Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Алтайская принцесса в заложниках у «серых волков»

16.10.2014

Новосибирские археологи весьма оригинальным способом выступили против опасных политических игр

Одной из сенсаций прошлой недели стала появившаяся в журнале «Наука из первых рук» публикация, где сообщалось о результатах исследований тела жившей 2,5 тысяч лет назад женщины с плато Укок, которые четыре года назад провели специалисты НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН и международного томографического центра СО РАН. Публикация сопровождалась подробным комментарием, с которым выступила руководитель экспедиции новосибирских археологов Наталья Полосьмак, поделившись оригинальной интерпретацией обнаруженных данных о состоянии здоровья алтайской принцессы. Специалисты уже расценили появление публикации как достойный ответ археологов на демарш настаивающих на захоронении мумии на высокогорном плато Укок республиканских политиков, маскирующих пантюркистские воззрения алтайскими национальными образами. Кроме того, в статье научно-популярного журнала СО РАН заметна готовность археологов по-новому выстраивать отношения с коренным населением Горного Алтая: если раньше ученые твердили о европеоидной сущности мумии, то в статье Наталья Полосьмак очевидно признает культурную преемственность коренного алтайского населения и людей пазырыкской эпохи. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Так, проведенные исследования выявили, что еще в раннем возрасте принцесса Укока переболела остеомиелитом, а в двадцатилетнем возрасте у нее развился рак груди. Как утверждают ученые, в свою последнюю зиму она имела последнюю стадию рака молочной железы, для которой характерны сильные боли и сильнейшая интоксикация организма. Общее самочувствие ее перед уходом из жизни было очень тяжелым: правая рука у нее бездействовала, а за несколько месяцев до смерти она, скорее всего, упав с лошади, получила тяжелые травмы на правом виске, плече и тазобедренном суставе. Но черепно-мозговая травма не привела к летальному исходу – женщина прожила еще несколько месяцев, прикованной к постели. Исследования также показали, что умерла она в январе-марте, а ее тело могли хранить около полугода. По корму одной из лошадей, похороненных рядом с принцессой Укока, состоявшему из веточек, на годовых кольцах которых уже имелись новые клеточные образования, и по анализу пыльцы ученые сделали вывод, что похороны женщины прошли в середине июня.

Опубликованная в журнале «Наука из первых рук» трактовка довольно сильно отличается от того, что раньше говорили новосибирские археологи. Если раньше они твердили о европеоидной сущности мумии, о ее простом происхождении (никакая она не принцесса), то в статье Наталья Полосьмак признает, что принцесса Укока, скорее всего, была «избранницей духов», поскольку перенесенное в детстве серьезное заболевание уже является одним из условий для обряда посвящения в шаманы. Ученая также отмечает, что из-за постоянных болей она была вынуждена использовать анестетики, в частности, индийскую коноплю, которую использовали для достижения транса, что позволяло ее современникам считать ее существом «исключительным, избранным». «Она могла быть полезна и необходима именно в таком качестве – избранницы духов, – полагает Наталья Полосьмак. – Поэтому ее и берегли до последнего вздоха».

Интересно, что появление публикации в научно-популярном издании СО РАН по времени совпало с очередным всплеском активности известного в Горном Алтае общественника Акая Кине, который всю вторую половину лета инициировал разные акции с требованием захоронения мумии алтайской принцессы, которая в настоящее время хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Но если раньше казалось, что все это делается в рамках избирательной кампании по переизбранию Александра Бердникова главой республики, то теперь, когда выборы уже завершились, инициатива с перезахоронением стала приобретать новые смыслы.

Так, в начале прошлой недели в республиканской столице вновь прошел митинг с аналогичными требованиями. Правда, митинг собрал не более 50 человек, но на его трибуне был замечен Владимир Кончев, который был министром культуры в прежнем правительстве Александра Бердникова (новый кабинет министров еще только формируется и пока названы лишь имена вице-премьеров). А несколькими днями позже Акай Кине сообщил, что некие «ведающие люди» провели на плато Укок специальный обряд. Состоялся он на месте захоронения мумии, которую «зайсан рода телесов» упорно называет «хранительницей покоя Ак-Кадын (Белой Госпожи), которая 2,5 тысячи лет назад отдала свою жизнь, чтобы защищать Землю».

В этом контексте публикация Натальи Полосьмак многим показалась знаковой. Тем более, что с момента начала кампании по захоронению алтайской принцессы ни один новосибирский археолог, кроме директора музея новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН Ирины Сальниковой, не комментировал прозвучавшую инициативу. Появление принципиально новых данных об алтайской принцессе также пока сопровождается молчанием общественности: их отказываются комментировать политики, общественники и даже обозреватели ведущих изданий.

Показательно, что деятельность Акая Кине (ранее он был известен под именем Сергей Кыныев), который позиционирует себя в качестве «зайсана рода телесов», вызывает разные оценки. В 2009 году, во время скандала, связанного с крушением в районе горы Черная вертолета, с которого велась незаконная охота на краснокнижных архаров, он стал известен как яростный критик Александра Бердникова. А теперь говорят, что он даже является одним из сотрудников штаба действующего главы республики… Некоторые специалисты причисляют его к представителям неокультов эпохи постмодерна, таким как неошаманизм, а так же к исламскому пантюркизму турецкого происхождения, который целенаправленно распространяется на территории России и тюркоязычных стран СНГ извне наряду с ваххабизмом как средство духовного разложения общества. По их мнению, проповедуя на алтайском языке, Акай Кине маскирует пантюркистские воззрения алтайскими национальными образными выражениями, что усложняет его идентификацию экспертами.

Историк, фольклорист и переводчик с алтайского языка Елена Королёва поделилась с «ФедералПресс» своими размышлениями: «Полагаю, что появление статьи «Жизнь и смерть «Алтайской принцессы» доктора медицинских наук Андрея Летягина и кандидата физико-математических наук Андрея Савелова, основанной на результатах исследования мумии женщины из кургана на плато Укок с использованием медицинского томографа, а также статьи археолога Натальи Полосьмак «Путь к небесным пастбищам», можно считать ответом археологов на демарш группы политических авантюристов из Республики Алтай, возглавляемой Акаем Кине. Это, без сомнения, достойный и этически выдержанный ответ. Ученые предпочли не оспаривать сведения, якобы полученные Акаем Кине из мира духов, но предоставили на всеобщее обозрение свежие научные открытия, которые лучше любой риторики обосновывают необходимость дальнейших исследований.

Данные о перенесенных заболеваниях позволили археологу Наталье Полосьмак создать более точное описание личных черт погребенной женщины. Без сомнения, реконструируя образ жизни древней героини, исследовательница опирается на современные этнографические данные, полученные у народов Сибири и Алтая, тем самым косвенно признавая культурную преемственность коренного алтайского населения и людей пазырыкской эпохи. Можно оспаривать трактовку содержания религиозных ритуалов в пазырыкской культуре, предложенную археологом и основанную на поздней версии сибирского шаманизма. Так или иначе, трагический образ юной «шаманки», погибшей от неизлечимой болезни и погребенной ее родными с честью в величественном погребальном сооружении, со всей очевидностью является результатом многолетнего дискурса археологов и алтайской общественности.

На наш взгляд, последние пресс-релизы новосибирских археологов, включая материалы Татьяны Чикишевой и Алисы Зубовой, опубликованные совместно с нейрохирургами Алексеем Кривошапкиным и Владиславом Курбатовым, несут в себе хороший потенциал для построения диалога с местным сообществом. Это действительно новые данные о человеке первого тысячелетия до н. э., и это сведения о здоровье, изложенные ясным русским языком, доступные и интересные широкому кругу читателей. От господствовавшего долгое время упорного и необоснованного с научной точки зрения отрицания самой возможности исторической преемственности древних и современных кочевых культур Саяно-Алтая, с течением времени археологи приходят к широкому использованию этнографического материала при создании исторических реконструкций.

Свидетельством тому служат упоминание перекочевки между летними и зимними пастбищами, а так же обращение к шаманским ритуалам как модели ранней религиозности. Таким образом, на сегодняшний день точка зрения археологов все более сходится с алтайской народной трактовкой создателей археологических культур, как пращуров и предшественников современных алтайцев на священной солнечно-лунной Родине, в прекрасном горно-долинном ландшафте. Мирному разрешению давнего спора способствуют и данные генетики, демонстрирующие пестроту и своеобразие северно- и южноалтайской популяции.

Если представить информационное пространство как ткань, то линия разрыва проходит между полярными и наиболее радикальными точками зрения на ту или иную проблему, как между лезвиями ножниц. Одним из лезвий стало отрицание со стороны археологов самого права алтайцев ощущать родство с представителями древних культур через нарочитое подчеркивание «европеоидного облика» пазырыкцев, огульные обвинения в неправомерном и тотальном запрете на раскопки (которые в регионе никогда полностью не прекращались). Другим лезвием стали одиозные выступления некоторых алтайских представителей нетрадиционных религиозных объединений, которые со стороны журналистов ошибочно именовались и называются до сих пор «народными лидерами». К счастью, на сегодняшний день большинство этих квазилидеров, озабоченных прежде всего собственной славой и легкой наживой, компрометировали себя в глазах общественности.

Так августовское требование Акая Кине перезахоронить принцессу Кадын, чтобы прекратились стихийные бедствия и… войну на Украине, в сентябре преобразовалось в послание Газпрому с предложением построить на плато Укок… электрифицированный мавзолей, строительство которого (за счет газовых денег), а так же безопасность газопровода в Китай намерен обеспечить сам новый «шаман». Неудивительно, что малочисленный митинг 6 октября, проведенный в нарушение всех алтайских традиций на закате солнца (в то время, когда господствуют злые духи «кёрмёсы»), вызвал резкие отповеди местных комментаторов портала «Новости Горного Алтая».

Знаменательным и вовсе не случайным представляется участие в этом митинге врио министра культуры РА Владимира Кончева. Если «шаман» Акай Кине никогда не имел наставника в шаманской линии преемственности, то алтайский министр культуры Владимир Кончев никогда не владел свободно алтайским языком и обладает весьма поверхностными познаниями в этнической истории, что далеко не является нормой среди коренных алтайцев. Таким образом, оба они не являются представителями традиционной алтайской культуры в подлинном смысле этого слова.

Владимир Кончев известен далеко за пределами республики как талантливый музыкант и дирижер оркестра, однако внутри республики он в не меньшей степени известен своей неспособностью находить общий язык с коллегами и подчиненными, грубостью и мелочной мстительностью. В терпимой, дипломатичной, интровертивной по характеру общения алтайской среде этот человек выделяется своей брутальной, глубоко нетрадиционной манерой общения. Именно благодаря этому министру талантливые представители алтайской культуры, подлинные мастера своего дела, такие как певец и кайчы Болот Байрышев, мультиинструменталист и кайчы маэстро Ногон Шумаров, певица Тандалай Модорова вместо того чтобы передавать свое мастерство подрастающему поколению, вынуждены в зрелом возрасте большую часть времени проводить на заработках за пределами республики. Этим всемирно известным артистам не нашлось места ни в филармонии, ни в театре, ни в колледже культуры и искусства.

Иначе как отвратительной выходкой министра не назовешь увольнение и последующее третирование директора Национального музея РА Риммы Еркиновой, человека, единственно которому от начала до конца республика Алтай обязана тем, что уникальные пазырыкские находки, в том числе мумия с Укока, находятся в Горно-Алтайске. Римма Еркинова более 20 лет назад задумала и последовательно осуществила проект реконструкции и технической модернизации здания музея, что было основным условием передачи республике пазырыкских предметов. Она была со скандалом уволена незадолго до того, как музей получил финансирование на строительные работы. На торжественном открытии нового здания музея, созданного по ее проекту, в адрес Риммы Еркиновой не было сказано ни единого слова благодарности.

Поэтому участие Владимира Кончева в митинге, задуманном его подлинными организаторами «серыми волками» с целью дестабилизации межнациональной обстановки, выглядит логичным и закономерным. Другое дело, что провокационный замысел провалился. Люди в массе своей не поддержали ни горе-министра, ни хитроумного «щамана». Когда на пороге страны война, не время играть в фанты. И люди сейчас это очень четко понимают. Напротив, организаторы полностью дезавуировали себя. Как говорится, когда Бог хочет наказать человека, он лишает его разума…

А это значит, что ножниц, которые рвали на части живое пространство Алтая, больше нет, но есть множество неизведанных дорог и нераскрытых тайн. Есть живая народная культура, где каждый старец ведет счет пращурам на сотни лет вглубь веков, где юноши у костра рассказывают истории о Сартакпае, где в колыбельной песне звучат имена древних богатырей».

Источник: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1413195617-altaiskaya-printsessa-v-zalozhnikakh-u-serykh-volkov
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны