Не дожили до Победы
Константин Тимченко, 31-летний учитель истории, рассказывает о поисках незахороненных советских солдат Великой Отечественной войны.
Сначала при помощи металлоискателя или щупа на поле сражения ищут какую-то аномалию и убеждаются, что это действительно солдатские останки. Их тщательно перебирают в поисках пластмассового медальона с личными данными. Если медальон в хорошем состоянии, если его удаётся открыть и прочесть, начинается поиск родственников. Если же медальон не обнаружен или не прочитывается, память о погибшем умирает окончательно. Имена обретают только 10% найденных. «Никто не забыт»?
В семье самого Тимченко с той войны не вернулись два прадеда. Один, Филимонов Василий Сергеевич погиб в августе 1941 года, ведя роту в атаку в Ярцевском районе Смоленской области. В конце сороковых годов, когда в тех местах нечего было есть, районная тракторная станция перепахала поле боя с незахороненными трупами. Теперь искатели копаются в переломанных костях, растасканных по всему полю.
Другой прадед, Лаврентьев Алексей Панфилович, работал шофером при академии Фрунзе и был призван в армию на второй день войны. После войны к его жене приходил сержант и рассказывал, как они всемером бежали из плена, как вышли к своим, как попали в штрафную роту. По сохранившимся письмам с номерами полевой почты, по документам Центрального архива Министерства обороны в Подольске и по рассказам найденных сослуживцев Константин Тимченко восстановил в подробностях судьбу Лаврентьева. В плен он попал в октябре 1941-го под Вязьмой. Спустя два года бежал, добрался до своих и был отправлен сначала на сборный пункт, а оттуда в 134-ю армейскую штрафную роту. В первом же бою в роте около 70 человек погибли и столько же, в том числе Лаврентьев, были ранены. После ранения его направили на работы в Восточную Пруссию, оттуда дальше на запад, где в апреле 1945-го он в числе других штрафников погиб под пулемётным огнём немцев. По документам его похоронили на центральной площади ближайшей деревни. Сейчас там стоит огромный памятник солдатам, погибшим в Первую мировую, и обелиск местным жителям. В результате трёхлетней переписки местные власти разрешили провести на площади поисковые работы. Были обнаружены четыре офицерские могилы. Тимченко считает, что его прадед с другими рядовыми похоронен в том месте, где стоит памятник; он собирается ехать туда с георадаром.
Оба воевавших прадеда Тимченко не имеют наград. Лишь прапрадед, который в Первую мировую в Твери охранял пленных австрийцев, получил медаль «За усердие» – не именную, без номера.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги