Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Создатель лучших домов Самары был зятем Петра Алабина

07.07.2008

Говорят, что в России архитектура безымянна. Фамилии авторов красивых зданий знают только искусствоведы, историки и культурологи. Но о творце, еще в XIX веке создававшем облик самой красивой части Самары, было бы интересно узнать больше.

Когда наш город нуждался в строителях и талантливых архитекторах, городской голова Петр Алабин пригласил выпускника академии художеств Александра Щербачева. Шаг получился судьбоносным и для Алабина, и для Самары: вскоре Щербачев женился на дочери градоначальника - Александре. Летом 1890 года в молодой семье родился сын Петр, потом он продолжил дело отца.

Тандем Алабин-Щербачев был для города на Волге очень плодотворным. Десять лет Александр отвечал за составление смет и проектов,  выдавал разрешения на строительство. За сезон в Самаре вырастало до 300 зданий! Главным его творением  по праву считался кафедральный собор, возведенный в русско-византийском стиле по проекту Эрнста Жибера. Его тесть считал возведение Самарского храма Христа Спасителя  основным делом своей жизни.

Творениями великого архитектора стали часовня Святого Алексия на берегу Волги, Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, духовная консистория, церковно-учительская школа, духовное училище, духовная семинария, Петропавловская церковь. Совместно с Эрнстом Жибером Щербачев перестраивал церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм сохранился в Самаре до наших дней и стал кафедральным собором. По заказу Антона Шихобалова Щербачев  по соседству с собором соорудил здание городской больницы. Но не только православные храмы создавал Щербачев. Польский костел проекта московского архитектора Богдановича вошел в знаменитую архитектурную энциклопедию Барановского. Каменщики, которых специально пригласили из Нижнего Новгорода, создали на фасаде вязь краснокирпичной кладки. Для купеческого города готический храм был большой редкостью.

Коммерческое училище - ныне корпус архитектурно-строительного университета - творение Александра Щербачева. Мужская гимназия, которую надстроили на два этажа, стала теперь корпусом технического университета. Академия культуры и искусств в XIX веке тоже была гимназией, ее также создал зять Алабина, и духовное училище - ныне корпус аэрокосмического университета, бывшая семинария - технический университет. Тогда в Самаре был очень востребован  русский стиль. Грандиозный дом из красного кирпича размером с целый квартал на Алексеевской улице (ныне Красноармейской. - прим. авт.) - знаменитый Челышовский дом, построен по проекту Щербачева. Еще один особняк архитектор воздвиг тоже по просьбе купца Челышова на бывшей улице Саратовской (ныне Фрунзе). Шатровые башенки можно назвать атрибутами его стиля. Жаль, не сохранилась знаменитая челышовская баня - она стояла неподалеку.

Кажется, именно для архитектуры Александра Щербачева придумали поэтическую метафору - застывшая музыка. Особняк Белоусова на Дворянской - мавританский узор. Особняк Клодта - сказочный русский теремок. Особняки Бема и Аржанова - классика. В стиле итальянского ренессанса Щербачев создал  дом для предводителя дворянства Наумова. Удивительны деревянные постройки в русском стиле, выполненные в купеческой Самаре по проектам выдающегося архитектора.

А вот на вопрос: каким был в жизни самарский  зодчий XIX века, даже краеведы отвечают с трудом. Осталось очень мало документов и фотографий Александра Александровича. В Государственном архиве Самарской области хранится несколько снимков с интерьерами дома Щербачева и его мастерской.

Источник: http://www.kp.ru/daily/24125/346210/