Во деревне, во Перово...
Первое подробное описание перовских земель — владений одного из служивых дворян — относится к писцовым книгам XVI века. Местами этими владели многие известные в истории Руси фамилии: князья Куракины, Воротынские, Голицыны.
В XVIII веке Перово перешло в казну, и императрица Елизавета Петровна пожаловала его своему фавориту и, по легенде, будущему мужу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Считается, что венчание проходило в Перово осенью 1744 года, когда двор какое-то время находился в Москве. С этого момента начинается расцвет Перовской усадьбы. По повелению Елизаветы архитектор Растрелли возвел здесь уютный дворец — невысокое здание с открытой верандой-галереей по всему фасаду. Его окружал прекрасный пейзажный парк с фонтанами и красивыми беседками. Из Перовского парка проложили дорогу в Кусково и Измайлово. Как и многие подмосковные усадьбы, этот дворец не сохранился.
На перовских землях стал расти промышленный район Подмосковья (шерстяная мануфактура Нисена, шелковые фабрики Рошфора). Вместе с тем продолжало существовать и какое-то имение. Железнодорожная биография Перово началась с прокладки в этих местах в 1859 году Нижегородской железной дороги, заложенной тогда со своим, ныне не сохранившимся, вокзалом у Покровской заставы Москвы — ныне Горьковское направление Московской железной дороги. Не успели окрестные мужики вернуться с этой линии домой, как новые подрядчики стали сманивать их «лучшими деньгами» на строительство Московско-Рязанской дороги, что повела колею в Коломну и далее.
Масштабы строительства Рязанки изначально были скромными. Первой станцией в 1862 году здесь стали Люберцы. После этого летом 1863 года «в деревне Перово, в одной версте от Кусково» был открыт полустанок. Особенностью этой категории постройки явилось то, что из-за ее мизерности сюда назначался не начальник, а смотритель. Для устройства полустанции приспособили «находящуюся у Перово казарму для рабочей команды».
Станция Перово оставила известный след в истории своей дороги. Начать хотя бы с непростой проблемы снегоборьбы, когда из-за сильных заносов нарушался график движения поездов. Вот как выходили из положения наши предки. При перевозке в снежную зиму 1874 года рекрутов (новобранцев) по железной дороге, Управление Московско-Рязанской снабжало эти поезда необходимым количеством лопат для немедленной расчистки путей. МПС и военное ведомство в условиях отсутствия снегоочистителей признали эту меру полезной и поручили обязать все дороги снабжать военные команды лопатами. За работу каждому новобранцу выплачивали: до двух часов — 10 копеек, за четыре часа — 50 копеек. Тут уж и снега не были страшны. Кстати, разбросали будущие солдатики первый занос близ станции Перово 17 декабря 1874 года, о чем дружно поведали газеты.
С закрытием в 1882 году скотопрогонных трактов, по которым рогатый скот своим ходом доставлялся в Москву, его гурты стали перевозиться по железной дороге. Причем Московско-Рязанская и Рязанско-Козловская железные дороги «в видах удовлетворения ходатайств отправителей скота» везли этот мычащий груз «ускоренными поездами». Именно в эти годы станция Перово стала крупной перевалкой живого мяса — скот здесь выгружали и размещали в обширных загонах, откуда стада уже гнали на переработку, благо до Калитников было рукой подать.
Только с постройкой Московско-Окружной дороги появилась ветка, соединившая Перово с Андроновкой и далее уже со специальной станцией Бойня. Кстати, в свое время станция Перово была связана оживленной веткой со Спасской заставой Москвы (ныне площадь у метро «Крестьянская застава»), Крутицкими заставами, автозаводом АМО (ныне ЗИЛ).
В 80-х годах XIX века наряду с созданием на станции Сортировочная крайне необходимого сортировочного парка в Перово появилось подобное сооружение. Там, где есть горка, нередки и поломки товарных вагонов. В 1901 году у станции Перово открыли вагонные мастерские (более солидное вагонное депо вошло в строй в 1936 году). Следующий крупный технический рубеж был взят в 1908—1910 годах, когда на станции Перово соорудили горочную сортировку с крутым уклоном, что повысило производительность сортировочных устройств.
Напомним, что подобных горочных сортировок в России к 1917 году было всего 10! Словом, к началу XX века лицо Перово все более определялось не только совершенной техникой, но и ростом крупных предприятий, связанных с железнодорожным транспортом. А вот дачные поселения здесь были невелики — много угля, сажи, гудков, а Кусково с его парком далековато.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги