Унесённые сибирским ветром
Сайт «Восточно-Сибирской правды» знакомит с семейной хроникой, которая вполне могла бы послужить сюжетом романа-эпопеи.
У Елены Вибе, кандидата биологических наук, интерес к генеалогии пробудили старинные рукописные святцы, куда её предки, жившие в Пошехонье Ярославской губернии, заносили семейные события. И ещё рассказы прабабушки Анны Филипповны Вейде о детстве и молодости, об Иркутске, каким он был до и после революции.
Анна Филипповна, урождённая Быкова, родилась в Иркутске в 1893 году. Год назад Елена нашла в Интернете справочник Суворина «Вся Россия» за 1899 год, а в нём – своего прапрадеда, отца Анны Филипповны, мещанина Филиппа Ивановича Быкова, торговавшего в Иркутске мукой и крупчаткой. В доме 19 по Русиновской улице (современный адрес – Байкальская, 25) на первом этаже находился магазин, на втором – жилые комнаты. Женат был Филипп Быков на дочери шляхтича Наталье Леонтьевне (в Иркутске было много поляков из ссыльных).
Когда Анне Филипповне было семь лет, Филипп Иванович строил очередную мельницу. Не доверяя рабочим установку импортного оборудования, он сам взялся монтировать какой-то узел, надорвался, тяжело заболел и умер. Домовладение перешло к трём его сыновьям, а младшую дочь Анну братья на год отдали в сиропитательное училище. К воспитанницам там относились хорошо, выпускницам дарили швейные машинки, чтобы они могли зарабатывать на жизнь честным трудом. Анна Филипповна позже жаловалась, что ей недостаёт образования. Однако она много читала и, помимо родного польского, знала немецкий и французский (молилась она всегда по-польски, а ругалась по-польски и по-немецки).
Анна Филипповна была влюблена в фельдшера, но в 18 лет вышла замуж за инженера – видимо, по настоянию братьев. В гражданскую войну муж пропал, а ей, чтобы спасти от голодной смерти маленькую дочь, пришлось отнести в скупку золотые украшения с камнями и льняные скатерти с дорогими кружевами. Она до старости помнила, сколько льняных простыней отдавала за фунт масла и муки.
После исчезновения мужа Анна Филипповна смогла наконец соединиться со своей первой любовью – фельдшером.
Мария, дочь Анны Филипповны и бабушка Елены, была очень артистична, играла в самодеятельном театре. В 17 лет она влюбилась, а поскольку родители были категорически против этого брака, елениному дедушке пришлось тайком увозить невесту в санях в февральскую метель. В 1933 году у них родился сын, которого назвали Джорджем в честь американского друга дедушки, с которым они учились в Томском университете. К несчастью, Мария приглянулась другому знакомому дедушки, сотруднику НКВД. Чекист предложил дедушке развестись с женой. Тот отказался. В 1938 году его арестовали и дали 8 лет тюрьмы. Мария с двумя детьми – сыном Джорджем и годовалой дочерью – будущей матерью Елены долго пряталась у знакомых на лесной заимке. В конце концов их нашли. Влюблённый чекист намекнул Марии, что если она по-прежнему будет упрямиться, то может отправиться вслед за мужем в Магадан, а её дети останутся круглыми сиротами. Она согласилась стать его женой. Он был старше её на 20 лет. В этом браке у Марии родились ещё двое детей. Когда чекист вышел на пенсию, они переехали в Ангарск.
А дедушка, отсидев срок, остался жить под Магаданом. Выстроил дом, перевёз туда свою мать, женился. До пенсии он работал главным бухгалтером золотых приисков. С Марией они больше не увиделись.
Чем ближе к сегодняшнему дню, тем дальше от Иркутска забрасывала судьба потомков Быковых. Елена родилась в Красноярске, выросла в Новосибирске, сейчас живёт во Владимирской области. Дом Быковых на Русиновской сохранялся до 2010 года.
Опираясь на информацию, найденную в дореволюционных «Памятных книжках» (они издавались ежегодно во всех губерниях), Елена разыскала через сайт «Русское зарубежье» потомков Константина Желенина – деда её матери по отцовской линии. В 1921 году он работал помощником начальника станции «Слюдянка» Восточно-Сибирской железной дороги. Иван, старший брат Константина, служил на этой же дороге в жандармском управлении. Сын Ивана Борис был морским офицером; после революции его расстреляли большевики в Севастополе в числе тысяч других офицеров. В 1920 году вдова Бориса с сыном бежала за границу. Этот сын вырос во Франции, был чиновником и преподавателем. Там же живут его дети: Мишель – дипломат, Борис – предприниматель, у дочери Анны своё агентство.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги