Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?

17.12.2007

Бухарские евреи откуда есть они пришли в Бухару Благородную?

После публикации моих статей по саманидам я получил большое число откликов, разделившихся в их оценке на две группы. Некоторые выражались неприлично злобно за "оскорбление" таджиков и даже желали убить меня или расквитаться со мной еще более неприличным образом; но в некоторых выражалось согласие со мной, поддержка моих взглядов и пожелание "дальнейших успехов".

Поскольку только в дискуссиях и спорах рождается истина, я отнесся спокойно ко всем доброжелателям и недоброжелателям, довольствуясь тем, что сама проблема оказалась актуальной и не оставила пользователей Интернетом равнодушными.

Но одно из писем обратило мое особое внимание. Написал его бухарский еврей Мавашев из Израиля. Поддержав в целом меня за "правду", он выразил сожаление, что я как-то проигнорировал бухарских евреев и не коснулся вопроса- как они появились в Бухаре и какую роль они сыграли в судьбах узбекского народа и Республики Узбекистан.

Каюсь за свое упущение и постараюсь восполнить и исправить этот недостаток, тем более, что я всегда относился к тем людям, которые считали, что бухарские евреи имеют древнейшую историю и заслуживают соответствующее место в истории народов Узбекистана.

Но прежде должен рекомендовать всем интересующимся историей бухарских евреев прочитать замечательную книгу моего друга доктора исторических наук , профессора Давида Очилдыева, ныне живущего в США, под названием "Пленники Навуходоносора", изданную в Нью-Йорке издательством "Мир коллекшн" (Mir Collection) в 1998 г. Она написана на хорошей научной основе, профессионально и читается с большим интересом.

Он прошел хорошую научную подготовку на восточном факультете Ташкентского государственного университета(ныне Национальный университет Мирзо Улугбека), закончил аспирантуру в институте востоковедения АН УзССР, долгие годы работал зав кафедрой в Ферганском педагогическом институте. Ну а затем, как говориться, подался в США.

А теперь по существу.

ххх

У меня был свой парикмахер, бухарский еврей, звали его Миша в миру(по паспорту Мордухай), работал он в парикмахерской в гостинице Ташкент. В течении почти десяти лет я стригся у него и никому больше не мог доверить свою голову. Все-таки консерватизм не самое плохое в жизни. А иногда полезно быть немного консерватором.
Он знал мою голову, я знал его замечательные руки и вкус. И раз в месяц я терпеливо дожидался очереди, чтобы попасть к нему. У него была большая клиентура.

Однажды я почувствовал, что он заметно нервничает. Наклонившись ко мне, он прошептал мне в ухо:
- Домла, я получил приглашение из американского посольства в Москве(это было в 1981 г.) с уведомлением о представлении мне и моей семье вида на жительства в США с получением через год американского гражданства. Не знаю что и делать?
- Как семья?
- Они взбесились от радости. Какая-то нечистая сила захватила их. Едем и все тут. Ничего не хотят слышать.
-Тогда надо ехать, а то на всю жизнь будешь виноватым.
- Но как же так, ведь здесь дом, где я родился, моя родная махалля узбекская, где все знают друг друга . все! Я воевал, командовал пулеметным взводом, дошел до Зееловских высот у Берлина, был ранен . Имею привилегии как инвалид ВОВ. Каждый год встречаюсь с фронтовыми друзьями. И что . все бросить!? Дочка учиться в медицинском, сын в политехническом. А что они будут делать там?

Миша любил свою нацию, как называли ее "майда миллат", но он чисто говорил на узбекском языке, любил узбеков, наши традиции, образ жизни, весь его род жил среди узбеков и привыкли они к этой кутерьме, которая их окружала в махалле. Коллектив уважал его, однажды даже назначили заведующим парикмахерской. Был аккуратен, не пропустил ни одного дня работы, подтянут, корректен и скромен.

Уехал Миша. Говорят проводы превратились в трагедию. Весь вечер он рыдал и обнимал всех.

В те годы я много занимался проблемами межнациональных отношений и Мишин пример для меня был поучителен. У всякой маленькой нации всегда один страх- раствориться в большой , потерять свой язык, национальность, разрушить свой национальный дом, где хранится ее история, ее душа, ее бесценное богатство- культура и когда говорят об интернационализме, это вызывает у малых наций подозрительность и страх.

Национальный вопрос в Советском Союзе был одним из главных факторов его крушения. Все призывы КПСС об интернационализме лишь усиливали сопротивление малых наций. Они вызывали страх русификации и поглощения великой русской нацией.

Но видимо и в национальном вопросе бывают свои решения и свои пути сохранения на бытовом и национальном уровне, теплых дружественных отношений, исключающих межнациональные противоречия и конфликты.

Яркий пример Швейцария. Четыре разных национальности проживают в одном государстве и никогда не было межнациональных трений. В стране утверждены четыре государственных языка(французский, немецкий, итальянский и старый романский язык). Все офицеры армии обязаны знать четыре языка.

Пример бухарских евреев в Узбекистане также поучителен. Свыше тысячи лет живут бок о бок евреи и узбеки в одном государстве, в Бухаре в одном городе и никогда не было между ними конфликтов. Обе нации, евреи . 50 тысяч., узбеки 25 млн., как говориться разные весовые категории, а обид никаких.

Следовательно, мировой опыт показывает, что в многонациональных странах можно создать такой механизм сосуществования и культурного сотрудничества различных наций, которые исключает межнациональные конфликты.

Но как евреи оказались в Центральной Азии, в такой дали от их этнической родины?

Бухарские евреи

В 586 г. д.н.э. вавилонский царь Навуходоносор после почти двухлетней осады завоевал Иерусалим. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон. Иудейское царство перестало существовать. Произошло массовое изгнание иудеев из Иерусалима и других городов и сел страны. "И ушли иудеи в изгнание из Земли своей" говорится в Библии.

В Вавилон были уведены ремесленники , ученые люди, купцы, вероятно коло 50 тыс. человек. (См. Д. Очилдыев "Пленники Навуходоносора". Нью-Йорк 1998 г. стр. 95). Священный город Иерусалим лежал в руинах, заросший дикими травами.

Переселенцы расселялись компактными группами, автономно , что позволило им сохранить язык, традиции, веру , образ жизни и быстро размножаться . Среди иудейских пленников сильна была надежда на скорое возвращение на родину. Однако, пророки ориентировали своих земляков на долгие годы проживания на чужбине.

Со временем сыны Израиля хорошо обустроились, многие достигли больших успехов, накопили немалые богатства. Оказавшись рядом с Вавилоном, городом торговцев, многие из них быстро богатели посредством торговли и приобрели большое влияние в придворных кругах мировой державы.

В 539 г. д.н.э. Вавилон пал. Он был завоеван персидским царем Киром. Он был провозглашен царем Вавилона. Теперь евреи оказались подданными нового государства-Персии. Всем евреям он разрешил вернуться на родину. Но некоторые предпочли остаться. Персия стала мировой державой и это предоставляло еврейским торговцам огромные возможности как для торговли так и продвижения по службе.

Часть из них потянулись в Среднею Азию, которая привлекала своими плодородными землями, обилием воды, развитым животноводством, умеренным климатом.

Первое еврейское поселение здесь появляется в Балхе. В течении нескольких последующих веков Балх становится самым крупным центром еврейской общины в Средней Азии. Постепенно евреи стали расселяться и по другим крупным центрам этого региона. Вскоре еврейские поселения появляются в Согде.

Они постепенно ассимилировались с ираноязычными племенами Хоросана и иранский язык стал для них родным. Но сохранилась их вера-иудаизм, их поклонение Сиону, образ жизни, мечта когда-нибудь вернуться на историческую родину. Будучи разбросанными по многим странам евреи стремились сохранить этническое единство и не вступали в брачные отношения с другими нациями. Тем самым они сохранили свою этническую идентичность.

Видимо первые еврейские поселенцы стали переселяться в Бухару еще в VII в., когда были разгромлены Сасаниды в Иране и там утвердилась власть халифата. Они бежали сюда вместе с иранскими беженцами и обосновали здесь свои кварталы. Говорили они на пехлеви, являющимся официальным языком Сасанидов, с диалектом древнего согдского языка.

Позже в Бухаре был создан новоиранский язык- дари и они быстро освоили его, но сохранили элементы пехлеви. Поэтому их язык является смесью древнеиранского языка ахеменидов, пехлеви и дари, с элементами тюркского языка. Он стал основой современного таджикского языка.

Поэтому истинные таджики, живущие в северных районах Афганистана и Пакистана, говорят на совершенно иных языках, местных диалектах, их три - каратегинский, являющийся бадахшанским наречием, дарвазско-ваханский и шугнанский.

Бухара, завоеванная арабами, ставшая столицей централизованного государства саманидов, а позже караханидов, ануштегенидов (хорезмшахов) стала практически второй родиной евреев. Они развивали торговлю, ремесленничество. Отсюда они начали расселяться по другим городам Туркестана. Их общины с синагогами появляются в Шахрисябзе, Ширабаде, Гиссаре, Самарканде.

Новая группа евреев прибыла в Бухару по инициативе Тимура. Рассказывают, что в Ширазе (Иран) Тимуру преподнесли в подарок шелковую ткань необыкновенной красоты. Он заинтересовался мастерами, изготовившими ее. Оказалось, что мастерами были евреи. На приглашение властителя новой империи переселиться в Бухару еврейские ремесленники поставили одно условие: они переселятся, если это будет разрешено сделать одновременно десяти семьям, т.к. "по их законам молитву можно читать с участием не менее десяти взрослых мужчин". Тимур согласился. В Бухару переселилось десять семей искусных красителей. Они создали в Бухарском эмирате отдельную отрасль промышленности: красильные мастерские по окраске шелка и пряжи.

Диаспора бухарских евреев развивалась быстро. Они захватили в свои руки торговлю некоторые отрасли ремесленничества. Им принадлежало несколько хлопкоочистительных цехов, а также винокуренные заводы в Ширабаде, Шахрисябзе, Душанбе, Гиссаре и Бухаре.

Живя своими общинами и исповедуя иудаизм, бухарские евреи по своему физическому типу резко отличаются от европейских евреев. Долголетнее сосуществование в мусульманской азиатской среде наложило особый отпечаток на их внешность, благодаря которому они выделялись как среди своих европейских соплеменников, так и местного населения. Они сохранили чистоту типа, напоминаюшего библейских евреев Палестины.

В Бухаре они нашли благоприятную природную и социальную среду для жизни, деятельности, торговли. Они были двуязычными и совершенно свободно говорили на смешанном иранском наречии и узбекском языке. С завоеванием Средней Азии Россией и образованием Туркестанского края с русской администрацией они быстро освоили и русский язык и практически захватили в свои руки всю русско-бухарскую торговлю.

Многие настолько хорошо освоили узбекский язык, что стали переводчиками на узбекский язык русских и персидских писателей. Стали узбекскими писателями и поэтами.

Они не ассимилировались с узбекской нацией, но стали интегрированной ее частью. Они стали частью семьи узбекской нации.

Конечно, в Бухарском эмирате они испытали и гонения и унижения. В отношении их проявлялись религиозная неприязнь, их положение было унизительным. Нередко богатых евреев избивали за требование вернуть долг. Нередко бухарские эмиры бывали должны крупные суммы денег и вместо уплаты избивали своих кредиторов, чтобы те не напоминали о долге.

Это отношение к евреям перешло и в обычное право и в законодательство. Эмиры издали ограничительные постановления, по которым евреи не имели права ездить верхом на лошадях а лишь на ишаках, обязаны были при встрече с мусульманами слезать, не имели право носить пояса, а должны были подпоясываться веревкой и др.

Тем не менее бухарские евреи хранили верность своей вере, традициям образу жизни, безропотно подчинялись всем предписаниям, но стремились жить в дружбе с узбеками. Они не роднились, но жили единой семьей.

Будучи от природы наделенными талантами в искусстве они стали артистами, певцами, танцорами. Невозможно представить себе узбекскую современную духовную жизнь без Берты Давыдовой, Фотимы Боруховой, Михаила и Мордухая Давыдовых , Сары Самандаровой, композиторов С. Юдакова и Левиева, певицы Мухаббат Шамаевой и Илюши Маллаева, все они были народными артистами Узбекистана. Они стали и выдающимися учеными. Давид Очилдыев, профессор Ферганского университета С. Мавашев, сотрудник АН РУ и другие. Они вносили достойный вклад в научную жизнь республики.

Откровенно я любил эту "майда миллат", т.е. маленькую нацию. Большая часть сапожников, чистильщиков, парикмахеров Ташкента были бухарские евреями, но не было среди них нищих и бродяг, не числились среди клиентов наркодиспансеров и медвытрезвителей.

Какая-то нечистая сила сдула их всех за рубеж. Я с пониманием относился к Шаломаевым и Сулеймановым, которые эмигрировали в Израиль. Это их историческая родина и наверное никто никогда не сможет понять какая же сила таиться в чувстве родины, любви к ее истории, национальной психологии, которые передаются через поколения.

Но никак не мог постигнуть тех, кто рванулись в Америку. Они устроились неплохо. Живут в Нью-Йорке в Квинсе, компактной общиной со своим раввином и синагогой. Работа, неплохие деньги и шемящая душу болезнь тоски по родине. Никак не могут избавиться от тоски по Узбекистану.

В 1990 году будучи в США в командировке по приглашению Вашингтонского университета в Сиэттле, я нашел время посетить своих старых друзей бухарских евреев в Квинсе. У всех одно и то же- тоска по Узбекистану.

Илюша Маллаев выразил эти чувства в своих стихах "Зачем я это сделал", написанных на узбекском языке. Мы еще помним его псевдоним . Каргор.

Старшее поколение граждан Узбекистана помнит Мухаббат Шамаеву с ее знаменитой песней "Кучалар, кучалар, ойдин кучалар" и Илюшу Маллаева с его отдельными концертами. Они были популярными , носили титулы народных артистов, участвовали в правительственных концертах, каждый день передавали их песни по телевидению и радио по всей республике. Они были известны всей республике, а там они неизвестны даже соседям.

Бухарские евреи были первой волной ираноязычного населения Бухары. Другая волна была связана административно- политическими преобразованиями в Бухарском ханстве XVII в.

Кушбеги в Бухаре.

В XI Иран был завоеван , пришедшими из Центральной Азии тюрками-сельджуками и с тех пор вплоть до 1923 года он управлялся династиями тюркского или монгольского происхождения. Династии иранского происхождения управляли лишь в отдельных областях страны.

Политической и военной силой были тюрки, но в гражданском управлении правители пользовались услугами персов; многие из них оказывали покровительство персидской литературе и наукам.

Кроме того в средние века в Азии господствовали три могущественных государств- Иран под властью династии Сеффевидов и Каджаров, Афганистан . Дуррани и Индия под властью бабуридов, где государственным языком считался фарси.

В связи растущими связями Бухары с этими государствами бухарские правители также стремились шире внедрять в делопроизводство иранский язык и использовать на государственной службе людей иранского происхождения, для которых персидский язык был бы родным языком.

В Бухаре при хане джанидской династии(аштарханиды) Абдал-Азизе(1645-1680) была утверждена должность кушбеги, премьер . министра, являвшегося также великим визирем., который должен был вести все государственный дела. Он непременно должен был быть лицом иранского происхождения.

Кроме того, Абдал-Азиз пожелал, чтобы кушбеги был назначен из бывших рабов, у которых не было бы родственников в ханстве и которые не были бы склонны к родственности и решению государственных вопросов под влиянием родственных отношений.

Полное отсутствие всякого родства у пленного раба, взятого во время одного из набегов туркмен на персидский Хорасан еще ребенком, создавало эти гарантии, а освобождение затем от тяжелой рабской доли и возведение на высшую должность в ханстве предоставлением огромной власти служил залогом беззаветной преданности такого лица.

Первый опыт видимо оказался удачным и затем постепенно в государственную жизнь вошел обычай, ставший впоследствии как бы обязательным , что на должность кушбеги непременно назначался бывший раб- перс по происхождению.

Но постепенно отсутствие родства кушбеги утратилось , т.к. они обзаводились семьями и их потомки , занимая совершенно изолированное положение, старались не смешиваться с узбеками, оставаясь по вере шиитами, тогда как узбеки были суннитами.

Да и узбеки сами издавна относились с презрением к персам. Раскол мусульман на шиитов и суннитов привел к формированию в исламе двух враждебных лагерей, что в особенности было заметно в Бухаре, считавшейся "куполом ислама" и где бухарские богословы даже объявляли шиитов "харом" т.е. нечистыми. А в народе персов называли "эрони" и мишхор" , т.е. мышеедами.

Персы стали занимать высокие государственные должности. Кушбеги стали покровительствовать не только своим родственникам, но и этническим персам, назначая их на должности беков, зякятчи, амлякдоров. Родственные связи многочисленных административных лиц персидского происхождения привели к формированию особой социальной прослойки эрони, к их общей солидарности и коллективной психологии. Это создало тяжелое положение для населения, которое не могло найти против них защиты.

В стране начались волнения против произвола эрони. В январе 1911 года они переросли в массовые выступления, когда кушбеги Астанакул попытался произвести административное деление эмирата на вилайеты и расширить функции беков, назвав их хакимами, т.е. перестроить административное деление эмирата по персидскому типу(вилайеты и хакимы чисто иранское административные звенья государственного устройства).

Кушбеги были главными проводниками иранизации Бухары и именно им принадлежит традиции иранской цивилизации и иранского языка в Бухаре.

Эмир Сайид Алимхан вынужден был уволить Астанакула, а также лишить должностей всех его родственников и его назначенцев.

Но эти эрони никогда не считались таджиками, да и сами они отвергали всякую попытку связать их с ними потому что считали таджиков людьми низкого социального происхождения, низкой культуры.
Почему?

Рабы.

В Бухаре и Хиве , как известно, были крупные невольничьи рынки, где торговали живым товаром, т.е. рабами. Они здесь всегда были в большом количестве и на выбор . от грудного ребенка до взрослых мужчин. В Бухаре , как и во всей Центральной Азии, рабовладельческого способа производства не было и рабов покупали для домашних работ в качестве прислуги, подмастерьев, сопровождающих в поездку в Мекку или другими святым местам.

Рабов доставляли главным образом из Ирана, большей частью из Хорасана, куда туркменские племена совершали частые рейды с целью грабежа и захвата людей в рабство. Работорговля была выгодным промыслом . В ряде случаев туркмены добирались до Тегерана, который в 1785 году стал столицей страны.

По различным сведениям в середине XIX в. Бухаре скопилось до 15 тысяч рабов из Ирана, хотя никто не может точно доказать действительные цифры о бухарских рабах. В 1873 году после поражения в войне с Россией эмир бухарский Сайид-Музаффар-эд-дин обязался ликвидировать работорговлю. В договоре между Бухарой и Россией подписанном 10 октября 1873 г. говорится: " В угоду государю императору всероссийскому и для вящей славы его императорского величия высокопоставленный Эмир Сайид-Музаффар-эд-дин постановил: отныне на вечные времена в пределах бухарских прекращается постыдный торг людьми, противный законам человеколюбия". По договору всех рабов предписывалось немедленно освободить и отправить на родин, cнабдив необходимыми средствами. Для наблюдения за осуществлением этого условия в Бухару назначался специальный уполномоченный из России.

Эмир выполнил его. В Бухаре было освобождено 10 тысяч рабов и все отправлены попутными караванами на родину. Все они были иранского происхождения . Но некоторое количество их осталось . И бывшие рабы стали частью персоязычного населения. Их и стали называть таджиками.

Бухара, как и Самарканд, была перекрестком великих торговых путей и центром исламской культуры. Здесь в шумной толпе торговцев и священнослужителей, учителей и учеников духовных школ, ремесленников и писарей одинаково звучало речь на арабском, узбекском, фарси, хинди и урду.

Хотя уже в середине века узбекский язык быстро развивался и стал доминировать в деловых и официальных сношениях и все суды казиев велись на нем, происходили эволюции и других языков. В результате взаимовлияния и взаимопроникновения в Бухаре формируется бухарский диалект фарси, в котором значительную часть занимали элементы тюркских и арабских языков.

Он и составил языковую основу персоязычной ауры города и окрестностей, куда входили эрони, бухарские евреи и остатки рабов, таджики. Они говорят на одном языке- бухарском диалекте фарси. Он и стал общенародным и официальным языком в Таджикистане, хотя в горных районах его не понимают.

Во так и получается , что у бухарских евреев гораздо больше оснований претендовать на свою роль в истории Бухары, чем у таджиков и роль более значимую и основательную. Но они-то скромно молчат.

В своей классической работе "Географический очерк Мавереннахра" В Бартольд отождествляет таджиков с иранцами.

Он пишет: "Жители обоих селений (Афарикента и Дахбида), недалеко от Самарканда , иранцы(таджики). В Бартольд неоднократно настаивал , что само название таджик происходит от арабского племени "тай", которое затем преобразовалось в таичик (См. В. Бартольд соч. т.2, ч I , стр. 450).

Махмуд Кашгари и Юсуф Баласугун, самые авторитетные средневековые авторы по народностям Центральной Азии, употребляли в свое время, XI в., слово таджик как обозначение иранца (перса), "но раньше, подчеркивал Бартольд, тюрки называли таджиками арабов, на что указывает китайское даши" (там же).

Бартольд подчеркивает , что у таджиков и тюрков издавна сложились неприязненные отношения. На это были субъективные основания. Он приводит пример, когда один из наследников Хорезма отправлялся в Мазандаран(Иран) его учитель предупредил никогда не доверять таджикам, потому что "у таджиков никогда не будет доверия к тюркам" (там же, стр. 460).

В. Бартольд считает, что причиной тому было сотрудничество таджиков с Чингисханом. При взятии Нишапура Чингисхан разрушил весь город и оставил здесь монгольского эмира с отрядом из таджиков в 400 человек для истребления остатков населения(см. Бартольд соч. т1, стр.514). Многие таджики поступили на службу монголам и при Чингисхане достигли высоких должностей. Пример тому Хабаш Амид из Кармине(Бухара) достиг должности эмира. (там же стр. 540) . С этого времени к тем, кого называли таджиками сложилось недоверие и неприязнь, как к прислужникам монголов.

Вполне возможно, персы-рабы, которые после договора 1873 года получили свободу, стали называть себя таджиками. К бухарским евреям они относились высокомерно, столь же высокомерно к ним относились эрони, узбеки со времен Чингисхана проявляли к ним недоверие и недружелюбие.

В энциклопедическом издании "Россия. Полное географическое описание нашего отечества, т.19. Туркестанский край, изданной в 1913 г. под редакцией В.П. Семенова .Тяньшанского, дается емкая убедительная характеристика таджикам в Центральной Азии.

Они составляют, говорится в монографии, главную массу население горных частей бухарского эмирата- Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и других областей верхнего течения Амударьи, а также отчасти бекств Кулябского и Баульджанского к таджикам относили "все оседлое население горных районов Туркестана, не принадлежавшее к тюркской народности и говорящее на различных местных наречиях персидского языка"(Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т19. Туркестанский край. Под ред В.П. Семенова Тяньшяньского СПг 1913 г. стр.405) и далее говорится : "К теперешним таджикам относятся также потомки позднейших персидских переселенцев и в особенности рабов, которые в большом количестве , в разное время , водворялись в Туркестан" (там же)

В мире вероятно нет ни одного однородного в национальном отношении государства. Процесс глобализации не сблизил нации. Наоборот он способствовал разъединению , т.к. материальный интерес и культ материальных ценностей способствует обособлению как отдельной личности, так и целых национальностей.

В США расизм доминирует в общественной жизни. Он является образом жизни, при котором неграм и цветным открыта дорога только к нижним этажам гражданского общества. Антирасовые законы, принятые при президенте Джонсоне(1962-1968 гг.) ничего не изменили. Видимо расизм никогда не уйдет из общественно-политической жизни США и психологии американского народа. В ответ- терроризм.

В Европе процветает сепаратизм, т.е. стремление к независимости народов, живших прежде в едином государстве. СССР превратился в СНГ, Содружество независимых государств, распалась Югославия, Англия оказалась практически расколотой на Англию, Шотландию, Южный Уэльс и Сев. Ирландию, в Испании баски и каталонцы требуют образования их независимых государств, в Косово албанцы стоят накануне объявления независимости, в Грузии практически вышли Абхазия и Южная Осетия.

Этот список можно продолжить. Бельгия также накануне раскола- два национально-автономных объединения, фламандцы и валлоны, находятся на пути к созданию отдельных государств и вероятно страна скоро перестанет существовать. Греция ссориться с Македонией из-за названия, на Кипре киприоты не могут примириться с киприотами-турками.

Но это, видимо , только начало всемирно-исторического процесса, который будет развиваться по мере углубления глобализации. Глобализация экономики и научно-технического процесса, стирая политические и национальные границы в то же время пробуждает силы национализма, стремление к сохранению национальной идентификации, национальных языков, традиций.

Мир стоит перед альтернативой- мирно разойтись или мирно сосуществовать. Для сохранения государственного единства необходимо научиться уважать национальные особенности друг друга, отказаться от расовых и шовинистических предрассудков арийского превосходства, создавать общую духовную культуру, делать нации многоязычными, объявить национальное высокомерие политическим преступлением, проявлять нетерпимость к идеям национальной ограниченности.

Г.А. Хидоятов - узбекский историк
niagra@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1197840360

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1197840360
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны