"Живите мирно и будете Мираками"
Фамильные ценности
"В нашей семье хранится фотография конца XIX века, на которой запечатлены мои дедушка и бабушка, крестьяне из деревни Кулиги Калужской области", - написала в редакцию Наталья Миракова, откликнувшись на конкурс фамильных легенд, стартовавший в "Известиях" в январе.
Мой дед Мираков Андрей Лукьянович родился в 1870 году в селе Травкино Чемодановской волости Мещовского уезда (впоследствии - Юхновский район Калужской области). Бабушка Миракова (до замужества Кочина) Мария Николаевна родилась приблизительно в эти же годы в селе Утешево того же уезда. После свадьбы они обосновались в соседней деревне Кулиги. В Кулигах и Травкине было много семей с фамилией Мираковы. О происхождении этой фамилии от моего отца знаю такую легенду: купил местный барин несколько крепостных семей, привез их к себе в имение и сказал: "Живите мирно и будете Мираками".
Барское имение располагалось совсем близко от дедовой усадьбы.
Своей фамилии, кроме как в деревне, я никогда не встречала. Дед и бабка были грамотными. В доме были Библия и Евангелие, их читала бабушка.
Из копии "Окладного листа по единому сельскохозяйственному налогу на 1925-1930 гг.", которая также хранится в семье, следует, что Мираков Андрей Лукьянович платил налог с 3,73 десятины земли (пашни), 0,3 десятины сенокоса, 1 лошади, 1 коровы, 6 единиц мелкого скота.
Зимой он работал в Москве, в чайном магазине. Помню жестяную коробку из-под чая, на крышке была картинка с райскими розовыми яблочками и китайцем в широкополой шляпе. Там было еще много всего очень мелко нарисованного, полустертого, четче всего был китаец среди яблочек.
К моменту коллективизации дед и бабка уже были пожилыми людьми, и, наверное, поэтому их не слишком мучили трудоднями. В их хозяйстве вплоть до 50-х годов, т.е. до самой смерти, сохранились и использовались те орудия крестьянского быта, которые сегодня можно увидеть только в музее: прялка, ткацкий станок, жернова, цепы и многое другое.
Советскую власть и коммунистов дед с бабкой не любили. Бабка шепотом говорила нам: "Девки, послушайте, что я вам скажу: Сталин - антихрист. В Писании говорится: "Придет черный человек, и прольются моря крови". Вот так оно и есть, только вы никому не говорите".
Да вся деревня тихо его ненавидела. Когда летом 1953 года я приехала в деревню и спросила деревенскую подругу: "А вы плакали, когда Сталин умер?" - она засмеялась и сказала: "Мы радовались и кричали: "Сталин подох! Сталин подох!" Я была в ужасе: ведь у нас в школе были и классные, и общешкольные собрания на эту тему со слезами и истериками.
Последний раз я была в Кулигах в мае 2005 года. От дедового дома и усадьбы ничего не осталось. В 70-х годах часть крутого склона оврага, на котором стоял дом, срыли ради того, чтобы этой землей запрудить ручьи в овраге, и получился зловещий водоем с торчащими из-под воды стволами деревьев. Пруд этот есть даже на современной карте Калужской области. Да и деревни давно уже не существует, стоят два дачных домика напротив этого черного пруда. А вокруг цветут хиленькие веточки выродившихся вишен. Как знаки - напоминая: здесь был дом Панфиловых, там - Дуевых, Горшенковых, Яшкиных, Мираковых, Зеленковых, Жуковых... Вишни были около каждого дома.
Крестьяне Мираковы: Андрей Лукьянович и Мария Николаевна. Фото конца XIX века
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги