Сословия

от 30 ноября 2002 года

Обращаясь в архив, обязательно надо указать, к какому сословию принадлежал ваш предок. Это не каприз - все сословия учитывались совершенно по-разному и документы, по которым может вестись генеалогический поиск, тоже совершенно разные. 
      Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В Европе в Х-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство, в XIV-XV веках общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России, как всегда, все было значительно сложнее. 
      До Петра народ наш был разнообразен и анархичен, говоря по-научному, имелись многочисленные сословные группы со слабо развитой корпоративной организацией и нечеткими разграничениями в правах. С Петра все стало более четким, но все равно в России больше, чем в других странах, было возможностей перехода из одного сословия в другое, можно было повысить сословный статус через государственную службу, а дворяне присоединенных к империи стран часто становились российскими дворянами. Женщины могли повысить сословный статус, выйдя замуж за представителя более высокого сословия. Для крепостных крестьян отдавать детей в учебные заведения означало свободное состояние для них в будущем. 
      Все сословия Российской империи делились на привилегированные и податные. Сословное положение определялось происхождением (по рождению), служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением). 
      Функции по охране и удостоверению прав и привилегий всех сословий принадлежали исключительно Сенату. Он рассматривал дела о доказательстве сословных прав отдельных лиц и о переходе из одного состояния в другое. 
      Мы будем рассматривать одно сословие за другим, конечно, я не расскажу о них все, что можно и нужно, но начальные сведения дам. Если будет много вопросов по какому-то сословию, сделаю для него специальную рассылку. А если вам интересно, как выглядели представители разных сословий, можно зайти на эту страницу:www.all-photo.ru/empire/index.ru.html?id=4861.

Господствующее сословие

Дворянство

Основу дворянства составили бывшие в Московской Руси привилегированные сословные группы так называемых "служилых по отечеству чинов" (т.е. по происхождению). Службу свою они наследовали и обладали наследственными вотчинами, либо, по достижении совершеннолетия, верстались поместьями, которые и были вознаграждением за их службу. 
      Думные чины возглавляли государственный аппарат - думные бояре, окольничие, дворяне и думные дьяки. 
      Московские чины несли придворную службу, составляли так называемый "государев полк" (своего рода гвардию), назначались на руководящие должности в армию и в местную администрацию, имели значительные вотчины или были наделены подмосковными поместьями: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы. 
      Городовые чины: дворяне выборные (по очереди посылались для службы при дворе и в Москве, ходили в дальние походы и выполняли административные обязанности вдалеке от уезда, в котором находились их поместья), дети боярские дворовые (несли дальнюю службу) и дети боярские городовые (несли службу городовую или осадную, составляя гарнизоны своих уездных городов). 
      Служилые люди были свободны от налогов, падавших всей своей тяжестью на тяглых людей, но никто из них, от городового сына боярского до думского боярина, не был освобожден от телесного наказания и в любую минуту мог быть лишен чина, всех прав и имущества. "Государева служба" для всех служилых людей была обязательна и освободиться от нее можно было лишь за болезнями, ранами и старостью. 
      Принадлежность к служилым людям по отечеству - дворянам и детям боярским - фиксировалась в так называемых десятнях, т.е. списках служилых людей, составлявшихся при их смотрах, разборах и верстании, а также в даточных книгах Поместного приказа, где обозначались размеры поместий, даваемых служилым людям. 
      В результате петровских реформ все категории служилых людей по отечеству слились в одно "благородное шляхетское сословие" , причем каждый член этого сословия от рождения был равен всем остальным, а все различия определялись разницей в положении на служебной лестнице, по Табели о рангах, во-вторых, приобретение дворянства службой было узаконено и формально регламентировано. 
      Дворяне должны были служить в армии и флоте; не более одной трети от каждой "фамилии" допускалось к гражданской службе, которая только в это время обособилась от военной. По указам 1714 и 1723 гг. обязательным для дворян стало первоначальное образование. Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в нарочно для того устроенных школах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться. Поступая на службу, дворянин делался солдатом гвардии или даже армии. Он служил вместе с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином. 
      Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника "герольдмейстера". Сенат рассматривал доказательства и утверждал в правах на дворянское достоинство и на почетные титулы князей, графов и баронов, выдавал грамоты, дипломы и другие акты, удостоверявшие эти права, составлялись гербы и гербовники дворянских родов и городов; ведал делами о производстве за выслугу лет в гражданские чины до пятого класса включительно. 
      Жалованная грамота дворянству, утвержденная Екатериной II в 1785, устанавливала порядок приобретения и доказательства дворянства, его особые права и преимущества, в том числе свободу от налогов и телесных наказаний, а также от обязательной службы. Учреждалась дворянская корпоративная организация с местными дворянскими выборными органами. Впервые была узаконена такая категория, как личные дворяне. Основные права и привилегии, предоставленные дворянству Жалованной грамотой, оставались, с некоторыми уточнениями и изменениями, в силе вплоть до реформ 1860-х гг., а по ряду положений и до 1917. 
      Потомственное дворянство передавалось по наследству и, таким образом, приобреталось потомками дворян при рождении. Женщины недворянского происхождения приобретали дворянство при вступлении в брак с дворянином. При этом они не утрачивали дворянских прав при вступлении во второй брак в случае вдовства. В то же время женщины дворянского происхождения не утрачивали своего дворянского достоинства при вступлении в брак с не дворянином, хотя дети от такого брака наследовали сословную принадлежность отца. 
      Дворянство могло быть приобретено специальным высочайшим пожалованием, но на практике такие случаи были весьма редкими. 
      Табель о рангах определяла порядок приобретения дворянства службой. Поскольку тема эта объемная, если будут вопросы, я напишу об этом отдельно. Так же отдельно я напишу о том, кто причислялся к дворянству в казачьих войсках. 
      Еще один источник приобретения дворянского достоинства - награждение одним из российских орденов
      Просить о возведении в потомственное дворянство могли внуки личных дворян(т.е. потомки двух поколений лиц, получивших личное дворянство и состоявших на службе не менее 20 лет каждый) , старшие внуки именитых граждан (звание, существовавшее с 1785 по 1807) по достижении 30-летнего возраста, если их деды, отцы и сами они "сохраняли именитость беспорочно", а также - по традиции, законодательно не оформленной, - купцы 1-й гильдии по случаю 100-летнего юбилея их фирмы. Так, например, получили дворянство основатели и владельцы Трехгорной мануфактуры Прохоровы. 
      При присоединении новых территорий к России местная знать, как правило, включалась в состав российского дворянства. 
      Независимо от способа получения потомственного дворянства, все потомственные дворяне в Российской империи пользовались одинаковыми правами. Различия были лишь в зависимости от размеров недвижимости - от нее зависела степень полноправности участия дворян в дворянских выборах. С этой точки зрения, все дворяне Российской империи можно разделить на 3 разряда:

  • Дворяне, внесенные в родословные книги и владеющие недвижимым имуществом в губернии, пользовались в полном объеме правами и преимуществами потомственного дворянства как в составе дворянских обществ, так и в отдельности принадлежавшими каждому лицу. Дворянин должен был записываться в родословную книгу той губернии, где он имел постоянное место жительства, если он владел там какой-либо недвижимостью, хотя бы она была и менее значительна чем в других губерниях. Дворяне, имевшие необходимый имущественный ценз сразу в нескольких губерниях, могли записываться в родословные книги всех тех губерний, где они желали участвовать в выборах.
  • Дворяне, внесенные в родословные книги, но недвижимым имуществом не владеющие, пользовались в полном объеме правами и преимуществами, принадлежавшими каждому лицу, а правами в составе дворянских обществ в ограниченном объеме. Дворяне доказавшие свое дворянство по предкам, но не имевшие нигде никакой недвижимости, вносились в книгу той губернии, где предки их владели имением.
  • Дворяне, не внесенные в родословные книги, пользовались правами и преимуществами дворянства, присвоенными каждому отдельному лицу и не пользовались никакими правами в составе дворянских обществ.

Запись в родословные книги производилась лишь по ходатайствам самих дворян. Часть дворян не записывались в родословные книги, хотя и могли по своему желанию и материальному положению это сделать. Получившие дворянство по чину или ордену могли вноситься в книгу той губернии, где они пожелают, независимо от наличия у них там недвижимости. Это же правило распространялось и на иностранных дворян, но последние вносились в родословные книги лишь после предварительного о них представления Департаменту герольдии. 
      Потомственные дворяне казачьих войск вносились: Войска Донского в родословную книгу этого войска, а остальных войск - в родословные книги тех губерний и областей, где находились эти войска. При внесении дворян казачьих войск в родословные книги обозначалась их принадлежность к этим войскам. 
      Не вносились в родословные книги личные дворяне. 
      Родословная книга разделялась на шесть частей. В первую часть вносились "роды дворянства жалованного или действительного"; во вторую часть - роды дворянства военного; в третью - роды дворянства, приобретенного на службе гражданской, а также получившие право потомственного дворянства по ордену; в четвертую - все иностранные роды; в пятую - титулованные роды; в шестую часть - "древние благородные дворянские роды". 
      Три первые части считались менее почетными, чем пятая и шестая, да и внутри частей были различия. Например, баронство остзейское означало принадлежность к древнему роду, баронство, пожалованное российскому роду - его изначально незнатное происхождение, занятие торговлей и промышленностью. Графский титул означал особо высокое положение и особую императорскую милость, так что иногда был даже более почетным, чем княжеский. Княжеский титул говорил о древности происхождения рода, княжеских родов было намного больше, чем графских. О наибольшей знатности и высоком положении рода свидетельствовал титул светлейших князей, выделявший носителей этого титула из прочих князей и дававший право на титулование "ваша светлость" (обычные князья, как и графы, пользовались титулом "сиятельства", а баронам особого титулования присвоено не было). В Пажеский корпус, Александровский (Царскосельский) лицей и в училище правоведения зачислялись только сыновья дворян, записанных в пятую и шестую части родословных книг. 
      Губернские родословные книги хранятся в федеральных архивах (фонды Герольдмейстерской конторы (РГАДА), департамента Герольдии (РГИА)) и региональных архивах (фонды губернских дворянских депутатских собраний, личные фонды). 
      Доказательствами дворянства считались: дипломы на пожалование дворянским достоинством, жалованные от монархов гербы, патенты на чины, доказательства пожалования ордена, доказательства "чрез жалованные или похвальные грамоты", указы на пожалование земель или деревень, верстание по дворянской службе поместьями, указы или грамоты на пожалование их поместьями и вотчинами, указы или грамоты на жалованные деревни и вотчины (хотя бы и утраченные родом впоследствии), указы, наказы или грамоты, данные дворянину на посольство, посланничество или иную посылку, доказательства о дворянской службе предков, доказательства, что отец и дед "вели благородную жизнь или состояние или службу, сходственную с дворянским названием", подкрепленные свидетельством 12 человек, о дворянстве которых нет сомнения, купчие, закладные, рядные и духовные о дворянском имении, доказательства, что отец и дед владели деревнями, а также доказательства " поколенные и наследственные, восходящие от сына к отцу, деду, прадеду и так выше, сколько показать могут и пожелают" (родословия, поколенные росписи). 
      Дворянские депутатские собрания, состоявшие из депутатов от уездных дворянских обществ (по одному от уезда) и губернского предводителя дворянства, рассматривали предъявляемые доказательства на дворянство, вели губернские родословные книги и отсылали сведения и выписки их этих книг в губернские правления и в Департамент герольдии Сената, а также выдавали грамоты на внесение дворянских родов в родословную книгу, выдавали дворянам по их просьбе списки с протоколов, по которым род их внесен в родословную книгу, или свидетельства о дворянстве. Возведение в дворянство или восстановление в дворянстве не входило в их компетенцию, рассматривались доказательства только тех лиц, которые владеют или владели в данной губернии недвижимостью сами или через жен. Но отставных военных или чиновников, избравших при отставке местом жительства данную губернию, депутатские собрания могли беспрепятственно сами вносить в родословные книги при предъявлении патентов на чины и заверенных послужных или формулярных списков, а также утвержденные духовными консисториями метрических свидетельств на детей. 
      Уездные предводители дворянства составляли алфавитные списки дворянских родов своего уезда с указанием о каждом дворянине имени и фамилии, сведений о браке, жене, детях, недвижимости, месте жительства, чине и нахождении на службе или в отставке. Эти списки представлялись за подписью уездного предводителя дворянства губернскому. На этих списках основывалось депутатское собрание при внесении в родословную книгу каждого рода, причем решение о таком внесении должно было основываться на неопровержимых доказательствах и приниматься не менее, чем двумя третями голосов. Эти списки хранятся в региональных архивах в фондах губернских дворянских депутатских собраний. 
      Определения депутатских собраний поступали на ревизию в Департамент герольдии Сената, кроме дел о лицах. приобретших дворянство в порядке службы. Приложенные к этим делам родословные содержали сведения по каждому лицу о доказательствах его происхождения, а метрические свидетельства заверены в консистории. Департамент герольдии рассматривал дела о дворянстве и родословных книгах, рассматривал права на дворянское достоинство и на титулы князей, графов и баронов, а также и на почетное гражданство, осуществлял выдачу в установленном законом порядке грамот, дипломов и свидетельств на эти права, рассматривал дела о перемене фамилий дворян и почетных граждан, составлял гербовник дворянских родов и городовой гербовник, утверждал и составлял новые дворянские гербы и выдавал копии с гербов и родословных. 
      При рассмотрении дел об отыскивающих дворянство греках и магометанах, в случае недостатка или отсутствия требуемых общим законодательством доказательств, депутатские собрания обязаны были свои отрицательные заключения, не приводя их в исполнение и не объявляя просителям, отсылать губернатору, который имел право, если, несмотря на недостаток письменных доказательств, дворянство данного лица "не подлежит сомнению, было оглашено общею и одновременною в народе известностью или доказано какими либо особыми событиями", направлять свои представления об этом министру юстиции, последний же вносил их на рассмотрение в Государственный совет (в Департамент гражданских и духовных дел).

Привилегированное сословие

Духовенство

Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями. 
      В XVIII в. закрепилась практика (формально не узаконенная никаким гражданским уложением или церковным каноном) фактического наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись списки невест и желающим давались рекомендации. 
      В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. 
      Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747. 
      Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось . Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать трактирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься "несвойственными им" торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи). Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать "игрища", играть в карты и т.п. 
      Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества. Переход в белое духовенство лиц дворянского сословия вплоть до нач. XX в. для России был нехарактерен, но был довольно распространен на Украине. 
      Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты. 
      Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства. 
      Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет. 
      На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь сословной и социальной мобильности духовенства. В то же время большая открытость духовных учебных заведений (по уставам 1867 и 1884 гг.) для лиц всех сословий способствовала, как и формальное запрещение наследования приходов, большей открытости духовного сословия. 
      Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака). 
      Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства. 
      Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты. 
      Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей). 
      Специальной корпоративной сословной организации духовенство не имело. 
      Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви. Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан. Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство). 
      Исследвоать генеалогию священнослужителей неимоверно трудно, в моем представлении, потому, что при поступлении в семинарию им меняли фамилии, причем детям одного отца могли дать разные. Все эти фамилии были благозвучны и похожи друг на друга и поэтому... Поэтому я не буду писать на эту тему, а если вы меня попросите, то найду специалиста и он вам расскажет.

Учет городских сословий, до 1870

Указом от 1698 была установлена обязательность ?торгового промысла¦ для приобретения городского состояния. Указом от 1699 было централизовано управление купцами и посадскими людьми в учрежденной для этого бурмистерской палате. Списки принятых в посады должны были быть направлены в Московскую ратушу. Указ от 1705 требовал составить перепись купцов, посадских и слободских людей с ?показанием достатка и промыслов каждого¦, то есть составить переписные книги
      Городское сословие в XVII в. состояло из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей). Петр в начале 1720 учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных.Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Они хотя и платили налоги, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 Петр снял с них и личную службу по казенным надобностям. Наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. 
      Нерегулярными гражданами были "подлые", т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики). 
      Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только "числились в гражданстве" и не участвовали в городском самоуправлении. 
      Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов. 
      Классификация сословий городского населения была сделана Регламентом, или Уставом Главного Магистрата, утвержденным в 1721, где в главе 3 было предписано вести ?подробное описание всем жителям в городах, и кто какой промысел имеет, а именно : купеческие люди, шхиперы (или судовщики), художники или ремесленные люди и прочие по приложенному формуляру¦. 
      Различие между купеческим и мещанским сословием было осуществлено манифестом 1775, подробнее про купцов и мещан написано отдельно. 
      По Городовому положению в городовую обывательскую книгу вписывались: ?имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом, или строение, или землю имеющего, или в гильдию и в цех записанного, или мещанским промыслом промышляющего¦. 
      В первую часть книги вносились по алфавиту ?состояние и имена настоящих городских обывателей¦ (т.е. тех, ?кои в том городе дом, или иное строение, или место, или землю имеют¦). Вторая часть предназначалась для внесения записавшихся в гильдии. В четвертую часть требовалось заносить ?иногородних и иностранных гостей по алфавиту¦. Пятая часть предназначалась для записи именитых граждан (также по алфавиту). Шестая часть служила для внесения ?посадских¦, под которыми имелись в виду ?в том городе старожилы, или поселившиеся, или родившиеся, кои в других частях книги... не внесены, промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе¦. 
      Формуляр городовой обывательской книги был устойчив на протяжении всего XIX века вплоть до её отмены в 1870 году. Обывательские книги хранятся в региональных архивах (фонды шестигласных дум, управ благочиния). 
      Законодательство предусматривало выдачу документов, подтверждавших состояние каждого в отдельности городского обывателя и его семьи. Так ?по внесении в обывательскую книгу¦ каждая семья должна была получать ?лист¦, подтверждающий их состояние, подписанный в Депутатском Собрании ?с приложением печати городского общества¦. Ремесленники, имевшие право на постоянную приписку к цеховому состоянию, получали свидетельства на звание ремесленников. Во второй половине ХIХ века для купечества признаётся достаточным наличие купеческого свидетельства. Принадлежность к категории почетных гражан, согласно закону, подтверждалась грамотами и свидетельствами
      После 1870 заведывания делами отдельных сословий было передано в исключительное ведение соответствующих сословных управлений : купеческого, мещанского и ремесленного.

Полупривилегированные сословия

Полупривилегированные сословия в конце XVIII века составляли около 2,5 % населения:

  • купцы (1, 2 и 3 гильдии)
  • военно-служилое сословие (казаки, калмыки и часть башкир)
  • иностранные колонисты
  • разночинцы
  • солдаты и солдатские дети

Купечество

В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества. 
      В 1724 были сформулированы соответствующие принципы разделения купцов на гильдии. "В 1-й гильдии знатные купцы, которые имеют большие торги и которые различными товары в рядах торгуют, городовые доктора, аптекари и лекари, судовые промышленники. Во 2-й гильдии которые мелочными товары и всякими харчевыми припасы торгуют, ремесленные всяких мастерств люди и прочие, сим подобные; прочие ж, а именно: все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные, хотя и граждане суть и в гражданстве счислятися имеют, токмо между знатными и регулярными гражданами не числятся". 
      В 1775 было установлено, что купцы должны делиться на 3 гильдии в соответствии с объявленным капиталом и платить в казну по 1% с объявленного ими капитала, а от подушной подат

Людмила Бирюкова

Дата: 13.09.2013
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ
НОВОЕ НА ФОРУМЕ