Потомки казаков. Чьи предки пришли в Красноярск четыре века назад?
Статья из газеты: «АиФ на Енисее» №40 (1821) 30/09/2015
Многие фамилии в списках казаков, поселившихся в Красноярске в XVII-XVIII веках, знакомы нам и теперь. Если заглянуть внутрь веков, десятки тысяч семей, живущих здесь и поныне, ведут свой род именно от них.
Пятнадцать лет братья Игорь и Юрий СИРОТИНИНЫ разматывают родословную вглубь веков. В 1671 году в Красноярске, по предположениям, жил их предок - 26-летний пятидесятник конной казачьей сотни Иван Сиротинин (по тому времени - высокопоставленный военный). «Однажды брат упомянул, что в перечне жителей Красноярского острога 1671 года увидел нашу фамилию, - рассказал Юрий Александрович. - Родилась мысль выяснить, наш ли это предок, найти всех последующих и соединить цепочку с нами».
В рабочем кабинете Сиротинина на стенах - портреты прадеда Дмитрия Марковича (жившего с 1860 по 1959 годы), деда Ивана (умершего 82-летним в 1989 году) и командора Резанова.
Когда война с местным населением, подданными Кыргызского каганата, окончилась, войска красноярского острога стали сокращаться. Казаки переходили в землепашцы. И, хоть трое Сиротининых остались в военном сословии, уже в 1702 году за членами семьи Ивана Андреевича, его брата и взрослых сыновей числились 2 и 2/3 десятины пашни. С окончательным закреплением русских в Северном Присаянье Сиротинины приняли участие в переселении красноярцев на юг. «Фактически от Ивана Андреевича и его брата пошли все Сиротинины, которые и сейчас живут в Красноярске, Минусинске, Абакане, Новосёлове. Мы все родственники друг другу. Хоть и дальние», - отмечает Юрий Александрович.
Участвовали Сиротинины и в Бородинском сражении 1812 года. По памятным книгам погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов удалось разыскать ещё двенадцать Сиротининых. Но для соединения родовой линии от XXI века в XVII не хватает сведений об одном из предков XVIII века.
«Если посмотреть длинные родовые связи, то в Красноярске сейчас живут десятки тысяч семей - потомков казаков, пришедших на эти земли в XVII-XVIII веках», - говорит Василий КУИМОВ, бывший вице-мэр Красноярска. С 2003 по 2005-й одну из колонн на карнавале в День города численностью 250 человек по его инициативе формировали из числа потомков первых красноярских казаков.
«Стало интересно, какое отношение мы имеем к Ивану Лалетину, жившему в XVIII веке, - поделился Сергей ЯКИМОВ, доцент СибГТЭУ, среди родных которого есть Лалетины. - Он был базайским казаком, который, уплатив три рубля красноярскому воеводе, получил во владение речку, правый приток Енисея - позднее её назвали Лалетиной. На охотничьем путике, по которому он ходил, до сих пор цепочка названий, придуманных им: Первая, Вторая, Третья Поперечина, Первый, Второй, Третий, Четвёртый Столбы. В переписи XVIII века казаков Лалетиных было шестеро. Кто-то пошёл осваивать южные земли. Наша семья, в частности, из Новосёлова. Но узнать точную информацию не вышло: в 80-е гг. XIX в. красноярский архив горел, и многие списки утрачены».
Точных сведений о связи с первожителями города на Енисее нет и у других красноярцев с историческими фамилиями. Так, Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ, фотограф и журналист, дедушка которого носил фамилию Кочергин, как и казак, пришедший с Дубенским, знает лишь, что предки были из казаков. Предприниматель Вячеслав КОЖУХОВСКИЙ тоже не уверен, что их семья происходит от польских дворян, сосланных в Красноярск во время войны России с Речью Посполитой.
Тележурналист Алексей КРИВОГОРНИЦЫН знает, что он из бурятских казаков. Есть ли связь со служивым, пополнившим войско во второй половине XVII века, неизвестно. Павел КАТЦЫН, корреспондент одной из городских газет, не располагает данными, был ли их предком казак Катцын, приехавший в Красноярск в Петровское время.
Дух казачества закладывается на генном уровне. Атаман Енисейского казачьего войска: «Казак – это жертвенный воин»
Лошадь - памятник?
Увы, память о людях, заложивших основы крепкого хозяйственного красноярского менталитета, уходит. Почти полностью исчезли из города следы их жизни, и по-прежнему им не установлен памятник. Харизматичный Дубенский, простирающий каменную длань над историческим местом слияния Качи и Енисея, не мог бы один одолеть местные племена. Не относиться же всерьёз к металлической лошади, пасущейся на искусственном взгорке напротив БКЗ, как к памятнику основателям? Павел АРТАМОНОВ, атаман Енисейского войскового казачьего общества, сообщил, что они попросили подключиться Союз архитекторов к подготовке эскизов, и выразил надежду, что к 395-летию города, в 2023 году, памятник установят.
«Мы считаем, нужно ставить его в районе Стрелки, где также планируется воссоздание кафедрального собора в честь рождества Пресвятой Богородицы. Там, где казаки впервые ступили на степную сибирскую землю», - подчеркнул Павел Артамонов. Вторую - о воссоздании по историческим документам на острове Татышев Малого острога в натуральную величину - продвигает фонд «Острог «Красный Яр». Остаётся только надеяться, что обе будут реализованы.
Мнение эксперта
Геннадий БЫКОНЯ, доктор исторических наук:
«В 1978 году краевед Леонид Безъязыков издал книгу «Красноярск изначальный», в которой воссоздал список из 300 казаков, пришедших вместе с А. Дубенским в 1628 г. Сравним его с перечнем жителей, зафиксированным спустя 100 лет, и увидим, что в городе остались 30-40 семей. Некоторые из тех фамилий можно встретить и в наши дни. Следующее большое пополнение было в XVII веке. Во-первых, после войны с Речью Посполитой (Польшей) за возвращение славянских земель - Украины, Белоруссии - в Сибирь пригнали пленных черкасов. Во-вторых, приехали казаки. При Петре I хлынула третья волна первожителей. Год назад издан уникальный документ - «Перепись Красноярска и его уезда 1719-1722 годов». Свериться, есть ли ваша фамилия в нём, можно на сайте Переписькрасноярска.рф».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги