Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Спустя столетие Пушкин и Гоголь породнились

09.06.2008
Георгий Александрович Галин — праправнук гения русской поэзии Александра Пушкина. Однако уникальность его благородного происхождения заключается в том, что он состоит в родстве и с известным классиком литературы Николаем Гоголем. Георгий Александрович — автор более 60 печатных публикаций, почти 40 из них — о Пушкине, Гоголе, их эпохе и потомках. В канун дня рождения великого поэта наш корреспондент встретилась с Галиным в его московской квартире на Тверской.

Георгий Александрович, объясните, как вышло, что вы — родственник не только Александра Сергеевича, но и Николая Васильевича? 

— У Пушкина было четверо детей. Кстати, только у двоих из них были дети — Александр и Наталья. Старший из двух сыновей Пушкина — Александр Александрович, отец 11 детей, одной из его дочерей была моя бабушка Мария. Муж Марии Александровны Николай Владимирович Быков — сын полковника Владимира Ивановича Быкова и Елизаветы Васильевны (урожденной Гоголь, родной сестры Николая Васильевича) приходился племянником известному писателю. Будущие супруги познакомились в Вильно (ныне Вильнюс), когда там квартировал 13-й Нарвский гусарский полк, которым командовал отец Марии — Александр Александрович Пушкин. Николай Быков закончил Полтавский кадетский корпус. Молодой человек оказался интересным собеседником, сочинял стихотворные экспромты, хорошо играл на фортепиано, обладал великолепным тенором и с удовольствием пел романсы и украинские песни. Во время русско-турецкой войны он участвовал в боях и был отмечен боевыми наградами. Сердце Марии Александровны не осталось к нему равнодушным. Моя бабушка и Николай Владимирович обвенчались 30 августа 1881 года в подмосковной Лопасне, в местной Зачатьевской церкви. 

Как сложилась судьба молодых? 

— Вскоре после свадьбы Быков вышел в отставку и увез молодую жену к себе на Полтавщину, где получил в наследство часть имения Гоголей. В деревне Васильевка он построил новый дом. Супруги Быковы занялись сельским хозяйством и преуспели в этом благодаря плодородным черноземным почвам и разумному ведению дела. В уборочную пору хозяин не только руководил полевыми работами, но и сам принимал в них участие. У них родились десять детей, которые были правнуками Пушкина и одновременно внучатыми племянниками Гоголя. Таким образом, род Быковых положил начало ветви потомков, предками которых были сразу два классика русской литературы. Николай Владимирович не только занимался хозяйством, но и состоял на общественной и государственной службах — был мировым судьей, земским начальником Миргородского, а затем Полтавского уезда, работал в губернской земской управе. Среди его особых заслуг можно отметить деятельное участие в создании художественно-промышленной школы имени Н.В. Гоголя в Миргороде для обучения крестьянских детей художественным прикладным ремеслам. Это учебное заведение более ста лет работает в Миргороде и сейчас называется "Керамический техникум имени Гоголя". В своем имении Васильевка Николай Владимирович безвозмездно отвел землю под строительство каменной школы для крестьянских детей. Сейчас в этом здании размещена администрация музея-заповедника Гоголя. 

А Мария Александровна, очевидно, была полностью поглощена домашними заботами, воспитанием детей? 

— Она не отставала от мужа в общественных делах. В своем имении выполняла обязанности фельдшера, лечила местных крестьян, организовала воскресную школу для крестьянских детей. Моя бабушка была хорошо знакома с одной из самых самоотверженных и обаятельных жен декабристов — Александрой Ивановной Давыдовой, которая после возвращения из Сибири до глубокой старости жила в Каменке на Правобережной Украине, недалеко от Полтавы. Во время русско-японской, а потом и Первой мировой войны Мария Александровна принимала активное участие в работе Полтавского общества Красного Креста. Она помогала раненым и семьям погибших, участвовала в подготовке санитарных поездов к отправлению на фронт. В годы гражданской войны власть в Украине менялась около 20 раз, и в это время обеспеченные семьи под видом обысков подвергались грабежам. Поэтому Мария Александровна и ее дочери решили в марте 1919 года передать на временное хранение в Народный музей Полтавщины ценные памятные вещи. Среди них были уникальные часы Пушкина, которые Жуковский остановил в момент смерти поэта (позже они оказались у Гоголя), и копия портрета Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, выполненная ее невесткой Софьей Александровной с картины Макарова. Но когда установилась твердая власть, администрация музея отказалась вернуть семейные реликвии, сославшись на их пропажу. В конце концов Мария Александровна, не надеясь получить свои вещи обратно, была вынуждена оформить карманные часы Пушкина как подарок Полтавскому музею. Сейчас они хранятся во Всероссийском Пушкинском музее на Мойке, 12 в Санкт-Петербурге. Я хорошо помню рассказ бабушки о ее длительной беседе с Иваном Тургеневым во время торжественного открытия первого в России памятника Пушкину в июне 1880 года, где присутствовали все четверо детей поэта. 

Как познакомились ваши родители? 

— В Полтаве, в театре. Моя мать Татьяна Николаевна, дочь Марии Александровны, пела в хоре, а отец Александр Владимирович был высокого роста и играл в спектаклях в массовых сценах. Он закончил индустриальный институт, и в начале 30-х годов его направили работать на завод в Ростов-на-Дону. Но маму всегда манила Москва, там она в 1914 году окончила институт благородных девиц, там жили родственники и друзья. В 1936 году наша семья переехала в Москву. Отец работал инженером, в 1952 году он умер, а мама почти вдвое пережила его. 

Вы были единственным ребенком в семье? 

— Да. Я родился в Полтаве в 1929 году. Окончил исторический факультет МГУ имени Ломоносова, в 1961 году завершил обучение в аспирантуре Педагогического университета на кафедре русской литературы ХIХ века. Затем стал сотрудником Государственной исторической библиотеки, моя последняя должность там — главный библиограф. С 1969 года я работал в НИИ культуры. На протяжении 20 лет помогал в исследовательской деятельности пушкинистке Татьяне Цявловской. 

Кстати, с женой я, как и мои родители, познакомился благодаря театру — в очереди за билетами. И зовут ее так же, как и мою маму, — Татьяна Николаевна, она филолог, специалист по французскому языку. Мы очень любим театр — балет, оперу, смотрели все спектакли Галины Улановой. Мы вырастили двух сыновей — старшего зовут Александр, младшего — Михаил. Сейчас мы с супругой на пенсии, она помогает мне в работе над материалами о Пушкине. Готовится к печати моя книга "Дети и внуки Александра Сергеевича Пушкина". 

Как вы относитесь к тому, что гениальный поэт — ваш прапрадедушка?
 
— Просто как к родственнику, члену нашего семейства. Мне кажется, что я многое унаследовал от прапрадеда, только осень не люблю. 

Какое событие, связанное с Александром Сергеевичем, для вас было самым ярким? 

— Это торжественное заседание, посвященное 100-летию со дня смерти Пушкина, которое состоялось 10 февраля 1937 года в Большом театре. Всех потомков пригласили туда чуть ли не от имени самого Сталина, который тоже присутствовал на этом вечере. Я там был вместе с бабушкой Марией Александровной. Затем она вместе с сестрой и братом посетила Всесоюзную Пушкинскую выставку в здании исторического музея, экспонаты для нее собирали с 1936 года по всем музеям страны. 

Кто-нибудь из ваших родственников остался в Полтаве? 

— Только четверо, мои внучатые племянники — хирург Владимир Савельев c сыном и врач Елена Лукаш с дочерью Александрой.
А где сейчас живут потомки Пушкина? 

— Жизнь разбросала их по разным странам и городам. По всему миру живут более 200 потомков Пушкина. В нашей стране — около 90, только в Москве — более 40. В Петербурге и Архангельске — около 10, родственники живут и в Петрозаводске, Мичуринске, Иркутске, Хабаровске, Ростове-на-Дону. Для многих из них (почти для 60) второй родиной стала Франция, и моя мама в 1970 году ездила по приглашению своих племянниц в Париж. Если ветвь старшего сына поэта Александра обосновалась в России, то от младшей дочери Пушкина Натальи потомство пошло по высшей линии аристократии. От второго брака у нее было трое детей — сын и две дочери. Одна из них вышла замуж за внука императора Николая I, великого князя Михаила Михайловича Романова. Поскольку это был неравный брак, не признанный императором, они были вынуждены жить за границей. Сейчас потомки Натальи (две праправнучки Пушкина и мои четвероюродные сестры) проживают в Англии, так как английский королевский дом состоял в близком родстве с Романовыми. Крестной матерью четырежды правнучки поэта — Эдвины Гроссвенор была принцесса Диана. Все потомки Пушкина, живущие за рубежом, почитают свое русское происхождение. 

Зарубежные потомки читают произведения Пушкина в оригинале? 

— Нет. Последней, кто говорил по-русски, была их бабушка Анастасия — дочь великого князя Михаила Романова и внучки Александра Сергеевича Пушкина Софии. Но они не забывают родину своих предков, приезжают в гости в Россию. А Клотильда фон Ринтелен (правнучка Натальи) взяла шефство над психбольницей в Петербурге, которую основал ее прадед император Александр II. К сожалению, Пушкина в мире знают и ценят меньше, чем Достоевского и Толстого, потому что его произведения очень трудно переводить и в других странах не могут оценить музыкальность пушкинского стихосложения. 

Александр Сергеевич завещал сыну Саше: "Не дай Бог… писать стихи и ссориться с царями". А кто-нибудь из потомков Пушкина стал литератором? 

— Пожелание не писать стихов выполнено всеми ныне здравствующими и умершими потомками. Несколько человек, правда, сочиняли, но для себя. Дочь поэта Наталья написала роман о своей жизни (Пушкина-Меренберг Н.А. "Вера Петровна. Петербургский роман". М., 2004), но это была проза, а не стихи. А мой троюродный брат (сейчас его уже нет в живых), говорят, однажды пел по радио свои сочинения в модном стиле, и в этой передаче объявили, что он — праправнук Пушкина. Среди 330 потомков Пушкина великих поэтов так и не оказалось. 

Вы постоянно упоминаете ваших родственников Александров, наверное, у вас в роду это фамильное имя? 

— Конечно. Сейчас среди потомков поэта 24 Александра, один из них — Александр Александрович Пушкин проживает в Брюсселе. В роддоме настояли, чтобы я назвал первенца Александром. 

Как перенесли потомки Пушкина время репрессий? 

— Эта трагедия не миновала моего двоюродного брата Александра Ивановича Писнячевского. Он был военным моряком и, когда находился со своим кораблем в Финляндии, написал домой родне, что ему нравится, как там живут люди. Но военной цензуре письмо не понравилось, и его отправили под трибунал. Брат пять лет провел в лагере под Пермью. Когда моя мама узнала о его заточении, они с сестрой написали кому-то письмо с просьбой помиловать потомка Пушкина, и его выпустили. Трагическая судьба постигла Марию Павловну Клименко — одну из дочерей Воронцовых-Вельяминовых (по линии дочери поэта Натальи). У нее с мужем было имение под Бобруйском. После революции они передали поместье, как и полагалось, государству. Ее муж до 1932 года честно управлял своим бывшим владением как госслужащий. Но кому-то это показалось подозрительным, поэтому их выслали в Курск. В семье было пять дочерей и сын. Он и рассказал нам о том, что отец умер от инфаркта, а мать в последний раз видели возле булочной с протянутой рукой. 

Однако не только в нашей стране, но даже в благополучной Франции жизнь потомков великого поэта складывалась не всегда удачно, порой даже трагично. Я имею в виду внучку Пушкина Елену Александровну Розенмайер. Георгий Александрович, вы всю свою жизнь посвятили изучению родословной и биографии потомков Пушкина. Что вам удалось узнать о Елене? 

— В 1998 году мы с женой отправились в Ниццу, чтобы отыскать те места, где Елена Александровна встречалась с Буниным (которому приходилась дальней родственницей), и найти ее могилу. Собираясь во Францию, мы узнали, что она жила в Ницце в 30—40-е годы ХХ века и в нелегкое для эмигрантов время зарабатывала на жизнь комиссионерством — перепродажей мелких товаров, и сама носила тяжелые сумки. Она не дожила до своего 54-летия нескольких дней. Прилетев в Ниццу, мы позвонили моей кузине Татьяне Владимировне Дурново, она предположила, что Елена похоронена на русском кладбище. После долгих и бесплодных поисков в мэрии в отделе захоронений нам удалось узнать, что она похоронена на католическом кладбище Кокад. В книге записей городского кладбища мы нашли подтверждение, что Елена Александровна Пушкина-Розенмайер похоронена здесь, в общей могиле, так как у покойной не было денег на отдельное захоронение. Правда, общая могила оказалась ухоженной, с общей памятной стелой и мемориальными досками в виде открытых книг. Но одной страницы, с записью о Елене Александровне, здесь не хватало. 

А что в пушкинской тематике поразило, восхитило или даже удивило вас? 

— Прежде всего, сами пушкинские стихи. Но вот еще такой любопытный факт: в центре Тихого океана, на Гавайских островах, проживают восемь потомков Александра Сергеевича, их дедушка и отец были этническими китайцами, дети — китайцы наполовину, внуки — на четверть. Так что у нынешних наследников Пушкина социальный диапазон очень широк: от родства с английской королевой до потомков китайских эмигрантов.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://versii.com/news/154356/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны