Личная ценность, историческая
23.03.2008
Частные архивы норильчан постепенно становятся достоянием городской истории. Чтобы ускорить этот процесс и сохранить больше исторических деталей, частные архивы и документы, вероятно, в скором будущем будут покупать.В минувшую среду в архивном отделе администрации Норильска прошла презентация фондов личного происхождения (ФЛП). Это довольно редкое событие, потому что норильчане неохотно расстаются с собственными документами, представляющими историческую ценность для города.
Фонды или документы личного происхождения можно разделить на две категории — официальные и неофициальные. К первой специалисты относят: послужные и наградные списки, собственно личные документы гражданина или предприятия. Автобиографии, воспоминания, дневники и записки, личные фотографии норильчан составляют вторую категорию ФЛП.
Среди фондов, подготовленных к презентации, есть, к примеру, копии «Блокнотов с набросками к радиорепортажам» председателя правления Союза писателей Таймыра Сергея Лузана.
Большую ценность для архивного отдела представляют переданные в 2003 году, однако ещё неизданные стихи норильской поэтессы Алевтины Щербаковой. Или личные документы главного инженера коксохимического цеха (был и такой) никелевого завода Николая Балануцы. Или, например, альбом портретных зарисовок руководителей города, комбината и коллег по работе почётного гражданина Норильска, заслуженного врача РСФСР Евгения Климова.
Первые личные архивы норильчане передали городу ещё в 1989 году. Их обработали к 1991 году. Сегодня в архивном отделе всего семь фондов ФЛП, или 246 единиц хранения. Эти документы охватывают период с 1916 по 2004 годы.
— Везде, во всех российских архивах ценят фонды личного пользования. В Норильске передача ФЛП городскому архиву — инициатива нашего отдела, — говорит начальник архивного отдела Наталья БУТОРОВА. — Несмотря на то что мы эту работу проводим сравнительно недавно, в Красноярском крае наши усилия оценены положительно.
Ценность ФЛП трудно переоценить, считает и ведущий специалист архивного отдела Ирина Перфильева. Она называет фонды частичкой души каждого человека. И каждый такой фонд, по её словам, представляет ценность для многочисленных исследований, в том числе и школьников.
Большая проблема формирования фондов — это, собственно, расставание норильчан с уникальными или просто интересными личными документами. Лишь очень и очень немногие горожане добровольно отдают архивные материалы.
— Архив деда достался мне по наследству, — говорит внучка Николая Балануцы, преподаватель МОУ «Гимназия №5» Ольга Цикунова. — К сожалению, дед умер на Украине, и его архивы, среди которых личные документы 20–30–х годов прошлого века и переписка с Ворошиловым, оказались никому не нужны. Чтобы они не пропали, пришлось спасать их и везти в Норильск.
Вдова Евгения Климова, Клавдия Ивановна, рассказала о том, что её муж увлекался живописью: «Евгений Арсентьевич никогда не держал дома в запасниках свои картины, непременно их раздаривал. Даже в семье остались преимущественно портреты. В городском архиве представлены только наброски, сделанные мужем.»
Однако есть и норильчане, которые при переезде в другие регионы страны вывозят уникальные личные архивы. Судьба многих документов заканчивается печально.
— Очень много ценных документов валяется на помойках российских городов, — говорит один из руководителей альманаха «Неизвестный Норильск» Станислав СТРЮЧКОВ. — Бывшие норильчане — владельцы таких фондов умирают, а наследники, к сожалению, попросту избавляются от ненужных, как они считают, бумажек.
Впрочем, выход из такой ситуации есть. ФЛП можно покупать, как это делает Музей истории освоения и развития НПР. Если в архивном отделе насчитывается семь ФЛП, то в музее — примерно 400. Городской архив приобретать фонды личного пользования не имеет права.
По мнению Станислава Стрючкова, при администрации Норильска можно организовать некое объединение или совет, который сможет покупать уникальные документы у горожан. В этот орган могут войти специалисты музея, архивного отдела, исследователи истории Норильска.
— Естественно, стоимость будет зависеть от исторической ценности документа. Можно, к примеру, заплатить и 5 рублей, а можно и 300. Главное — чтобы люди не избавлялись от норильской истории, — уверен г–н Стрючков.
Это предложение заинтересовало специалистов архивного отдела и, вероятно, уже скоро последует соответствующее обращение к городским властям.
Ален БУРНАШЕВ.
Фото автора.
Источник:
http://gazetazp.ru/cgi-bin/showissue.pl?n=2008/39&i=7
Все новости
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги