Седьмой, но не последний

По биографии рода Евсевьевых, в котором семь поколений сохраняют приверженность профессии, можно изучать 170-летнюю историю российских железных дорог.

Выпускник железнодорожного лицея, будущий помощник машиниста локомотива Даниил Александрович Евсевьев – представитель самого молодого поколения железнодорожной династии Поповых. Он искренне считает, что речи о патриотизме, любви к Родине так и останутся пустыми словами, если их не подкреплять действиями: беречь честь рода, уважать дела предков и достойно вносить посильный вклад в развитие Родины на том поприще, которое выбрал.

 

Вместе с Даниилом Евсевьевым – членом туристско-краеведческого клуба «Поиск» профессионального (железнодорожного) лицея № 18 города Сосногорска – разбираем документы его семейного архива. Да, будущую профессию Даниил выбрал не случайно. Семь поколений его рода сохраняют приверженность железнодорожной профессии. Многие документы семейного архива утеряны в годы Великой Отечественной войны – дом его прадеда был разрушен прямым попаданием фашистской бомбы. Из наиболее старых семейных реликвий сохранилась фотография
1908 года. Фотоснимок дорог тем, что донес до нашего времени облики предков. Это Антон Попов, представитель третьего поколения железнодорожников, с братом Даниилом. От одного из них Даниил унаследовал профессию, от другого – имя.

 

Восстанавливая страницы прошлого, часто обращаемся за помощью к главной хранительнице памяти – бабушке молодого поисковика Анне Дьяконовой. Она – живая родовая энциклопедия, страницы которой добросовестно заполняла еще с молодости, вслушиваясь в повествования родителей и бабушки.

 

Начинается поколение железнодорожников с Карла Попова, обрусевшего немца, чьи предки приехали на российскую службу в Санкт-Петербург в XVIII веке. Обычное явление той поры. Целые немецкие кварталы и поселения возникали в России. Карл Карлович был грамотным механиком, разбиравшимся в паровых машинах. Когда в 1837 году открыли Царскосельскую железную дорогу, его назначили станционным смотрителем одного из вокзалов этой дороги. Многодетная семья Поповых разместилась в доме для служащих, построенном рядом с вокзалом.

 

Наследником по мужской и профессиональной линии стал единственный сын – Петр. Немецкое имя отца он изменил на русское – Кирилл. Петр Кириллович водил паровоз по Петербурго-Московской железной дороге, протяженностью около 650 километров. Обращались к нему уважительно: «господин механик». Освоил эту таинственную, по тем временам, специальность Петр Попов в мастерских и лицее при Александровском заводе. Привозили «господина механика» на повозке-«линейке». В белых перчатках он брался за медные, отполированные до блеска поручни паровоза, не дай бог, если при этом обнаруживал на перчатках следы грязи…

 

У Петра Кирилловича и его жены Анны Михайловны, работавшей сестрой милосердия, акушеркой, было трое сыновей и пять дочерей. Дом был гостеприимным. Дети знали, кроме русского и немецкого, модный для тех времен французский язык. Увлекались музыкой, литературой. Девочки закончили престижные Бестужевские курсы благородных девиц, стали учителями, воспитателями, сестрами милосердия. Сыновья получили высшее образование. Один из них, Антон Петрович, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, стал мостостроителем для железнодорожного транспорта. В 1891 году он поступил в распоряжение Харьковского департамента путей сообщения Южной железной дороги. Возводил мосты, занимался реконструкцией старых мостов, заменой деревянных опор и пролетов на металлические, железобетонные. В 1916 году трагически погиб при установке опор одного из мостов. В Харькове остались жена Мария Григорьевна, учительница, и трехлетний сын, названный в честь прадеда Кириллом.

 

Мать дала образование Кириллу Антоновичу уже в советский период. После школы – железнодорожный техникум в Харькове. С 1929 года началась трудовая деятельность: сначала помощник машиниста на станции Люботин Южной железной дороги, через полтора года машинист на паровозах серии «О», «Су», Эр», «ФД», «ИС», «СО». Преуспел и в семейной жизни – к 22 июня 1941 года 28-летний Кирилл имел четырех дочерей. Фашистскую агрессию встретил в палаточном лагере на военных сборах под Брянском, всю войну провел на железнодорожном транспорте. Получил тяжелое ранение, награжден боевыми медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». После войны снова работал на станции Люботин.

 

Однажды Попов получил письмо от боевого командира – И. Я. Ботова, работавшего в Ижемском отделении Печорской железной дороги в далекой Коми АССР. Он писал о перспективах развития магистрали, нехватке кадров и предложил приехать. Так, с марта 1952 года Кирилл Антонович стал работать машинистом, затем машинистом-инструктором в депо Ижма (с 1957 года – Сосногорск). Летом 1952-го его навестила жена, была очарована северной красотой. Осенью того же года вся семья уже жила на станции Ижма…

 

Дочери Кирилла и Людмилы: Виктория, Анна, Тамара, Ирина, Татьяна – представительницы пятого поколения династии Поповых – трудились в сферах образования и медицины железнодорожного транспорта. Мужья Анны и Ирины (С. Дьяконов и К. Максимчук) – машинисты. Наставником Степана Дьяконова, одного из первых машинистов тепловозов на Сосногорском отделении, был Герой Социалистического Труда А. Доронин.

Наталья Евсевьева, мама Даниила, представляет шестое поколение железнодорожников – работает медицинским статистом железнодорожной отделенческой больницы на станции Сосногорск. С отделением дороги был связан и отец Александр Евсевьев – работал мастером, занимался подготовкой молодых специалистов.

Источник: http://zdr-gazeta.ru/?newsid=21974
Дата: 04.08.2008
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ
НОВОЕ НА ФОРУМЕ