У Машерова были французские предки?
Сенсационные факты, связанные с родословной первого секретаря ЦК КПБ, журналист «Комсомолки» обнаружил, когда готовил материал к 90-летию.
Даже его официальный портрет, который несли трудящиеся на первомайских демонстрациях, отличался от партийных функционеров.
Улыбка. Она была настолько открытой и искренней. Прямо как у Ива Монтана. Высокая фигура в длинном плаще, казалось, сошла прямо с киноэкрана. И как сейчас выяснилось, эта непохожесть была во многом закономерной.
Прапрадед был солдатом наполеоновской армии?
Дочка Петра Машерова Наталья Петровна, услышав, что журналисты хотят поговорить о французских корнях, сразу согласилась на интервью. Оказывается, этот вопрос давно волновал и саму Наталью Петровну.
- Давно, еще в школе мои одноклассники в шутку называли меня по-французски “мон шери” - моя дорогая. Я еще помню, что мама очень сердилась за это. В семье мы происхождение фамилии не обсуждали. А вообще я этим немного интересовалась, и даже легенда у нас в семье такая ходила, что когда-то, в 1812-м, раненый французский солдат познакомился с белоруской девушкой, они поженились, и он все время называл ее “мон шер”, по-белорусски это звучало “ман шэр”. Так и получилась наша фамилия. А уже через много лет, когда я была в Париже, председатель Конституционного суда Французской республики, сам из очень известной аристократической семьи, рассказывал, что моя фамилия действительно имеет французские корни, один раз даже то ли в шутку, то ли всерьез спросил: «Ну, как вы чувствуете себя на земле своих предков?» А моя сестра Елена не так давно путешествовала по Франции, и вот однажды почти на границе с Италией их туристический автобус остановился рядом со старинным замком, носившим практически то же название, что и наша фамилия. На его воротах был герб, у сестры где-то остались его фотографии, а в парке рядом с замком им показали камень с выбитым на нем красивым женским профилем - она еще потом вспоминала, что тот профиль был так похож на нашу бабушку Надежду…
|
…Мой отец действительно спустя некоторое время после окончания школы вместе с братом Павлом подправил фамилию - их отец, мой дедушка Мирон Васильевич носил фамилию Машера - это по-белорусски, то есть на русском его фамилия звучала бы соответственно как Машеро… В деревне Ширки Сенненского района Витебской области, где родился Петр Миронович, их семья жила очень давно. Были не бедными - у отца было крепкое хозяйство, хороший дом. Жили они почти как на хуторе. Между прочим, у них еще до революции в доме имелась своя небольшая библиотека и - это и теперь удивительно - стояло пианино. То есть получается, что они принадлежали, как теперь говорят, к сельской интеллигенции…
|
Солдат Машеро отстал от армии под Витебском из-за ранения
Наталья Петровна показала мне уникальный, чудом сохранившийся документ, - справку за 1935 год, выданную отцу Петра Мироновича, где и фигурирует его фамилия - Машера. Справка эта до сих пор нигде и никогда не публиковалась. На основании этих сведений я обратился к архивным источникам и мне удалось полностью восстановить генеалогическое древо семьи Машеровых.
Используя тогдашние данные переписи населения, я выяснил, что прапрадед Петра Мироновича по фамилии Машеро действительно был французским солдатом, отставшим в 1812 году из-за ранения от своей части и оставшимся после отступления наполеоновской армии на территории Сенненского уезда Витебской губернии. К пленным или к бывшим противникам у нас тогда относились, пожалуй, даже лучше чем к своим. Так он и остался жить под Витебском и даже принял православие. Затем женился на местной крестьянке, причем они не стали крепостными - в данном случае на них распространялось действие указа императора Александра I «О вольных хлебопашцах» от 1803 года. У них родился сын Ерема.
Имя его, скорее всего, было Жером. Есть такая догадка, основанная на том, что своего сына французский солдат и белорусская крестьянка назвали Еремой в честь отца, только на православный лад. А Ерема по-французски и будет Жером.
У Еремы в свою очередь тоже родились дети: Иван, Кузьма, Назар, Федор и Василий - дедушка Петра Мироновича. У Василия родилось несколько детей и среди них сын Мирон, отец Петра Мироновича, у которого было пятеро детей: дочери Матрена, Надежда, Ольга и сыновья Павел и Петр.
|
КСТАТИ
История с оставшимися жить у нас после войны 1812 года французами не такая уж и редкость. По пути отступления французской армии в ноябре 1812-го, а особенно там, где в узкое горлышко переправы через Березину стремились, но так и не смогли попасть остатки некогда Великой армии, а это север Минской, часть Витебской области, остались целые деревни, где живут люди ну с совершенно «не нашими», не свойственными белорусам фамилиями, вроде Картье, Дюпон или вообще Фигаро.
|
ЕСТЬ ВОПРОС
Можно сегодня ли найти родственников Машеровых во Франции
Если цепочка от Джерома к Петру Мироновичу тянется очень четкая, то выстроить ее в обратную сторону сложно. Хотя бы потому, что разыскать солдата в полумиллионной армии Наполеона - трудная задача. В то время полковые регистры и формулярные списки личного состава даже во французской армии велись в основном на офицеров или на младшие чины. Учет рядовых солдат велся не всегда.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени Белорусского государственного университета Андрей Михайлович ЛУКАШЕВИЧ:
«Для начала надо определить, в каком воинском подразделении служил Машеро. Здесь возможно несколько вариантов для поиска. Первый, что солдат или офицер наполеоновской армии был оставлен в уезде после кровопролитных боев под Витебском, во время марша в начале августа 1812 года частей Великой армии к Смоленску. Не исключено также, что это мог быть солдат или офицер из состава 9-го армейского корпуса Великой армии маршала Виктора, который 15 (27) сентября прибыл из Ковно в Смоленск. Этот корпус был рассредоточен по Смоленской губернии, а 8 (20) октября направлен на помощь французским войскам, которые действовали на Петербургском направлении. И, наконец, это мог быть воин из состава 2-го и 6-го армейских корпусов Удино и Гувьон Сен-Сира, которые на протяжении нескольких месяцев 1812 г. находились на территории Витебской губернии и вели бои против российского 1-го отдельного корпуса генерала Витгенштейна. В любом случае, для подтверждения версии о "французском следе" необходимы продолжительные научные поиски. Правда, шансы найти именно того солдата или офицера, который мог быть предком Машерова, крайне малы…»
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги