В сейфе архива Удмуртии хранится уникальная запись о рождении Пети Чайковского О преддверии празднования 175–летнего юбилея со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Грядущий 2015 год станет юбилейным не только для России, но и для всего мира, поскольку имя Чайковского принадлежит мировой сокровищнице музыки. В связи с этим вновь возрастает интерес к личности великого композитора, его биографии, к его родословной. Если быть щепетильнее, то надо бы еще отмечать 220 со дня рождения отца и 270-летие деда нашего гениального земляка.
Между тем выясняются подробности из истории великого древа Чайковских. С ними познакомила председатель комиссии по делам архивов при Правительстве УР Наталья Тойкина.
К своей родословной Петр Ильич Чайковский относился иронично, по словам Натальи Владимировны, между прочим, историка по образованию.
-Он немного знал о своих предках: «В точности решительно не знаю, кто были мои предки (со стороны отца), - писал он. - Мне известно, что мой дед был врач и жил в Вятской губернии, а засим мое генеалогическое древо теряется во мраке неизвестности».
Архивисты Удмуртии сегодня могут авторитетно заявить, что благодаря архивным документам этот «мрак неизвестности» во многом развеялся. Более десяти лет назад сотрудники Центрального государственного архива УР, готовясь к очередной юбилейной дате, связанной с именем Чайковского, провели огромную работу по выявлению документов, относящихся к жизни композитора. Было просмотрено 11 фондов, выявлено 490 документов. В итоге этой работы был издан научно-популярный сборник документов «П.И. Чайковский и Удмуртия. К родословной», который стал обобщающим трудом архивистов. Кроме того, была подготовлена и размещена на официальном сайте «Архивная служба Удмуртии» интернет-выставка документов «П.И. Чайковский и Удмуртия. Документы к родословной Петра Ильича Чайковского (Из фондов Центрального государственного архива Удмуртской Республики»).
Как известно, с Удмуртией, которая в ХIХ веке являлась частью Вятской губернии, были связаны первые восемь лет жизни будущего композитора. Но два документа, связанные с его именем, имеют неоспоримую ценность и, как следствие, они включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Удмуртской Республики (который насчитывает на данный момент 21 уникальный документ). В реестр включаются документы, не имеющие себе аналогов по содержащейся в них информации, обладающие бесспорным общенациональным значением и большой материальной ценностью. Все они оценены и застрахованы, организовано их сейфовое хранение, методом сканирования созданы копии фонда пользования на электронном носителе, в читальный зал подлинники не выдаются.
И, безусловно, как особо подчеркнула Наталья Тойкина, самым ценным является архивный документ о рождении Пети Чайковского в 1840 году - это метрическая запись в местной церкви. Уникальность этого документа подтверждена на федеральном уровне; он, единственный из состава Архивного фонда Удмуртии, содержащего более трех миллионов единиц хранения, включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ. Хранится, кстати, сей раритет в обособленном сейфе при специальном температурно-влажностном режиме, и даже сами архивариусы смеют притрагиваться к нему не иначе как в белых перчатках, а для прочих интересующихся сделаны «оцифровки».
Вторым уникальным документом является письмо штаба корпуса горных инженеров о зачислении Петра Чайковского в 1848 году действительным кандидатом в горный институт.
Интересные свидетельства о жизни семьи Чайковских в Вятской губернии предстают и в других документах архива. Так, например, в журнале заседаний Глазовской нижней расправы за 1796 год имеется следующая запись: «…От 12 сего ноября … на имевшуюся в городе Глазове городничего ваканцию Правительствующим Сенатом определен титулярный советник Петр Чайковский…». Речь идет о дедушке композитора Петре Федоровиче Чайковском.
Запись в духовной росписи Глазовского Преображенского собора позволяет установить, что в город Глазов он приехал с большой семьей, в которой было семь детей, восьмой ребенок родился уже тут.
В архивных фондах сохранилось множество документов, свидетельствующих о большом разнообразии обязанностей городничего. Это и пополнение городской казны, и покупка фуража, обеспечение продовольствием, рассмотрение жалоб и проступков чиновников, содержание кладбища и тюрьмы. Примечательно, что при городничем П.Ф. Чайковском в Глазове была открыта ратуша, построена первая больница на 15 коек, организована почтовая экспедиция, осуществлена детальная разметка площадей, улиц и кварталов под руководством вятского губернского архитектора.
Несколько документов характеризуют личность этого человека. Так, в своем донесении в Глазовское уездное казначейство от 7 апреля 1799 года городничий возражает на обвинения о привлечении им в караул по охране денежной казны увечных и больных солдат и поясняет, что «в ночное время дозираю сам хождением по караулам дозором» и просит «от упрекательства воздержаться...». Из данного документа видно, что Петр Федорович перед начальством не заискивал. Подобного честного отношения к делу требовал и от подчиненных, к обману и несправедливости был нетерпим.
В 1812 году Вятская губерния формировала добровольческие полки для защиты от неприятеля. Среди прочих жертвовавших денежные средства «на обмундирование рекрут, на обоз, упряжь и лошадей» значится и глазовский городничий Чайковский, пожертвовавший немалую для простого чиновника сумму - 100 рублей.
Последний документ, связанный с дедом композитора, - это запись от 18 сентября 1818 года в метрической книге Преображенского собора о его смерти в возрасте 73 лет.
Отец великого композитора - Илья Петрович - был младшим из сыновей городничего Петра Федоровича Чайковского. Он родился в 1795 году, после окончания Вятского двухклассного училища тринадцатилетним мальчиком был отдан на Ижевский завод, где начал постигать азы заводского дела под непосредственным руководством начальника Гороблагодатских и Камских заводов Дерябина. В фонде Ижевского завода сохранилась опись к чертежам за 1809 год с подписью Андрея Федоровича Дерябина. В конце документа имеется отметка: «В копии читал унтершихтмейстер Чайковский».
Послужной список отца композитора сохранился в фонде Камско-Воткинского железоделательного завода; из документа видно, что после окончания Горного кадетского корпуса Илья Петрович Чайковский произведен в офицеры и зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Молодой, энергичный и эрудированный горный инженер стал членом Ученого комитета по горной и соляной части, преподавал горную статистику и горное законоведение в высших классах Горного кадетского корпуса.
В январе 1937 года Илья Петрович был назначен горноначальником Камско-Воткинского завода. Уже к 70-м годам XVIII века он считался одним из крупных уральских заводов по выплавке кричного, листового и сортового железа, а также по производству железных изделий. Он был незаурядным инженером, способным администратором, смело проводил в жизнь новые научные и технические идеи. При нем на заводе был введен раньше, чем на других заводах Урала, пудлинговый способ получения металла. Будучи начальником завода, Илье Петровичу надлежало заботиться, как бы мы сейчас сказали, и о безопасности труда.
Из его записки главному начальнику горных заводов Уральского хребта генерал-лейтенанту Глинке узнаем, какие обоснования приводятся им для открытия судостроительной верфи. Стоит отметить, что первый пароход на Воткинском заводе был построен в 1848 году, благодаря чему завод перешел от чистой металлургии к машиностроению.
Сохранившиеся рапорта, предписания и сообщения Ильи Петровича Чайковского позволяют судить, что круг его обязанностей и занятий был необычайно широк, так как положение начальника Камско-Воткинского горного округа с населением в полсотни тысяч человек напоминало должность городничего. Предписания о розыске беглого священника, о запрещении жителям заводской округи вступать в брак с раскольниками показывают, что он должен был выполнять одновременно должности блюстителя порядка и судьи. Разносторонне одаренный человек, Илья Петрович заботился и о развитии здравоохранения, культуры и образования. При нем была открыта школа для девочек. В начале 1848 года по болезни И.П. Чайковский был вынужден уйти в отставку. Из распоряжения главного начальника горных заводов Уральского хребта генерал-лейтенанта В.А. Глинки от 8 марта 1848 года видно, что «в 6 день минувшего февраля, горный начальник Камско-Воткинского завода полковник Чайковский уволен от службы по домашним обстоятельствам генерал-майором, с мундиром и пенсионом полного жалованья».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги