Генеалогия и православие

Напоминаю, что о метрических книгах была отдельная рассылка, на этот раз я хочу сказать, что в связи с тем, что православие было государственной религией, генеалогический поиск и по предкам, к этой религии не принадлежавшим, может вестись по документам православной церкви. Отдельно рассмотрим старообрядчество и иноверцев. Эта рассылка короче обычной, зато со ссылками, думаю, по одной из них вполне можно получить качественную и плодотворную консультацию - тот сайт выглядит крайне убедительно. Можно сказать, что весь этот номер рассылки - пояснительная записка к той ссылке, чтобы вы поняли, что именно там искать и о чем спрашивать, когда найдете.

Старообрядчество.

В 1654 году патриарх Никон, с согласия царя Алексея Михайловича, созвал собор и предложил исправление церковных книг против древних харатейных и греческих книг, уставов, потребников, служебников же и часословов. Собором 1667 года старообрядчество отвергнуто окончательно и предано проклятию. В постановлении 1681 вотчинникам, помещикам и их приказчикам вменено в обязанность следить внимательно за раскольниками и объявлять о них местным воеводам. Постановление 1684 г. объявило раскол преступлением: "тех, кто перекрещивал других, хотя бы он и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить смертию без всякого милосердия".  Учитывая, что, староверами в то время было большинство населения (на севере премущественно была безпоповщина, в центре и на юге - поповщина), началось бегство, укрывательство - в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, на Дон, в Астрахань, в Сибирь. Восстановить историю своего рода ранее, чем до 1718 года мало кому удается, хоть всех по дворам переписали еще в 1646 году (см. рассылку о ревизиях и переписях). 
      Еще в 1714 Петр предписал привести раскольников в известность перепискою и обложить двойным окладом податей, а с женщин, вдов и девок брать половину. Этот указ остался неисполненным, в 1716 Петр повторил его. Вспомогательным средством для открытия раскольников в указе 1716 года было повеление всем и каждому по всей России исповедываться ежегодно, а кто не будет исповедываться, об тех подавать именные росписи от духовного начальства губернаторам и ландратам; а светской власти повелено с неисповедывавшихся брать штраф денежный и заставлять исповедываться. Этот указ ослаблял узаконения 1684 года и отменял смертную казнь и преследование раскольников,  тем не менее он остался неисполненным до 1718 года. 
      В 1718 было предписано розыскать, почему до сих пор ландраты не взыскивали штрафа, потребовать от попов росписи неисповедывавшимся и раскольникам за 1716 и 1717 годы. Дать полгода сроку попам для предъявления сделанной ими утайки, но после полугода не прощать. Смотреть, чтобы в старосты и бурмистры не выбирали раскольников. Тех раскольников - которые будут укрываться от платежа двойного оклада мирских ссылать на каторгу, а монахов и монахинь в монастыри под начал, а заводчиков и учителей, буде возможно явную вину сыскать кроме раскола, с наказанием и вырезав ноздри ссылать на галеры. 
      Исповедь - это таинство покаянья; устное признанье грехов своих перед духовником. Для выявления староверов в 1697 появилась первая инструкция  о ведении  исповедных росписей (ведомостей). Каждый причт обязан  был вести у себя три именных списка:  в первый вносились все прихожане,  бывшие у исповеди,  во второй - не бывшие,  в третий - раскольники.  Вестись эти ведомости начали только после 1718. Неисповедовавшиеся при этом облагались штрафом и не могли быть избраны на какие-либо должности, за утайку сведений карался и священник. Списки заверялись поповскими старостами и отправлялись в Архиерейские дома, откуда сводные экстракты из них поступали в Синод. 
      С 1737 форма исповедных ведомостей была усложнена и состояла иэ 49 граф с 22 заголовками. 
      В 1837 появился новый указ относительно бывших и не бывших у исповеди. По указу все жители, начиная с 7-летнего возраста, должны были ежегодно исповедываться и "приобщаться Святых Таин" "во дни Святые четыредесятницы" или в два ближайшие поста у священников только своего прихода. Священники должны были завести именные росписи всех прихожан "от престарелых и средовечных, до сущаго младенца" по дворам, с указанием возраста и чина, где отмечали факт их присутствия на исповеди и причину в случае отсутствия (например, по малолетству, если ребенку еще не исполнилось 7 лет). 
      После итоговой сводки в каждой ведомости полагалось сделать поименную роспись раскольников, проживающих на территории прихода. К указу были приложены формы исповедных росписей, обязательные для всех епархий и ведомств. 
      15 октября 1846 Синодом была утверждена упрощенная форма. В ведомостях отмечались все прихожане, принадлежавшие к определенному приходу. Каждый год, 1 октября, благочинный должен был представлять исповедные росписи в Консисторию
      Формуляр исповедных росписей был следующим:  в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья было полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов;  для супругов указывались имя и отчество,  а для их детей - только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге),  далее показывалось отдельно для мужчин и для женщин количество лет на данный год каждого члена семьи.  В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк. 
      Исповедные ведомости хранятся в региональных архивах - в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей. Сохранились они далеко не везде и не все, но сохранившиеся заслуживают изучения. На сайте Научно-исследовательская программа "Демография Карелии конца XVIII - XX веков" - http://demo.karelia.ru/ - есть примеры информации, содержащейся в исповедных ведомостях, анализируется ее достоверность и полнота, имеет смысл посмотреть материалы этого сайта как крайне полезный методологический материал (раздел Публикации). 
      Исповедную роспись  подписывал  не только настоятель храма,  но и весь его причт. Официально исповедные росписи прекратили свое  существование в 1917 г., но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей,  духовных правлений, епархиальных управлений и  духовных  консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период. 
      Исповедные росписи - только один из документов, которые позволяют находить сведения не только о православных, но и о староверах, и о представителях других вероисповеданий. 
      Вот я и дошла до ранее обещанной ссылки.

Советую посетить сайт 'Исторический атлас христианства в России' -http://atlasch.narod.ru/. Там содержится, помимо всего прочего, перечень церковных документов, которые обычно генеалогами не используются, но вполне могут помочь в генеалогическом поиске. Например, это ведомость о присоединившихся в православие и мн. др.

А пока, пояснения по другим религиям (опять-таки, только как вспомогательный материал).

Иноверцы.

Отношения русской православной церкви с другими вероисповеданиями всегда были крайне сложными - государственная политика по отношению к приверженцам этих религий определялась в значительной степени православными воззрениями, отражалась в соответствующих документах и влияла на судьбы многих людей. 
      Католики рассматривали православие в России как находящееся вне истины и спасения. Поэтому, одной из задач католической миссии в России были индивидуальные обращения в католичество. Например, иезуиты занимались пастырской работой в Немецкой Слободе. По настоянию Патриарха Иоакима в 1689 иезуиты были высланы из России "за распространение соблазнительных и вредных толкований, противных учению Восточной Церкви. Повторная высылка иезуитов состоялась в 1719. Обращения временно прекратились. Тем не менее, на протяжении всего XIX столетия между Римом и Священным синодом происходило своеобразное состязание по индивидуальным обращениям. Украинская Греко-Католическая Церковь, оформившаяся во Львове в 1700, укоренившаяся на западных землях Украины, включая Закарпатье, и отчасти распространенная на территории Российской империи, по приказу царя Николая I, в 1839 была упразднена. Часть его приверженцев перешла в православие, часть - в римский католицизм, однако большинство осталось греко-католиками. Однако украинская греко-католическая церковь существует и сейчас. 
      Впрочем, о деятельности католической церкви в России стоит почитать на сайте православие.ру - http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus1.htm, хоть там все и рассматривается с одной точки зрения, из текста можно понять, в каких документах православной церкви можно искать сведения о католиках. Это очень интересный текст, любой пересказ его испортит. Для уравновешенности воззрений стоит также посмотреть сайты: 
      - История католического прихода в Казани:http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/catholic/rcchurch.htm 
      - Религиозная жизнь католиков Средней Азии во второй половине XIX века:http://www.agnuz.info/About/jubilee/0003.htm 
      Лютеранская церковь существовала в России без особых эксцессов. Наиболее благоприятная эпоха для лютеран в России началась с восшествием на престол Петра I. Он сам иногда посещал кирхи и даже исполнял духовные гимны. Многие члены царской семьи и русского боярства вступали в родство с немецкими дворянскими родами, чаще всего лютеранского вероисповедания. Близ лефортовского дворца царь позволил возвести новую каменную кирху во имя св. апостолов Петра и Павла и при ее закладке сам положил первый камень. Численность лютеран России значительно увеличилась при Екатерине II, решившей привлечь немцев к освоению земель Поволжья. Две трети новых поселений, возникших вдоль нижней Волги, были лютеранскими. Небольшие группы лютеран расселились также на юге России, в Крыму, в Бесарабии и Закавказье. В XVIII веке в одном только Петербурге жило более 20 тысяч лютеран. В 1832 складывается административная структура лютеранской церкви, просуществовавшая до 1917. Приток в Россию лютеран продолжался в течение всего XIX века. Лютеранские общины появились в шахтерских городах Украины, в Мурманске, Владивостоке, в Ташкенте и даже на Аляске. К 1904 Евангелическо-лютеранская церковь Российской империи имела 287 лютеранских храмов, а численность верующих лютеран составляла более миллиона человек. 
      Отношение к мусульманам менялось. В соответствии с именным указом 1681 года мусульманским мурзам, имеющих в своих поместьях и вотчинах православных крестьян, было приказано креститься под угрозой утраты имений, а мордве, по этому же указу, "сказать, чтоб они, поискав благочестивыя Христианския веры Греческого закона, крестились все, а как они крестятся, им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет...".  При Иване IV крестившихся инородцев освобождали пожизненно от рекрутства и на три года - от подушной подати. 
      Религиозные преследования и насильственное обращение мусульман в православие в XVI в. сменились в XVIII в. политикой веротерпимости. Мусульманское духовенство оценивалось властью как важный объект и одновременно инструмент русской политики в мусульманских регионах и потому было всегда предметом ее внимания. 
      Для потомков мусульман интересен Центральный государственный исторический архив республики Башкортостан. В документах фонда Оренбургского магометанского духовного собрания содержится информация о мусульманском населении европейской части Российской империи (включая Польшу и Финляндию) и Сибири, о культуре и обычаях башкирского, татарского и других народов, исповедывавших ислам. Что это за собрание, можно прочитать здесь: http://www.bashedu.ru/encikl/c/centr_du.htm. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание являлось по сути государственным органом по управлению мусульманами, который аккумулировал их интересы и потребности и выражал их на государственном уровне 
      А теперь имеет смысл идти по ссылкам...

Людмила Бирюкова

Дата: 13.09.2013
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ