Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Ржевские семьи - хранители старой веры

25.12.2007
Старообрядчество на Руси возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу патриарха Никона, осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича. Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. До второй половины XIX в. приверженцы старых взглядов испытывали жестокие гонения со стороны государственных властей.

С конца XVII в. центром старообрядчества Тверской губернии был Ржев. Его жителям требовалось немало сил, чтобы защитить свои религиозные убеждения. Для этого использовались любые средства, начиная от обращений к императору, правительству и заканчивая активным сопротивлением полиции.
Практически все коренные фамилии Ржева (купеческие и мещанские) были тесно связаны со старообрядческой общиной города. В старой вере воспитывались дети и внуки, становясь хранителями древнего благочестия. Таким образом религиозные традиции скрепляли семейные узы ржевитян.
Внутри общины протекали сложные хозяйственные процессы: она была центром накопления капитала, где существовали своеобразный экономический механизм, кредитная система, координация поставок сырья, производства и сбыта. Как отмечали чиновники в докладах, "в Ржеве главные капиталисты почти все раскольники и, конечно, поручают свои дела торговые преимущественно своим единоверцам, они же в случае каких-либо потерь от богатых получают и помощь. Богатство в Ржеве на стороне раскольников, которые поэтому и пользуются уважением беднейших как ржевских, так и иногородних".
К последователям старой веры относились представители древнейших ржевских купеческих фамилий Берсеневы, Ваулины, Болобановы, Волосковы, Дьяковы, Долгополовы, Латышевы, Левтеевы, Немиловы, Нетунахины, Образцовы, Поганкины, Поярковы, Протопоповы, Сазоновы, Свешниковы, Симоновы, Томилины, Торопченовы, Храмцовские, Цыбины, Чупятовы, Чураковы, Шараповы, Шитиковы и др.
Находясь до начала ХХ в. фактически вне закона, старообрядцы испытывали многочисленные трудности во всех сферах жизни. Одна из самых острых проблем, с которой им приходилось сталкиваться, была связана с их брачно-семейной жизнью. Многие из них уклонялись от регистрации рождений, браков и смертей в метрических книгах православных приходов, как того требовало законодательство. Оно же запрещало старообрядческим священникам вести свои метрики. Складывалась безвыходная ситуация: идти к "чужому" приходскому священнику, чтобы оградить себя от уголовного преследования, либо игнорировать требования закона, тем самым навлекая на себя и свою семью гнев властей.
Особый пример стойкости в защите своих религиозных убеждений демонстрирует драматичная история ржевской семьи Поганкиных. Мещане Петр Иванович и Анна Ивановна поженились в 1834 г., еще будучи православными, поэтому венчание произошло в православной Троицкой церкви г. Ржева. Через два года они перешли в старообрядчество. Осенью 1839 г. у них родилась дочь Евдокия. Глава семьи Петр Поганкин в это время отсутствовал, занимаясь хозяйственными делами в Санкт-Петербурге, поэтому первые трудности, связанные с крещением ребенка, пришлось решать Анне Ивановне в одиночку. Православный священник предлагал ей крестить новорожденную. Однако она ответила ему, что "и она, и муж ея, ожидая утверждения их в старообрядчестве, крестить новорожденную при церкви не согласны". И далее цитата из судебного дела: "Священник, стараясь уверить ее, что их запись в старообрядцы уничтожена начальством, убеждал ее крестить ребенка при церкви, но она решительно сказала, что до прихода мужа ея в дом она никак не согласится на его убеждения. По возвращении мужа ея в дом, он священник снова убеждал обоих, но они в надежде утверждения их записи, по примеру других, остались в своем заблуждении непреклонными".
Подобные ситуации повторялись в 1850 и 1853 гг. при рождении детей у теперь уже купцов Поганкиных. В конце концов дело дошло до комитета министров, который постановил "выдержать в тюрьме Петра один год и четыре месяца, Анну же один год, не в одно и то же время, а затем строжайше им подтвердить, дабы они отнюдь не осмеливались обнаруживать ересь свою". Вскоре Петр Поганкин был посажен в тюрьму, без внимания осталось и его прошение об освобождении из-под стражи в связи с беременностью жены.
Следует сказать, что в определенные периоды законодательство несколько смягчалось, например, старообрядческим священникам разрешалось вести записи в метриках. Конечно, в этом случае властями двигало не чувство толерантности, а лишь необходимость каким-то образом контролировать численность приверженцев старой веры. В эти периоды у старообрядцев была возможность узаконить свои брачно-семейные отношения.
Наиболее напряженные ситуации в Ржеве возникали, когда старообрядческие священники отсутствовали в городе, что чаще всего было связано с их арестами. Но и в этих случаях ржевитяне находили выход, практически немыслимый для XIX века: начало совместной супружеской жизни без совершения таинства венчания, или в современном понимании - заключение гражданских браков. В середине XIX в. в ржевском городническом правлении разбиралось несколько так называемых "дел о незаконном сожитии". Купеческий сын Иван Долгополов на следствии следующим образом рассказывал о своем браке: "В минувшем 1856 г. в январе месяце, по благословлению родной матери моей, взял за себя замуж дочь ржевской мещанки Л.Я. Берсеневой, Александру, с которой теперь живу как с женой. 22 минувшего ноября прошлого 1856 г. у меня родилась дочь Екатерина". Его мать, А. Долгополова, подтверждала показания сына: "Сын мой Иван, достигнув совершенных лет, с согласия моего живет с дочерью ржевской мещанки Л.Я. Берсеневой, Александрой, как муж с женой, без всякого повенчания, от которой имеет дочь Екатерину. Обратиться в православие ни я, ни сын мой с женой не желаем, ожидая себе попа". Результат судебных разбирательств был предсказуем: все подобные браки было постановлено расторгнуть.
Даже в трагические минуты смерти и захоронения умерших власти не оставляли в покое старообрядцев. Долгое время ржевитяне боролись за выделение участка земли под кладбище. Обряд погребения сопровождался под неусыпным надзором полицейских, для переноса тела умершего в моленную для отпевания необходимо было получить специальное разрешение.
Такими трудностями сопровождалась повседневная жизнь приверженцев старой веры в Тверской губернии и в целом по России. Несмотря на это, старообрядцам удалось сохранить веру и добиться в начале ХХ века от правительства ее официального признания.

Изучение генеалогии и истории семьи ржевских династий активно продолжается в настоящее время. Автор обращается к потомкам всех ржевских фамилий (купеческих, мещанских, крестьянских), проживающих в Твери, с просьбой информационной помощи в восстановлении родословий, историй семей Ржева. E-mail: diana_primako@mail.ru
На нашем проекте можно заказать генеалогическое исследование вашей семьи.
Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=33330
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны