Леонид Абалкин «Огромный интерес к самопознанию России»
Интервью с академиком Леонидом Ивановичем Абалкиным (ЛА) ведет сотрудник Института по связям с общественностью Марина Миронова (ММ)
ММ: Почему Вы захотели заняться изучением своей родословной? Что Вас к этому подтолкнуло?
ЛА: Интерес к происхождению своей семьи, своего рода существовал давно, хотя всерьез этим делом я занялся сравнительно недавно. Я нашел упоминание о происхождении своей фамилии, поэтому успокоился и долго не занимался родословной. Но события, которые начали происходить в стране на протяжении последних десяти-двенадцати лет вновь и резко обострили интерес к своей семье, к ее происхождению, к ее прошлому и будущему. Сейчас у меня собрались материалы семейного архива. Я понял, что наша семья происходит из крепостных крестьян. Мой дед, родившийся в семье в прошлом крепостного крестьянина, проделал очень большой жизненный путь и создал первую во Владимирской губернии сельскую библиотеку-читальню. В 1899 году он открыл эту библиотеку и она существует до настоящего времени. Шесть лет назад она отметила свое столетие.
Я поднял эту историю, и понял, что в период подъема земства, приобщения людей к культуре, грамотности, возник вот этот позыв создания сельских публичных библиотек при поддержке земства. Сейчас эта библиотека находится на улице, которая названа по имени одного из инициаторов создания библиотеки - врача Каргаполова. Так и называется: "улица врача Каргаполова".
Во время открытия этой библиотеки дед мой был волостным писарем в Караваевской волости. Он был утвержден в должности библиотекаря, выдающего книги из этой библиотеки. Я нашел в архиве Владимирской области рукописный подлинник, написанный моим дедом, Устава этой библиотеки.
ММ: Устав для пользователей?
ЛА: Устав библиотеки. Он хранится в архиве. За создание библиотеки мой дед был награжден грамотою, подписанною помощником министра внутренних дел России в 1899 году. Оказывается, что почетная грамота, или "Похвальный лист", как она официально называлась, была утверждена при Александре II в 1862 году. И на грамоте это написано: "Учреждена по указанию Императора российского в 1862 году". И вот за это он был удостоен грамотой.
У него так и осталось начальное образование, хотя уже дети и большая часть его большой семьи получила и высшее образование, стала кандидатами наук. И вот так я прослеживал эту связь.
Почему родился этот позыв? - Понимаете, дворянские родословные широко известны. Дворян, писателей, художников очень много, есть мемуары, воспоминания… За эти десять-двенадцать лет (я буду еще не раз к этой теме возвращаться) у нас сложилось представление как будто талантливыми людьми в России были лишь мыслители, писатели, художники, военачальники, а вся остальная-то страна была полупьяная, безграмотная, состоящая из крепостных крестьян, ленивых, бездарных, пьющих и т.д. И вот мой позыв - это желание восстановить достоинство, величие, гражданскую гордость за Россию в целом, всех ее сословий.
ММ: И этническое самосознание?
ЛА: И этническое самосознание у меня активизировал этот поиск. Я экономист и занялся в последние годы историей экономической науки, историей экономики России. Написал целый ряд работ на эту тему, начиная с юбилея Кондратьева Николая Дмитриевича, когда отмечалось столетие со дня его рождения в 1992 году. Я написал специальный доклад, изучил его жизнь, написал о нем. Я собрал уникальный материал о Сергее Юльевиче Витте и сделал большой доклад к стопятидесятилетию со дня его рождения. Нашел уникальные произведения, которые я включил в эту книгу, которых не было в исторической науке России.
Вот, например, любопытная история про вазу Фаберже, которую Витте подарил Нью-Йоркской Фондовой бирже в 1902 году. Когда я был в Америке и узнал о ней, мне эта история запала в память.
ММ: Почему?
ЛА: Почему? - Потому что на Нью-Йоркской бирже в то время впервые начали продавать русские ценные бумаги! Рубль-то Витте утвердил - золотой рубль - в 1896 году и в память об этом он подарил Бирже вазу.
Но об этом никто не знал. Обратился к нашим специалистам - историкам-профессионалам - не знают. Связался с Нью-йоркской Фондовой биржей, получил от нее фотокопию этой вазы и с текстом Витте, написанным на этой вазе.
Сейчас наблюдается огромный интерес к самопознанию России. И вот таким образом интерес к самой родословной, к своей семье переплетается с мыслями о России, о ее духовном складе, о ментальности, о гордости, о самоопределении россиян. Поэтому вопрос показался мне очень интересным. Стали появляться и работы, уже не только о дворянах. Я получил сейчас по крайней мере два документа - один из наших крупнейших академиков - Челышев - написал свою родословную. Кстати, он тоже из Владимирской губернии. Потом Костин, который когда-то бы председателем Комитета по труду, тоже из крестьянской семьи. Он написал свою родословную. И вот я занялся изучением своей семьи, своего рода.
Мне представляется, что даже если говорить экономически профессионально, то возрождение России - это не только темпы роста валового внутреннего продукта. Его истоки проходят через культуру, через духовную жизнь, через самоопределение нации и ее характера. И это выступает, как экономический фактор.
Я много поднял литературы. В свое время писал об одной из книг, выпущенной в начале двадцатого века, тоже нашим академиком-экономистом Янжулом Иваном Ивановичем, который написал книжку под названием "Забытый фактор производства". Знаете, как пишут? - Труд, земля и капитал. Так вот, "забытый фактор производства" - это честность. Нет ничего более важного у государства, которое должно уделять особое внимание воспитанию честности. Мне это и профессионально интересно.
Кстати, своеобразие экономической мысли России состояло в том, что оно никогда не было чисто западно рационалистическим. Оно всегда включало в себя два начала - западный рационализм и восточную духовность. И всегда факторы производства, источники роста - это прекрасно сказано у Менделеева - всегда сочетали вот эти элементы. Это было традицией нашей мысли, и оно отразилось на многих поколениях. Во многом это объясняет и то, почему некоторые попытки навязать нам западные ценности не прошли в России, не дали результата. И не могли дать результатов ни при каких условиях. Наша модель всегда увязана с историей народа, его культурой, системой ценностей, его отношением к добру и к материальному благу.
ММ: А можно ли сказать, что какие-то основы такого мышления, отношения к жизни, экономического поведения оказываются более эффективными, чем западные такие же технологии?
ЛА: Везде они носят специфический характер. Применительно к России чисто западные ценности не могут дать успешных результатов. В принципе. Применительно к Западной Европе, адаптированные к их модели мышления и поведения, к их бытовым отношениям могут.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги