящего над высоким берегом запруженной речки Голеди строения, пронизаны легкой ионической колоннадой. В символическом языке классицизма круглая колоннада уже сама по себе служила образом античного храма, что соответствовало замыслу хозяина, превращая его частный дворец в Дом и Храм Аполлона - бога Солнца, покровителя Наук и Искусств, чья статуя венчала здание. Крылья здания образуют открытые площадки-балконы, поднимающиеся до уровня второго этажа. «Ветви креста» - парадные помещения и личные комнаты расходятся от поднятого до уровня второго этажа и перекрытого куполом центрального Круглого зала.
На первом этаже расположены Мраморный, Колонный и уже упомянутый Круглый залы, богато оформленные росписью в технике гризайль, позволяющей создавать на гладких стенах иллюзию объемных изображений. В их росписи участвовали небезызвестный итальянский художник-декоратор Джеромо Скотти, а также некий крепостной Лука. Служивший парадной столовой, Круглый зал напоминает античные постройки пантеонного типа. Его стены украшены барельефами и архитектурными деталями с мифологическими сюжетами: «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб Лучезарный» и «Венчание амура». Купол украшает живописный плафон «Триумф Венеры». Пол выложен из наборного паркета с центральной розеткой в виде звезды. Огромные окна открывают виды парка и пруд. Но здание проектировалось и строилось с таким расчетом, чтобы из всех его помещений были видны не только местные красоты, но и Кремлевские башни, гладь Москвы-реки, Коломенское и Николо-Перервинский монастырь. Это главная особенность расположения дворца Н.А. Дурасова, не повторяющаяся ни в одном из подмосковных имений.
В Колонном или Розовом зале-гостиной система росписей создает впечатление крытого садового павильона. Над карнизами размещены четыре панно с мифологическими сюжетами небесных созвездий. По торцам зала с обеих сторон - подлинные пейзажные виды усадьбы: ценнейшая полихромная живопись. В Мраморном зале - имитация мрамора различных оттенков. Декор помещения дополняют лепной карниз и барельефы. Среди медальонов - мифологические боги и герои, а в потолок вписан плафон «Пир Вакха на острове Наксос». Бог виноделия и веселья, покровитель театрального искусства - один из главенствующих богов во дворце, в котором щедрый хозяин устраивал умопомрачительные обеды, празднества и балы.
Show must go on
Помимо главного дома Дурасов выстроил в усадьбе театральное здание, помещение для актеров, школу-пансион для дворянских детей, огромную из десяти зал оранжерею, конный двор и разнообразные службы. Слава о роскошных приемах и о Люблинском театре гремела по всей Москве и далеко за ее пределами. Руководил театром актер, писатель и драматург П.А. Плавильщиков (1760 - 1812), благодаря которому мастерство люблинских крепостных актеров достигло высочайшего уровня. Впоследствии, получив вольную, многие из них переходили на подмостки Императорской сцены в Москве и Санкт-Петербурге.
Именно при Н.А. Дурасове Люблино становится имением, «богатым приятностями и гостеприимством».
Компаньонка княгини Е.Р. Дашковой мисс Кэтрин Вильмот так описывает праздник, данный Дурасовым 21 октября 1806 года в ее честь: «Все гости собрались на открытой колоннаде - мраморные ступеньки покрыты благоухающим ковром из арабского и персидского жасмина, роз, герани. Ступени ведут к затененной деревьями лужайке у края воды. С этого восхитительного места можно увидеть кущи деревьев и поляны, рощи и озера, долины и холмы, раскинутые тут и там, а завершают картину блестящие купола Москвы, сияющие азиатской роскошью. Не буду повторяться насчет великолепия стола, все было, как в волшебном дворце. Но невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря - владельца такого изумительного поместья. После обеда мы прогуливались, а вечером все снова собрались на театральном представлении.
В перерыве между пьесами и фарсом был балет. Хозяин почтительнейше извинялся за «убожество того, что мы видим». На самом деле здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами (Дурасов выращивал даже ананасы! - Прим.В.П.), сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; воскуривали благовония».
Одним из последних праздников, устроенных Н.А. Дурасовым, стал торжественный прием 23 мая 1818 года в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Впоследствии в память об этом событии один из залов господского дома был украшен ее бронзовым бюстом. Сегодня о том дне напоминает литография Марии Федоровны, хранящаяся в воссозданных интерьерах «мужской половины зала» вместе с томиками Вольтера, идеями которого так увлекалось русское дворянство.
Уже в июне того же года, залеченный врачами от тривиальной простуды, Дурасов скончался от заражения крови. «Добрый человек. Весь город жалеет о смерти его. Переводится порода бригадирская, а не воскрешать же Екатерину Великую, чтобы пожаловать новых», - писал о Н.А. Дурасове один из его постоянных гостей московский почт-директор А.Я. Булгаков.
Дачный пиар
После смерти родной сестры Дурасова Аграфены Алексеевны Дурасовой, унаследовавшей Люблино, во владение усадьбой вступила ее дочь Аграфена Михайловна, бывшая замужем за известным сенатором Александром Писаревым. При Писаревых появилась тенденция к созданию в Люблине дачного места. Дворец и усадьба требовали больших вложений, поэтому хозяева стали сдавать помещения построек в аренду. «При последних владельцах усадьбы купцах Голофтеевых - говорит главный специалист методического отдела Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское - Измайлово - Лефортово - Люблино (МГОМЗ) Ольга Севастьянова, - началась новая история усадьбы, когда она стала дачным поселком. Люблино постигла судьба большинства дворянских усадеб, столь образно представленная А.П.Чеховым в «Вишневом саде». С целью рекламировать дачное место Голофтеевы в Москве, на Волхонке, у храма Христа Спасителя открыли контору, которую в наше время можно было бы смело назвать риелторской. Именно при них, в 1870-е годы, появилась легенда о том, что Дурасов получил от Павла I орден Святой Анны, и в плане здание напоминает форму этого ордена. Дело в том, что изначально в усадьбе не было церкви. Поэтому, когда в 1866 году купец 1-й гильдии К.Н. Голофтеев приобрел Люблино, то решил установить здесь храм. В 1872 году на Политехнической выставке, проходившей в Александровском саду у Кремля, он приобретает один из экспонатов – деревянную шатровую церковь в новорусском стиле, выстроенную по проекту Н.А.Шохина, перевозит ее в Люблино и устанавливает рядом с главным домом усадьбы. Однако освящена она была только в 1894 году во имя апостолов Петра и Павла и приписана к церкви Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Когда в 1904 году из-за сильнейшего урагана статуя Аполлона была утрачена, унаследовавший усадьбу сын Голофтеева хотел восстановить скульптуру, но сделать этого не смогли, скорее всего, из-за запрета священнослужителей: ведь Аполлон – языческий Бог. Вместо него Голофтеевы установили статую Геркуланянки в античной одежде и назвали ее Святой Анной. Вот так они перехитрили духовенство и сохранили свой собственный миф».
Самым известным дачником Люблина был Ф.М. Достоевский. Летом 1866 года он нанимает служившую ему одновременно кабинетом и спальней большую комнату в здании бывшего пансиона для дворянских детей (ныне ул. Летняя, 8/2) и увлеченно работает над «Преступлением и наказанием», романом, значительная часть которого написана именно в этом месте.
На культурной орбите
Дворец Дурасова сохранился почти что чудом. Это уникальный памятник «допожарной» Москвы. Он не сгорел и не был разгромлен французами, которые провели здесь целую неделю. Сразу после революции в главном доме устроили школу, а затем клуб железнодорожников имени III Интернационала. В 1925-м году Люблино стало самостоятельным городом: во дворце находилось отделение милиции, остальные городские учреждения также занимали бывшие усадебные постройки и некоторые конфискованные дачи. После Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов здание было частично отремонтировано для Института океанологии АН СССР, который впоследствии (за исключением отдельно построенного лабораторного корпуса) был выведен из дворца. К концу двадцатого столетия здание пришло в упадок, и понадобилась его научная реставрация, которая была проведена в 2001 - 2003 годах. Последовавшее за этим Постановление правительства Москвы (№1005-ПП от 13.12.2005) послужило основанием для включения усадьбы в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ), где была разработана Концепция его развития и использования, также утвержденная правительством города в Постановлении (№ 943-ПП от 30.10.2007 г.) «О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы «Люблино».
Отныне в воздухе парка «в английском вкусе» развернуты интерьерные экспозиции, знакомящие с историей усадьбы и архитектурными особенностями дворца. На основе пополняемых фондовых коллекций созданы экспозиции о владельцах усадьбы «Дней прошлых гордые следы» и «Храм вкуса», воссоздающие предметный мир русской усадьбы. Открыты две новые выставки. Первая связана со свадебной тематикой: дворец вошел в перечень музеев, в которых проходит регистрация браков. Вторая посвящена истории усадебного театра. На основе пополняемых фондовых коллекций созданы экспозиции о владельцах усадьбы «Дней прошлых гордые следы» и «Храм вкуса» - предметный мир русской усадьбы.
Наряду с традиционными экскурсиями проводится новая музыкально-поэтическая интерактивная экскурсия «В свете есть иное диво» - рассказ об особенностях художественного стиля «классицизм», воплощенных в античной архитектуре, художественном убранстве дворца, ранней поэзии А.С.Пушкина и музыке рубежа XVIII-XIX веков. Большим успехом пользуются театрализованные экскурсионные программы: «В гостях у бригадира Н.А.Дурасова», «Музыкальная гостиная», «Я был от бала без ума» и другие. Регулярно проходят воскресные концерты классической музыки: среди выступавших коллективов - «Академия флейты» Ильи Пирогова, ансамбли старинной музыки «Da camera e da chiesa» под управлением В.Фелицианта и «Pfyeffer».
С октября 2005-го, когда дворец стал частью музея-заповедника, по 31 декабря 2008 года дворец Н.А.Дурасова посетили около 70 000 человек. Прошлое снова находится на службе у настоящего.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги