Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Когда же родился Иисус?

07.01.2008

Простой, на первый взгляд, вопрос. Однако ответить на него не так просто, поскольку ни 25 декабря, ни 7 января не являются историческими датами рождения Христа.
Почему Рождество празднуется именно в эти дни? Для ответа на этот вопрос следует углубиться в историю христианства.

В первые три века существования христианства не было отдельного праздника рождения Христа. Было общее празднование Теофании (Епифании) или Богоявления, которым 6 января чествовалось и рождение Христа, и его крещение. Этот праздник символизировал также чудо в Кане Галилейской, воскресение Лазаря и некоторые другие события, которые свидетельствовали о пребывании Бога-Христа на земле. Конкретная дата рождения Иисуса никого особенно не интересовала.
Некоторые Отцы Церкви, заинтересовавшиеся датой рождения Христа, приводили очень неожиданные данные. Среди них наиболее близка к нынешним датам позиция св. Епифана, который писал о 6 января. Св. Ипполит Римский и св. Киприян считали, что это было в марте (25 и 28 соответственно). А вот св. Климент Александрийский писал о 18 ноября. И подобный перечень можно продолжить. Если считать физиологически, то следует к 7 апреля (день Благовещения) прибавить 9 месяцев. Именно этим православные объясняют то, что Рождество празднуется ими 7 января. Однако можно считать и по-другому — праздник Благовещения определился отнятием от 7 января 9 месяцев.
Что же вынудило христиан определить точную дату рождения Христа? Как это не удивительно — ересь. А именно арианство, сторонники которого утверждали, что Христос не был Богом, а только талантливым и прекрасным человеком. За неоценимую помощь, которую Иисус оказал Богу-Отцу в деле спасения мира, благодарный мир и наделил Христа титулом «Божьего Сына», «усыновил его».
Арианство было осуждено Первым (Никейским) Вселенским собором в 325 г. Однако одно дело — осудить, другое — остановить его распространение. Выход из этой сложной ситуации следовало искать немедленно. И этот выход Папа римский Юлий II увидел в основании праздника рождения Младенца Иисуса и чествовании (создании соответствующего культа) рождения Бога на земле. Сложнее всего было избрать конкретный день. Идеально для этого подошел праздник «Solis Invicti» (Непобедимого Солнца). Этот праздник «привез» в Рим в III ст. император Аврелий, который провозгласил бога-солнце главным покровителем Римской империи. Праздник быстро прижился и стал популярным в народе. Ведь на том уровне общественного сознания, развития знаний о Вселенной и природе, уменьшение длительности дня всегда вызывало тревогу — победит ли Солнце темноту и холод? Счастливый день 25 декабря давал позитивный ответ — Солнце побеждает всегда.
И это выглядело логично даже с другой стороны — у Отцов Церкви и в самой Библии, канон которой был сформирован еще до введения отдельного праздника Рождества, есть очень много сравнений Иисуса со Светом, Солнцем: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. « (Иоанн 8:12). Иисус придет, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. «(Лука 1:79) Согласно Объявлению св. Иоанна Богослова в конце времен мир не будет нуждаться в материальном светиле: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. « (Откровение 21:23). Этот перечень можно продолжать. Таким образом, языческий праздник Непобедимого Солнца очень органично превратился в праздник Рождения Непобедимого («Natalis Invicti»).
С IV века праздник начинает отмечаться в Риме. Другие христианские Церкви не сразу приняли нововведение. Впоследствии он распространяется на севере Африки (известен уже в 360 г.), Испании (известен с 380 г.) Святой Иоанн Златоуст в 386 г. ввел этот праздник в Антинохии. Впоследствии он появился в Константинополе, Иерусалиме и др. провинциях империи. В 535 г. император Юстиниан издал специальный декрет, которым провозгласил этот праздник государственным в Римской империи. Однако отметим, что формирование праздника Рождества повлияло на формирование и установление других важных праздников, зависимых от него, — Благовещения, Сретения, Рождества Иоанна Крестителя и т. д.
Еще один интересный аспект Рождества — именно этому празднику должна быть благодарна детвора за то, что взрослые начали более внимательно и снисходительнее относиться к ним. Особенность Рождества как детского праздника определилась деятельностью св. Франциска Ассизского, который акцентировал внимание именно на поклонении Младенцу Иисусу. Сейчас нам трудно представить, что в средневековой Европе детство заканчивалось после седьмого года жизни. Восьмилетние дети могли вступать в трудовые отношения, должны были отвечать перед законом как взрослые. Заслугой св. Франциска было и введение в 1123 г. в ритуал праздника мотива вертепа (кукольных представлений), который сразу стал популярным во всей Европе.
Рождественские праздники органически слились с русскими дохристианскими зимними святками, которые начинались в Вечер Рождества Христова или Сочельник (24 декабря-6 января). Этот семейный праздник, своеобразный спектакль, актерами которого были все члены семьи, как живые, так и умершие. Готовилось 12 постных блюд, которые в каждой местности могли варьироваться, но обязательной и самой главной едой была кутья. В этот день заканчивается великий сорокадневный Рождественский (Филиппов) пост. Поэтому пост особенно строгий — не завтракали и не обедали. Только с появлением первой вечерней звезды, которая возвещает о воплощении большого чуда — рождения Сына Божьего — начинался праздничный ужин. После окончания ужина старшие дети разносили кутью близким родственникам. На следующий день заканчивался пост, и начинался праздник «Рождества во плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В Рождественские дни на Руси распространены были вертепы, наиболее ранние упоминания о которых относятся к XVI ст. Их введение приписывается св. Димитрию Ростовскому. На Рождество (в зависимости от местности это может быть первый или второй день праздника, а иногда и Сочельник) начинают колядовать. Украинские колядки до сих пор носят выразительный древнерусский характер и позволяют проследить представления наших предков о мироздании, рождении мира, человека и т. д.
Существует много народных примет на рождественские праздники. Например: было замечено: если первые три дня праздника иней держится на деревьях — это к хорошему урожаю хлеба; если в эти дни тепло — к холодной весне; если ночью много звезд — к урожаю ягод и т.д.
Как видим, день Рождества Христова является символической датой, которая удачно совпала с языческими праздниками рождения Света или Солнца.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.chaspik.info/news/00351/16.php
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны