В жилище неандертальцев обнаружили новое помещение

01.10.2021

Пещеру Горама (Gorham’s Cave) в юго-восточной части Гибралтара, образованную водой 250 тыс. лет назад, открыл в 1907 году британский военныы А. Горам, в честь которого она и названа. Исследования, начатые в 1960-х годах, показали, что пещеру долгое время населяли неандертальцы. В 1989 и в 1997-2005 годах проводилось комплексное исследование пещеры Горама, соседних пещер, а также морского дна возле пещеры. Изучались преимущественно слои, относившиеся к среднему палеолиту и сменившему его примерно 37 тыс. лет назад позднему палеолиту.

В 2012 году были начаты новые масштабные раскопки в пещере Vangard (Авангард), входящей в комплекс Горама. В самой пещере Vangard было обнаружено множество свидетельств давнего присутствия неандертальцев: следы очагов, каменные орудия, останки убитых животных, включая оленей, горных козлов, тюленей и дельфинов (!). Четыре года назад исследователи обнаружили также молочный зуб четырехлетнего ребенка-неандертальца, вероятно, растерзанного гиенами.

Сейчас специалисты пытаются определить истинные размеры пещерного комплекса Горама и проверить, имеются ли там проходы и камеры, засыпанные песком. На днях британская газета The Guardian сообщила, что группа археологов, возглавляемая Клайвом Финлейсоном, биологом-эволюционистом и директором Национального музея Гибралтара, обнаружила брешь, которую удалось расширить до такой степени, что в неё можно было заползти человеку. Брешь привела учёных к 13-метровой камере в верхней части пещеры, где с потолка свисали сталактиты и наблюдались следы древнего землетрясения. Камера была полностью изолирована от мира по крайней мере 40 тысяч лет. Финлейсон заявил, что эту находку «можно уподобить открытию гробницы Тутанхамона: вы попадаете в пространство, в котором никто не бывал уже 40 тысяч лет. Это поразительно!». Учёные надеются, что изучение новой камеры, а также дополнительных боковых ответвлений приведет их к необычному месту захоронений, так как неандертальцы вряд ли оставляли останки своих соплеменников вблизи очага.

См.: https://www.gazeta.ru/science/news/2021/09/28/n_16604413.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D