Не только хранилище, но и «окно» в будущее
Российскому архивному делу – 90 лет. Железнодорожным архивам на Северной магистрали – чуть меньше, 73 года.
– Почему такая разница? – с этого вопроса началась наша беседа с начальником сектора архивов службы управления делами Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Любовью Киселевой (на снимке).
– На нашей магистрали архивы в нынешнем виде существуют с 1936 года, когда была организована Северная дорога. До этого было Правление Северных железных дорог. В 1936 году это правление разделилось на отдельные дороги. Были созданы, в частности, Северная со «столицей» в Вологде и Ярославская дорога с управлением в Ярославле. Поэтому все документы, касающиеся происходившего на северных магистралях до 1936 года, находятся в московских архивах.
– То есть в архиве МПС?
– Не только там. Есть менее известные железнодорожникам хранилища документов, например, Российский государственный архив экономики.
– Что произошло в вашей сфере, когда в 1953 году Северная и Ярославская дороги объединились?
– Поскольку главным городом – «столицей» – объединившихся магистралей стал Ярославль, в нем и стали храниться документы, касающиеся работы СЖД. Надо отметить, что в 1959 году к нам еще присоединилась Печорская железная дорога, родившаяся в суровое военное лихолетье.
Таким образом, в нашем архиве находятся на хранении документы четырех железных дорог – Ярославской, Северной (до объединения), Печорской и нынешней Северной.
– Сколько документов хранится в секторе архивов службы управления делами СЖД?
– Сейчас у нас 311 тыс. единиц хранения по 188 фондам, в том числе постоянного хранения – 2895 единиц. По личному составу – более 294 тыс. единиц хранения, технической документации – 14 тыс. единиц. Это в основном отдел искусственных сооружений – мосты, насыпи, тоннели.
– А что такое «постоянное хранение»?
– Это, прежде всего, приказы начальника дороги. Те, что появились на свет до 1991 года, сданы нами в Государственный архив Ярославской области. Наши сотрудники контролируют формирование дел в делопроизводстве, соблюдение сроков их хранения. Проведена работа по созданию единой картотеки документов, находящихся на хранении в архивах дороги.
– Какое основное направление работы сотрудников архива?
– Самая большая часть хранимых документов – по личному составу. Соответственно, большая часть работы связана с выдачей различного рода справок по запросам железнодорожников и их родственников. При этом мы ищем документы, касающиеся каждого работника: приказы о приеме-перемещении-увольнении человека, сведения о заработной плате, награждениях и т. д.
Особенно часто материалы требуются при выходе на пенсию: у одних надо уточнить данные о зарплате, у других – подтвердить записи в трудовой книжке, у третьих – печать «не такая», как надо.
– У вас не требуют такую уйму документов, как в некоторых других организациях?
– У нас процедура максимально упрощена. Человек приходит, пишет заявление, в котором излагает просьбу. Можно такое заявление прислать и по почте. Зарегистрировав его, выполняем в порядке очередности поступления.
– А если обнаруживаются разночтения в документах?
– Бывает и такое, например, в именах, фамилиях. Скажем, в одном месте написано «Федосий», в другом – «Феодосий». В этом случае делаем справку по тому документу, который у нас есть. Но тут же попутно делаем приписочку: другой человек с такими именем, отчеством, фамилией в данной организации на запрашиваемый период не значится. В общем, делаем все возможное, чтобы людям приходилось меньше ходить по судам.
– И всегда осуществимо это в высшей степени благое пожелание?
– Не всегда так получается, ведь порой у кадровиков в прежние годы было недостаточное образование. Очень часто к нам обращаются медицинские работники. Например, руководитель медучреждения или заведующий отделением больницы просит подтвердить, что параллельно с хозяйственно-административной деятельностью занимался и врачебной практикой, проводил хирургические операции. В этом случае он получает право на медицинскую выслугу. Выборку делаем самую подробную, вплоть до дня: когда и кого человек замещал, когда оперировал… Такая же история с педагогической выслугой, льготным северным стажем.
– Видимо, особенно часто сложные вопросы возникают при выходе на досрочную пенсию?
– Да, в этом случае советуем всем внимательно относиться к оформлению документов. Ошибки обходятся очень дорого. До глубины души было обидно за одного из путевых мастеров, работавших в путевой машинной станции. Трудился он очень хорошо, и поэтому его часто назначали замещать главного инженера, когда тот уходил в отпуск, болел. Путевой мастер, посчитав, что выработал льготный стаж, ушел на другую работу. А когда ему стали оформлять документы, дающие право выйти на пенсию на пять лет раньше обычного для мужчин 60-летнего возраста, выяснилось, что льготного стажа у него не набирается. Произошло это потому, что все те периоды, когда он исполнял обязанности главного инженера ПМС, выбрасываются. Здесь – недоработка кадровиков, которые были обязаны разъяснить путевому мастеру: такой-то период не войдет для начисления льготной пенсии.
Образно говоря, архив – не только хранилище документов, но и наше «окно» в будущее.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги