Э.Оллворт "Современные узбеки" Часть 2

Э.Оллворт "Современные узбеки" Часть 2

Глава 2.
3.Имена и племена.
Исми жисмига монанд
Его имя соответствует его сути
(Центральноазиатская поговорка)

В Центральной Азии давать имена имело значение священного таинства и связано было с волшебными божественными свойствами имени. Имя Адама подтверждало это убеждение. Согласно Библии первое, что произнес первый человек после сотворения его богом, было его имя . Адам. Мусульманская традиция, впитавшая многие примеры Библии, утверждала, что бог нашел его достойным этого имени, т.е.аль-мутаккалим (говорящий) и сделал его высшим существом, превосходящим все остальные его творения. Мусульмане считают, что имя определяет судьбу человека и исполнения им божественных предначертаний жизни.

То же самое можно наблюдать и в отношении названия отдельных племен. Они содержали в себе великую силу, придающую им значимость в огромном скоплении народов в Центральной Азии. Старейшины изобретали генеалогию племен, которые затем становились легендами их идентификации и каждый член племени должен был знать
их детально для обоснования своей племенной общности.

Название и групповое тождество, связанное с ним, обеспечивали в Центральной Азии
узы более сильные, чем имперские, религиозные или политические. Корпоративное название оказывало мощное воздействие на сознание людей и играло жизненно важную
роль в центральноазиатском сообществе племен. Безымянные группы не имели никакого
значения в истории региона. С ними не считались. Название племени было символом их
места в исторической иерархии местных народов и их роли в политической жизни.

Происхождение названия узбек .

Мощная конфедерация узбеков возникает на северо-западе Центральной Азии в начале
четырнадцатого столетия. Ныне есть доказательства, что первый конгломератнародов,наз-
ванный узбеками, был создан тюркскими воинами, служившими в Золотой Орде. Они принадлежали к тюркскому племени прославленного хана Гияс эт-дина Узбека(был ханом
в 1312-1341х гг.),внука Бату-хана. Он являлся одним из самых могущественных правителей орды. Его авторитет и чингизидское происхождение обеспечили ему абсолютную власть. Он устроил свою резиденцию на другом берегу Волги, напротив Сарая-Берке, расположив свое племя на территории по обе стороны реки. Племя стало обладателем определенной территории и приняло его имя . узбек. В исторических работах персидских авторов уже в то время говорится об узбеках как особом племени, а Золотую Орду называют Улуси узбек.

Между тем другая узбекская конфедерация возникает с приходом Тимура к власти к северу от Казахстана. Историки того времени(Хондамир, Кохистани, Натанзи, Абдураззак
Самарканди) располагают этих узбеков в Западной Сибири, примерно в 1600 км к северо-
востоку от Сарая. В связи с этим, можно утверждать, что узбек, как корпоративное название тюркских племен, возникает где-то около 1360х годов. По всей вероятности после смерти Узбекхана какая-то группа его племени отправилась, в Сибирь и в районе реки Тобол объединилась с проживавшими здесь еще со времени Шейбани тюркскими племенами, которые приняли его название. Столицей нового образования стала Чимга Тура(ныне Тюмень), которая и стала родо-племенным центром сибирских узбеков.С того времени западная Сибирь, кипчакские степи, приволжские равнины арабскими и персидскими историками стали называться "узбекскими владениями",но не по имени Узбекхана, а как территорию корпоративного обьединения.

Многие исследователи конца Х1Х и начала ХХв. выражают противоречивые мнения
относиельно названия узбек. Некоторые считают обоснованным точку зрения хивинского
хана Абулгази Бахадура(правил в Хиве в 1642-1663гг.),что название узбек происходит от
золотоордынского хана. Он писал: "После принятия ислама Узбекханом все стали называть его племя(эль) Джочи народом Узбека и несомненно так будут его называть до судного дня".Но есть и другое мнение. Некоторые исследователи полагают, что в названии узбек отразилось соединение двух слов: "оз", означающее сам, и "бек", выражающее знатный титул и в результате такого сочетания образовалось самоназвание "сам себе господин", которое могло стать общим для различных кочевых племен. Как бы остроумно ни было это утверждение, все же его невозможно принять, т.к.бек означал знатный титул, который назначался ханом и который простолюдину не могло быть привязано. Поэтому понимание Абулгазиханом происхождение названия узбек остается самым вероятным. Великая слава Узбекхана, как вождя и предводителя, побудило всех племен кипчакских степей назвать себя его именем. Джигиты сибирских узбеков совершенно ни в чем не отличались от золотоордынских, а имя Узбекхана, как выдающегося исламского лидера Орды, делало его привлекательным как политически, так и духовно.

Персонификация.

На практике население и племена Центральной Азии ценили, прежде всего, правителей
живущих, которые правили государствами многоэтническими или надэтническими и которые давали названия династиям, во владениях которых они жили.

Согласно Абулгазихану узбеки северо-западной Сибири считали себя поданными Абулхайирхана, который дал название владениям, в которых они жили. В согласии с тем, что писал Абдулгазихан в северно-западной Сибири узбеки считали себя подданными Абулхаирхана, который между 1428 и 468гг. объединил большую часть узбекской племенной конфедерации. Исключая рейды к югу, ни узбеки, ни их имя до пятнадцатого столетия не утверждалось в каких-либо регулярных событиях к югу от Сырдарьи. Хандомир назвал "узбекские" войска (сипахи-озбак" армией грозного врага Тимура, а временами и его протеже, Тохтамыжа. Оглана (правил 1378-1396гг.) последнего хана Белой и Золотой Орды Монгольской империи. Эти войска главным образом располагались на севере Центральной Азии.

Некоторые племена (Хитай, Найман, Карлук, Уйгур и другие) располагались на западе вдоль берегов Волги и причерноморских степях, появившись в северо-западной Сибири в пятнадцатом столетии. Вокруг Абулхаирхана (род. 1412г.) молодого принца из дома Джучи, проиходившего от Шайбана, сконцентрировалось большое число видных вождей из племен расположившихся вдоль Волги.

Став ханом, в 1428г. Абулхайирхан возглавил конфедерацию, в которой вначале состояло не менее 25 племен с большим числом различных подразделений Барак, Байли, Дурмен, Имчи, Джат, Кенегес,Хтай,Кият,Киям, в котором они жили. В Кушчи, Мангыт, Минг, Найман, Карлук, Конграт, Тангут, Таймас, Тубай, Туман, Угриш-Найман, Утарчи, Уйгур, Уйсун, Алман. Но в списке узбекских племен 16 века числятся уже 92.

Четырнадцать прежних племен сохранились еще сто лет, но некоторые исчезли или вымерли, некоторые раскололись или смешались с другими и откололись. Но даже те, кто отделился, продолжали жить под более широкими названиями, но связанных с прежними коренными племенами. Из этих 92 при более точном подсчете в узбекской конфедерации учувствовало мо меньшей мере 20 групповых названий племен. Они включали: Кирк, Джалаир, Конграт, Алчин, Аргун, Найман, Кипчак и 13 других. Необходимо сказать, что каждое десятилетие людской состав племен менялся, как и их название.

Формирование собственного племенного состава в узбекской конфедерации Абулхайирхана свидетельствует о использовании межплеменных связей в политических
целях в северо-западной Сибири. Происходил он из племени Алчин, а его жена Аганак
Беги, мать его сына Шах Будак Султана, из племени Бургут. Ни Алчин, ни Бургут не числились в составе 24 племен, провозгласивших его ханом узбеков. Вождь бургутов привел своих соплеменников в обмен на седло Узбекхана. В свою очередь султан женил своего сына на Ак Кози Бегим, дочери одного из бургутских военачальников. Молодая пара являлась родителями Шахбахт Мухаммада, будущего Шейбанихана. Его опорой стали племена Дурмен, Ички, Найман, Кошчи Уйгур, но родного племени Бургут среди них не было.

В списке 92 узбекских племен согласно Насаб намати (генеалогия узбеков), изданном в 19 веке Бургут занимал по своей значимости и статусу 47 место.

Королевство Абулхайирхана называлось Дашти кипчак(кипчакская степь). Оно охватывало огромную территорию от низовьев Волги до Сырдарьи. Конфедерация быстро расширялась, число племен росло, росли и сами племена и хан предпринимает усилия для перемещения своей резиденции из холодного окружения Чимги Тура в более теплый климат Центральной Азии.

В 1430-1431гг. под предлогом воссоединения конгратов, которые правили в Хорезме
и одно из его племен также называлось конгратами он внезапным нашествием захватывает Ургенч и объявляет себя хорезмским правителем. Чтобы превзойти своих предшественников в области культурного развития, он собирает при своем дворе выдающихся теологов и видных поэтов города, устраивая различные дискуссии, состязания поэтов. Поэты посвящали ему оды и панегирики привычные для восточных дворов. Однако, смуты в Дашты кипчаке и угрозы отделения некоторых племен, не пожелавших городской жизни, вынудило его уйти из Хорезма. Это на несколько десятков лет отсрочило наступление Абулхайирхана, но не уменьшило его страстного желания вернуться вновь.

В 1446-1447гг. он вновь двинулся на юг. Решив обосноваться здесь навсегда, он образовывает по нижнему течению Сырдарьи зимние квартиры для своих войск. Для кочевых племен он избрал территорию по среднему течению реки, объвив своей столицей г. Сигнак и практически создав плацдарм для дальнейшей экспансии на юг. Перенесение узбекской столицы на Сырдарью расценивается историками как самое важное событие в период правления Абулхайирхана и поворотным пунктом в истории узбекских племен.

Будучи единой сплоченной конфедерацией узбекские джигиты как вихрь мчались через
кипчакские степи, сметая все на своем пути. События второй половины пятнадцатого века
свели к нулю этот ураган. Внутри конфедерации возникают противоречия, которые усиливались в результате давления чжунгарских племен. Ряд племен отделились. Смерть
Абулхайирхана в 1468г. завершила распад узбекской конфедерации.

Она распалась на три группы . сибирских узбеков, узбеков-шейбанидов и узбеков-казахов.
Узбек как этнический термин.

Царские браки, погребения или тактические союзы не могли скрыть фактов принадлежности к определенной этнической группе.

В менталитете узбеков, когда они вторглись в Мавераннахр, сохранились в памяти их надплеменные групповые названия. В их коллективном сознании народный эпос Алпамыш занимал центральное место. Здесь герой отождествлялся с народом . узбеками. И повидимому многие стихи и поэмы, вошедшие в него были, были составлены еще до вторжения узбекской конфедерации в Мавераннахр. Алпамыша у тимуридов не было.

Были и языковые различия. Кипчакский диалект кочевых узбеков отличался от огузского варианта узбекского языка конгратов, проживавших в Хорезме и изысканного
разговорного тюркского языка Ферганской долины Восточного Туркестана. В то же время
в таких городах как Бухара, Самарканд и Ходжент господствовал аристократический фарси. Это привело к языковому отчуждению разных групп узбеков, которое сохранялось
вплоть до советских времен. Несмотря на религиозную общность, языковые, духовные связи пришельцы выглядели чужаками, они отличались от тимуридского населения. Алишер Навойи, тимуридский поэт, рассматривал их как отдельные племена, но являющихся компонентами широкого тюркского улуса(тюркской расы).В его поэзии тюркский язык приобретал изящество и благородство и это делало его средством общения не только высших кругов, но и широких народных масс.

Тюркский язык занимал преобладающее положение в обществе. Бабур писал о Ферганской долине:
Его народ является тюркским. В городе или на базаре
Вы не встретите ни одного человека, который не знал
бы его ,Этот язык хорошо подходит для пера. Вот почему
произведения Навоий написаны на этом языке, хотя он
вырос в Герате.

Тимуриды рассматривали узбеков как врагов династии, как врагов своей власти и их
враждебность объясняется именно мотивами династических и политических интересов
После массовой миграции в конце шестнадцатого века узбеки утверждают свои победоносные знамена в нижнем течении Сырдарьи, но переименование Мавераннахра
осталось незавершенным делом. Узбеки еще не стали доминирующей политической силой, которая могла дать новое название региону.

Узбекская конфедерация еще не приобрела единой тождественности, многие авторы говорят о различных племенах . аргун, дурмен, джалаир, кенегес, используя эти названия в качестве идентификации всего конгломерата, но не народа. Это вполне объяснимо, большинство обществ проводит непрерывно множественные тождественности.

Среди узбеков различные родовые и племенные пласты были перемешаны, взаимопроникнуты и в тех условиях невозможно было дать единое название всей этой этнической группе Поэтому средневековые авторы стали употреблять в качестве ее названия шейбаниды.

. Глава 4. Лидерство

Абулхайирхан был великим вождем, хотя описания его воинской удали находились в резком контрасте с идеалом доброго царя в Центральной Азии. Фазлаллах ибн Рузбихан
Исфагани, историк, служивший в разное время в качестве секретаря, советника и летописца пяти различным вождям племен и монархам(Султану Якубу и его сыну Абул Фатх Мирзе Байсункуру, обоим правителям Аккоюнлу, туркменским правителям в Тавризе с 1487г. по1492г.,султану Хусейн Мирза Байкара в Герате в 1504г.,Мухаммад Шейбани хану в 1503г.,затем в Самарканде в 1507-1510х годах,а в 1510-1515гг у одного из эмиров Шейбани хана в Бухаре Убайдуллахана) собрал ценный материал о различных правителяхЦентральной Азии и порядках, царивших в различных областях, где господствовала узбекская конфедерация. Хотя Исфагани не был лично знаком с Абулхайирханом, т.к.прибыл сюда спустя несколько десятилетий после его смерти, но он говорил о нем с теми, кто знал его лично, включая внуков хана и тех, кто принимал участие в его походах. Он писал о нем так: "Никто из ханов не смог достичь его могущества. Он был талантливым падишахом и набожным вождем. Он возвышался среди других падишахов тем, что в период его правления в его владениях царила высшая добродетель и законность, но другие историки приводят и другие причины такого великодушия. Его кочевые сородичи и соплеменники презирали городскую жизнь и
предпочитали жизнь степных викингов как и подобало наследникам Чингисхана. Абулхайирхана беспокоило и то, что его орда не сможет надлежащим образом управлять экономикой, социальной и политической жизнью центральноазиатских городов.

Его внуку Шахбахту исполнилось всего пять лет, когда его могущественный дед совершил роковую ошибку, которая вызвала межплеменной конфликт и раскол в узбекской конфедерации. Когда он объявил на общем курултае вождей племен и родов о намерении переселиться в Центральную Азию на берега Сырдарьи. и сделать своей новой столицей Сигнак это вызвало взрыв возмущения, а такие как Сайидек или братья Ибак
хан и Бурак Султан, возглавлявшие богатые и влиятельные племена, открыто заявили о нежелании уходить из Сибири. Ты как хочешь, а мы отсюда не уйдем . сказали они ему.

Большая часть племен ушла с ним. Но конфликт продолжался. Уже через несколько лет
после обоснования на новых территориях происходит новый раскол. Несколько племен во
главе с Гиреем и Джанибеком удаляются с отведенных для них территории и переселяются к востоку от Сигнака на территорию Могулистана.Это были первые узбекско-казахские племена известные ныне под названием казахов. Слово казах означало "отколовшийся" или "беглый". Хан Могулистана Ишан Буга предоставил им убежище и поселил их в долинах рек Или и Чу, расположенных непосредственно за равнинами кипчакских степей. Здесь они стали жить, как пишет средневековый историк, "в мире и согласии".

Должно быть Абулхайирхан предвидел такой исход, т.к. решения своего не изменил. Это было традицией народов Туркестана, Мавераннахра и Хорасана голосовать ногами и переходить на новое место проживания, если предводитель вызывал их недовольство или неудовлетворял их. Это было нечто вроде политического референдума, который дорого обходился как для тех, кто лишался своих обжитых мест, так и для тех, кто лишался своих
соседей и родственников.

Второй неудачей Абулхайирхана было его поражение в войне с чжунгарами, этнически-
ми монголами, застрявшими в алтайских горах при походе Чингисхана в Центральную
Азию. Узбеки называли их калмаками, т.е.отставшими(ныне их называют калмыки).В 1457г. чжунгары вторглись на территорию узбекской конфедерации, в кровопролитной битве недалеко от Сигнака разгромили войска Абулхайирхана, захватили в заложники одного из его внуков и заставили хана укрыться за стенами города. После разграбления нескольких поселений и городов чжунгары предложили заключить мир. Немного поторговавшись, узбеки приняли условия мирного договора, но внука хана чжунгары оставили у себя. Он содержался у них до десятилетнего возраста и хан уже был бессилен вернуть его.

Он стал игрушкой в межплеменной политической борьбе. Одно из казахских племен похитило его и передало его старшему брату Шахбахту(Мухаммаду Шейбани).

Эти удары потрясли узбекскую конфедерацию. Уход крупных узбекских племен ослабил ее. В степи усилилась узбекско-казахская вольница и увеличилось количество племен, кочевавших за Сырдарьей. Из них стали формироваться две новые группы . одна
под главенством хана Гирея, другая возглавлялась Джанибек ханом. Эти два внушительных узбекско-казахские объединения находились в состоянии постоянных конфликтов. С течением времени узбеко-казахи отбросили первую часть названия, чтобы их не путали с узбекской конфедерацией и стали называть себя просто казахами, навсегда порвав с патерналистской конфедерацией узбеков. Различие в названии разделило две группы племен, превратив впоследствии их в два народа . узбеков и казахов, хотя этнически они имели общий тюркский корень. Те узбекские племена, которые остались в северозападной Сибири, объединились вокруг семьи Ибак Хана и его наследников. Их столицей стал старый центр узбекской конфедерации Чимги Тура(Тюмень), где было провозглашено Сибирское ханство, которое просуществовало почти сто лет и было ликвидировано русскими казаками.

Мухаммад Шайбани Хан

Официально полное имя следующего узбекского хана было Абул Фатх Мухаммад Шайбани Хан (1451-1510гг), в котором сочетались мусульманская кунья(отчество) с тахалуссом(псевдоним), заимствованном у чингизидской династии шейбан. Впоследствии в более зрелом возрасте он использовал и свое родное имя Шахбахт(Королевское счастье).

Юность Шахбахта после смерти отца и деда прошла в борьбе за выживание, которую он
вел вместе с братом и несколькими верными воинами, Это научило его и его брата быть хитрым и изворотливым в степных военных стычках. Ему стоило немало усилий объединить узбекские племена в единую централизованную силу.

У своего деда и добровольных учителей он учился жестокому закону степей, сохранившимся еще с монгольских времен быть неумолимым и беспощадным с врагами и потенциальными противниками и в то же время сохранять лойяльность к кровным связям и этническому родству как гарантии выживания в степи. Военное наследие Чингисхана утверждало небесное происхождение власти правителя и его божественное право на жизнь своих поданных.Всякая оппозиция расценивалась как выражение вражды священному праву власти правителя и заслуживало смертной казни, причем мучительной. В свое время монголы продемонстрировали достаточно наглядно народам Туркестана и Мавераннахра эту силу своей власти. Это правовое наследие оставалось долго в народной памяти региона и для правителей служило примером для подражания.

Чингизидские уставы были обязательны для исполнения. Ими дорожили и монгольская аристократия, которая командовала войсками, составляла основу особой гвардии, занимала высокие должности при его штаб-квартире, охраняла его юрту и его четырех жен, которые всегда следовали с ним, а также его близких родственников. В то время не могло быть и речи о оппозиционных выступлениях в отличие от более поздних времен
узбекских межплеменных отношений, когда допускались и референдумы и оппозиционные выступления. Яса Чингисхана гарантировала степным князьям устойчивость их власти в степи и при оседлой жизни теряла свою силу.

Шахбахт провел свою молодость в кипчакских степях. Территория ,выделенная Шайбану его братом Батуханом, охватывала восток и юго-восток к югу от Уральских гор. Летом его кочевья располагались между Уральскими горами и реками Илек и Иргиз. Зимние стойбища находились в северной части нынешнего :Казахстана, примерно, между 52 градусами восточной долготы и 60 градусами северной широты, занимая площадь в 3.6 млн кв км(территория равная примерно современной Центральной Азии . Г.Х.).

Шахбахт любил свои родные степи. Многоводные реки, степная ковыль, бескрайние равнины вдохновляли его поэтическое дарование. Он писал стихи с ранней юности. В одном из них он говорил: Соловей разума терял свое спокойствие при виде красоты цветов этой страны. Здесь деревья высоки подобно лотусу и как луч сияния тянутся от земли до седьмого неба. С огромной любовью он описывал красоту берез равнин, которые были прочны как железо. Он восхищался охотничьими птицами . соколами, ястребами, которые гнездились в этих местах. Любовь к родным степям родила к нем поэта огромного таланта. Он писал:
Мне порой кажется вся суть мира собрана в том удивительном
мире аромата и удовольствия ,обилии блаженства и наслаждения
кипчакских степей. Весной дни окутаны в приятном дуновении
легкого ветра, ароматного как зефир, а с наступлением ночи при-
ходят покой и радость, которые могут поспорить с небесным раем.

Шахбахт считал прерии самым прекрасным цветочным садом в мире. Кипчакские равнины представлялись ему частью рая. Он увлекался соколиной охотой, поисками
гнезд ястребов, соколов и степных орлов. Этот удивительный край "наслаждения" и"благоденствия", он воспел в своих стихах, называя его мамлакати озбек.

По окончании охоты, в шатре Шахбахта собирались ученые люди, богословы, дарвиши, чтецы корана, поэты на королевский ужин. Образование Шахбахта было религиозным
и поэтому такие собрания были связаны главным образом с чтением и толкованием корана.

Шахбахт был расположен к духовной жизни, образованию и искусству. Его дед заказал специально для него перевод произведений знаменитого поэта, мистика, приверженца суфизма Джалалетдина Руми(1207 . 1273гг).Отец Шахбахта, Шах Будаг Султан, ушедший рано из жизни, также ценил знания. .Историки писали про него, что "он был умным и грамотным королевским принцем".Он назначил своего учителя и наставника Атабека Шейх Бек Уйгура, предводителя племени уйгуров, наставником и воспитателем своего сына. Уйгур продолжал заниматься его воспитанием и после смерти его отца.

Когда умер Абулхайирхан, эмиры шейбанидов передали дальнейшее воспитание братьев одному из эмиров . Карачин Бахадуру. Вскоре ему стало известно, что враги покойного хана ищут его наследников и хотят уничтожить их, чтобы захватить власть.
Он бежал со своими воспитанниками в Астрахань(Аштархан) на Волгу, но враги узнали о их месте пребывания и Карачин Бахадур вынужден был с небольшой охраной бежать на Сырдарью. Зимовали они в Отраре вместе с остатками племени Кошчи, под охраной которых они бежали из Астрахани. Это племя по традиции поставляло шейбанидам телохранителей(атакаш, атабеки) и приемных братьев(кокалдаш). Но этой охраны, да вдобавок еще и протекции дружественного тимурида Султан Ахмад Мирзы оказалось недостаточным.

Правитель Отрара, боясь мести со стороны Ибак Хана, вынудил братьев уйти и вновь превратиться в скитальцев. Старый враг их деда хан Гирей решил, раз и навсегда покончить с руководителями узбекских племен. Его внук, Иренчихан, убил одного из лидеров узбекской конфедерации и покровителей Шахбахта. Это убийство обострило вражду между узбеками и казахами и обратило прежнюю трещину в их отношениях в пропасть.

Шахбахту вновь пришлось бежать, но на этот раз в Бухару.

Историки считают главной причиной его отъезда в Бухару его стремлением повысить свое общее и религиозное образование и жить в культурном обществе. Он прибыл в Бухару в 1471г. в возрасте 21 года. Он решил сменить имя, чтобы придать себе больше знатности и с этого времени он становится известным под именем Абул Фатх Мухаммад Шайбани.В блистательном мусульманском образовательном и теологическом обществе
Бухары он сумел пополнить, свои знания, расширить кругозор, установить связи с богословами мирового значения. Как пишет историк: он сумел полностью овладеть словом божьим, достичь вершин знаний и "нарядить себя в одеяния морального совершенства".

Он принимал участие в дискуссиях с дарвишами, аскетами и богослова
ми, молился вместе с ними и жил с ними в их кельях. Его общение с рядовыми священниками и ведущими богословами помогли ему постичь таинства мусульманской религии. Все последующие действия Шайбани Хана носили печать религиозных премудростей,которые он постиг в Бухаре.

Вся молодость Шайбани Хана проходила по наставлениям его духовных советников и
светских покровителей. Источники свидетельствуют, что он стал членом суфийского ордена Хожаган(Накшбанди) .Под покровительством тимуридов он усердно занимался самообразованием.Его духовным наставником(шейхом) стал один из лучших чтецов корана того времени Мавлана Мухаммад Хтай. Один из авторов конца ХУI в. Нитари утверждал, что Шайбани вскоре сам стал лучшим знатоком Корана. Его учителем философии суфизма являлся бухарский шейх Джамалэтдин Азизан, член Хожаганского ордена(накшбанди). Шайбани совершил паломничество в храм Ходжи Бузурга, где он встретился с внуком святого Ходжа Низам-ал-дин Мир Мухаммад Накшбандия и возможно стал его мюридом. Чтобы показать свою набожность Шайбани проводил ночные молитвы в мечети(тажжахуд). Однако, от шейхов не укрылось, что все это делается искусственно, демонстративно, напоказ..Когда шейх Азизан осудил высочайшие амбициозные претензии своего мюрида, Шайбани хотел сменить своего мюрида и обратился к другому бухарскому шейху с просьбой стать его наставником и учителем.
Но шейх Мансур тонко подметил его подлинную страсть, сказав имаму катиб мечети: "Узбек хочет стать падишахом".

В Бухаре Шайбани провел два года. Ему покровительствовал правитель Бухары из тимуридов Амир Абд ал Али Тархан, в доме которого он и жил. Его современники писали, что все это время он был занят подготовкой снаряжения для будущих битв, его сердце было полно страсти получить шахскую корону, а в его сознании горел огонь завоевателя мира. И чем более образованным он становился, тем сильнее развивалась в
нем жажда власти. Впоследствии Бабур писал, что именно тимурид Абд ал-Али. "явился главной причиной нашествия Шайбани Хана и крушения такой древней династии как
тимуриды".

Бухарский период его жизни стал поворотным в судьбе Шайбани Хана. Впоследствии, став могущественным правителем, он поручил историку Исфагани написать его мемуары
под названием Китаби-и-михман намайи Бухара(Книга гостя Бухары). Прощай Бухара,
я не забуду тебя . были его заключительные слова.

Он покинул Бухару с небольшим отрядом воинов. На пути им встретилась небольшая
крепость Аркук, население которой его тепло встретило. Она и стала его постоянной базой и плацдармом в его экспансии в Центральную Азию. В своих мемуарах он писал:
Эта крепость Аркук стала для нас тем же, что и Медина
для Пророка . да будет мир и покой вечно сиять над ним .
потому что жители города были первыми, кто связал пояса
их жизней с битвой за создание нашего государства, которое
обретает силу с каждым днем.

Видимо, неслучайно Шайбани проводит параллель между Аркуком и Мединой, которая стала оплотом пророка Мухаммада в борьбе за утверждение новой веры. Население Медины оказало поддержку пророку в его отчаянном положении, а население Аркука поддержало Шайбани в его борьбе за новое государство. Жители города стали надежными союзниками Шайбани воевали против его врагов, как против собственных и как против
предателей и еретиков. Вскоре к нему присоединяются воины мангытов, присланных из Бухары вождем мангытов Муса Мирзой. Вместе с мангытскими воинами Шайбани проводит генеральное сражение против своих кровных и непримиримых врагов, отколовшихся племен узбеков под руководством Бурундук хана, внука хана Гирея, Шайбани и его брат Махмуд Бахадур Султан одержали решающую победу и вернулись в Сигнак победителями в резиденцию своего деда, чтобы начать отсюда великий поход на Самарканд.

***
Махалля Ташкент в американском штате Юта является вершиной айсберга, под которой
скрывается нечто большее,чем праздное любопытство к неведомому миру. В 1990г. г.Сиэттл обьявлен городским муниципалитетом побратимом с Ташкентом. В Вашингтонском университете(г.Сиэттл) открыта специальная кафедра, которая занимается исследованием проблем истории и культуры Узбекистана(зав.кафедрой проф.
Ильза Сиртаутас).В 1995г. в США издан учебник узбекского языка под редакцией известного узбекского ученого Э.Фазылова.Можно уверенно говорить о развитии в США научной дисциплины "узбековедения".Работы Э. Оллворта, Д. Монтгомери, Ю. Брегеля, И. Сиртаутас, Д. Бодрогилетти открыли для американского народа прекрасную историю нашего народа со всеми яркими событиями, подчеркивая тот огромный вклад, который внес узбекский народ в мировую историю и общечеловеческую цивилизацию.

Жаль, что у нас не было своих шекспиров и вальтерскоттов, которые могли бы дать свою психоаналитическую характеристику своих макбетов, ричардов, лиров, йорков и ланкастеров. История является бесценным сокровищем духовной жизни нации.
Она требует бережного отношения. Книга Э.Оллворта показывает каким неоценимым сокровищем мы обладаем. История является важнейшим источником воспитания национального достоинства и национального сознания.

Поступило от -
Г.А.Хидоятов, профессор, узбекский историк
niagra@mail.ru

Источник: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1203579360
Дата: 21.02.2008
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ