Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Когда же родился Иисус?

07.01.2008

Простой, на первый взгляд, вопрос. Однако ответить на него не так просто, поскольку ни 25 декабря, ни 7 января не являются историческими датами рождения Христа.
Почему Рождество празднуется именно в эти дни? Для ответа на этот вопрос следует углубиться в историю христианства.

В первые три века существования христианства не было отдельного праздника рождения Христа. Было общее празднование Теофании (Епифании) или Богоявления, которым 6 января чествовалось и рождение Христа, и его крещение. Этот праздник символизировал также чудо в Кане Галилейской, воскресение Лазаря и некоторые другие события, которые свидетельствовали о пребывании Бога-Христа на земле. Конкретная дата рождения Иисуса никого особенно не интересовала.
Некоторые Отцы Церкви, заинтересовавшиеся датой рождения Христа, приводили очень неожиданные данные. Среди них наиболее близка к нынешним датам позиция св. Епифана, который писал о 6 января. Св. Ипполит Римский и св. Киприян считали, что это было в марте (25 и 28 соответственно). А вот св. Климент Александрийский писал о 18 ноября. И подобный перечень можно продолжить. Если считать физиологически, то следует к 7 апреля (день Благовещения) прибавить 9 месяцев. Именно этим православные объясняют то, что Рождество празднуется ими 7 января. Однако можно считать и по-другому — праздник Благовещения определился отнятием от 7 января 9 месяцев.
Что же вынудило христиан определить точную дату рождения Христа? Как это не удивительно — ересь. А именно арианство, сторонники которого утверждали, что Христос не был Богом, а только талантливым и прекрасным человеком. За неоценимую помощь, которую Иисус оказал Богу-Отцу в деле спасения мира, благодарный мир и наделил Христа титулом «Божьего Сына», «усыновил его».
Арианство было осуждено Первым (Никейским) Вселенским собором в 325 г. Однако одно дело — осудить, другое — остановить его распространение. Выход из этой сложной ситуации следовало искать немедленно. И этот выход Папа римский Юлий II увидел в основании праздника рождения Младенца Иисуса и чествовании (создании соответствующего культа) рождения Бога на земле. Сложнее всего было избрать конкретный день. Идеально для этого подошел праздник «Solis Invicti» (Непобедимого Солнца). Этот праздник «привез» в Рим в III ст. император Аврелий, который провозгласил бога-солнце главным покровителем Римской империи. Праздник быстро прижился и стал популярным в народе. Ведь на том уровне общественного сознания, развития знаний о Вселенной и природе, уменьшение длительности дня всегда вызывало тревогу — победит ли Солнце темноту и холод? Счастливый день 25 декабря давал позитивный ответ — Солнце побеждает всегда.
И это выглядело логично даже с другой стороны — у Отцов Церкви и в самой Библии, канон которой был сформирован еще до введения отдельного праздника Рождества, есть очень много сравнений Иисуса со Светом, Солнцем: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. « (Иоанн 8:12). Иисус придет, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. «(Лука 1:79) Согласно Объявлению св. Иоанна Богослова в конце времен мир не будет нуждаться в материальном светиле: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. « (Откровение 21:23). Этот перечень можно продолжать. Таким образом, языческий праздник Непобедимого Солнца очень органично превратился в праздник Рождения Непобедимого («Natalis Invicti»).
С IV века праздник начинает отмечаться в Риме. Другие христианские Церкви не сразу приняли нововведение. Впоследствии он распространяется на севере Африки (известен уже в 360 г.), Испании (известен с 380 г.) Святой Иоанн Златоуст в 386 г. ввел этот праздник в Антинохии. Впоследствии он появился в Константинополе, Иерусалиме и др. провинциях империи. В 535 г. император Юстиниан издал специальный декрет, которым провозгласил этот праздник государственным в Римской империи. Однако отметим, что формирование праздника Рождества повлияло на формирование и установление других важных праздников, зависимых от него, — Благовещения, Сретения, Рождества Иоанна Крестителя и т. д.
Еще один интересный аспект Рождества — именно этому празднику должна быть благодарна детвора за то, что взрослые начали более внимательно и снисходительнее относиться к ним. Особенность Рождества как детского праздника определилась деятельностью св. Франциска Ассизского, который акцентировал внимание именно на поклонении Младенцу Иисусу. Сейчас нам трудно представить, что в средневековой Европе детство заканчивалось после седьмого года жизни. Восьмилетние дети могли вступать в трудовые отношения, должны были отвечать перед законом как взрослые. Заслугой св. Франциска было и введение в 1123 г. в ритуал праздника мотива вертепа (кукольных представлений), который сразу стал популярным во всей Европе.
Рождественские праздники органически слились с русскими дохристианскими зимними святками, которые начинались в Вечер Рождества Христова или Сочельник (24 декабря-6 января). Этот семейный праздник, своеобразный спектакль, актерами которого были все члены семьи, как живые, так и умершие. Готовилось 12 постных блюд, которые в каждой местности могли варьироваться, но обязательной и самой главной едой была кутья. В этот день заканчивается великий сорокадневный Рождественский (Филиппов) пост. Поэтому пост особенно строгий — не завтракали и не обедали. Только с появлением первой вечерней звезды, которая возвещает о воплощении большого чуда — рождения Сына Божьего — начинался праздничный ужин. После окончания ужина старшие дети разносили кутью близким родственникам. На следующий день заканчивался пост, и начинался праздник «Рождества во плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В Рождественские дни на Руси распространены были вертепы, наиболее ранние упоминания о которых относятся к XVI ст. Их введение приписывается св. Димитрию Ростовскому. На Рождество (в зависимости от местности это может быть первый или второй день праздника, а иногда и Сочельник) начинают колядовать. Украинские колядки до сих пор носят выразительный древнерусский характер и позволяют проследить представления наших предков о мироздании, рождении мира, человека и т. д.
Существует много народных примет на рождественские праздники. Например: было замечено: если первые три дня праздника иней держится на деревьях — это к хорошему урожаю хлеба; если в эти дни тепло — к холодной весне; если ночью много звезд — к урожаю ягод и т.д.
Как видим, день Рождества Христова является символической датой, которая удачно совпала с языческими праздниками рождения Света или Солнца.

Источник: http://www.chaspik.info/news/00351/16.php