Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Календарь Цезаря и папы римского.

09.01.2008
Рождество Христово является одним из самых больших праздников христианства и относится к двенадцати великих церковных праздников Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме.В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Но возникает вопрос, как случилось что христиане разных конфессий празднуют рождество в разные дни , одни 25 декабря, а другие 7 января? Ответ как бы лежит на поверхности по тому, что западная церковь пользуется Григорианским календарём, а конфессии восточной церкви в массе, своей Юлианским . Однако это последствие о котором мы разуметься ещё поговорим. Но что бы понять причину нам нужно вернуться в 1054 г. после рождества христова.

Раскол

Мы в 1054 году, давайте для начала заглянем в Константинополь, здесь мы увидим энергичного и честолюбивого константинопольского Патриарха Михаила Керуллария, его не устраивает сложившиеся положения вещей , начиная с IV века молодая Христианская церковь имела очень четкую организацию, руководствовалась так называемой пентархией (от «пять») — пятью патриархатами (кафедрами), которые находились между собой в постоянной связи, хотя и были независимыми. Это Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская кафедры. Главенствующее место занимал Римский престол, по легенде первым главой римской церкви был апостол Пётр . Ещё главенство римского папы проявлялось среди прочего, в том, что в случаях какого-либо несогласия другие церкви обычно обращались к Риму, как к арбитру. Патриарх Михаил хотел добиться полной независимости от римского престола и получить статус «Вселенского Патриарха» что давала ему возможность сравняться в значимости с Папой римским.

Теперь перенесёмся в Рим, к папскому двору. Тут мы увидим Папу Льва IХ он неприемлет претензии Константинопольского патриарха, Лев согласен увеличить некоторые его полномочия, но всё равно римский престол должен оставаться первым в иерархии церквей. Для решения конфликта Лев IХ отправляет в Царьград своих легатов во главе с кардиналом Гумбертом. В Царьграде послы вели деловые переговоры с императором Константином, но их взаимоотношения с Патриархом Михаилом сразу сложились неприязненно. Особенно после того, как на богословском диспуте в Студетском монастыре, в присутствии императора и многочисленного дворянства, латиняне одержали полную и убедительную победу — опровергли все выдвинутые против Западной церкви обвинения. Дошло до того, что Патриарх даже отказался встречаться с легатами. Что, конечно, настроило легатов на воинственный дух.

Во время литургии в Святой Софии, переполненной православным народом, папские легаты прошли к алтарю храма и обратились к верующим с жесткой критикой их Патриарха. А потом торжественно и сурово положили на алтарь папское послание, в которой подвергли анафеме Патриарха Михаила и его сторонников — за склонность, якобы, к ереси. Потом легаты вышли из Большой Церкви, стряхивая пыль со своих ног и повторяя: «Видит Бог и судит». Через день послы покинули Константинополь. Патриарх немедленно созвал Поместный Собор своей церкви, который осудил папских легатов и, в свою очередь, подверг их анафеме. Папская послание была прилюдно сожжена. Достаточно персональная, так, по крайней мере, кажется, стычка кардинала Гумберта с Константинопольским Патриархом Михаилом стала — как ни трудно в это поверить катализатором великого раскола, концом почти тысячелетнего единства христианского сообщества, началом тысячелетней вражды. Письма и документы того времени, написанные Патриархом Михаилом Керулларием, свидетельствуют, что он хорошо понимал смысл того, что случилось. Подавляющая же часть верующих с обеих сторон считали, событие неприятным инцидентом, одним из многих, которой будут скоро забыт. История рассудила иначе — с того времени во всех Восточных церквях перестали поминать Пап во время богослужения. То же самое сделала Западная церковь. Взаимоотношения между церквями почти полностью прекратились.

Конечно, кроме личностного противостояния папы и патриарха было немало аспектов способствующих расколу церкви. К 1054 году сформировались различия в культуре церковной жизни- литургия, церковная иерархия, монашеская жизнь, церковное искусство и тому подобное . Не последнюю роль в том, что церкви все больше расходились в разные стороны, играли этнографические и культурные факторы. Восточные церкви объединяли, главным образом, греков и славян, а Западная — «молодые варварские» народы — германцев, галлов, саксов, которые смешались с малой частью потомков граждан Римской империи. Если для востока, языком общения в течение многих веков оставался греческий , то в Западной Европе широко пользовались латынью. Количество теологов, которые знали хорошо как греческую, так и латынь, в середине I тысячелетия уменьшилось — состоялось печальное «разделение языков». Христиане не всегда могли понимать друг друга, читать теологические произведения, документы, письма на языке другой церкви, грамотно вести переговоры друг с другом. Немало различий в теологических формулировках произошло «благодаря» переводчикам (тлумачам). Христианский Восток и Запад все меньше знали о делах, проблемах друг друга, не интересовались жизнью другой стороны, перестали считать себя составляющими одного христианского сообщества. Непохожесть другой стороны теперь воспринималась как грех. Однако, при наличие доброй воли лидеров церквей всё это можно было решить, но личностные амбиции оказались выше.

Два календаря(история).

Теперь давайте перейдём к одному из следствий этого события, которое и привело к тому, что христиане разных стран празднуют рождество в разные дни.

Для этого нужно отправиться в 1582 год в Рим, ко двору папы Григория XIII. Здесь 4 октября взамен старого юлианского календаря, созданного ещё по приказу Юлия Цезаря, александрийским астрономам Созигеном в 45 г.д.н.э . был ведён новый Григориа?нский календа?рь. Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио Результаты их труда были зафиксированы в папском послание, названном по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»).

Во-первых, новый календарь сразу сдвигал на 10 дней текущее число из-за накопившихся ошибок. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе: год високосен (то есть содержит 366 дней), если:

а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или

б) его номер делится без остатка на 400.

Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё больше и больше (на 1 сутки в столетие, если предыдущее столетие не делилось на 4). Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей (то есть даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году), чем юлианский.

В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремию II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующее каноническим правилам.

Два календаря(Сегодня).

 

В светской жизни мы уже давно пользуемся григорианским календарём, как и почти все страны мира,Украина перешла на него 14.03.1918г. В церковной же жизни около 4/5 от общего числа православных, пользуются юлианским календарём, это приверженцы Русской православной церкви, а также такие поместные церкви, как Иерусалимская, Сербская, Грузинская и монастыри Афона(эти церкви в связи с постоянно изменяющейся разницей между юлианским и григорианским календарями, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI вв., а 8 января по новому стилю, в то время, как церкви, использующие григорианский календарь, будут продолжать встречать этот праздник 25 декабря.

). Греческая, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви, а также Сирии, Ливана и Египта пользуются новоюлианским календарём, очень похожим на грегорианский.

Вот так сложилось исторически, что из-за конфликта между лидерами церквей и календарных реформ, люди разных конфессий празднуют рождество в разное время, но в конце концов это не столь важно, ведь главное в любом религиозном празднике это вера, а дата уже второстепенна.

Источник: http://h.ua/story/77741/