Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Бейскому району исполнилось 90 лет.

18.07.2014

Наиболее распространенная версия происхождения названия села Бея связана с хакасской легендой об охотнике, преследующем волка. А именно, со словом «пийэ» – бить, стрелять, что в обрусевшем варианте произносилось как «бийэ». Отсюда – Бея. На самом деле, несмотря на «вооруженное» название, Бейский район – это смешение огромного количества национальностей и культур, которые так мирно и весело живут по соседству, роднятся друг с другом, что становится по-хорошему завидно. На большом районом празднике – немецкая, русская, хакасская, башкирская, украинская, польская, цыганская кухни.

Как случилось, что на земле кочевников поселились и прижились такие диковинные для этих мест народы? Все становится понятно, когда, хотя бы поверхностно, окунешься в историю края, который теперь мы называем Бейский район. «ШАНСУ» повезло, на юбилее мы встретились с настоящими краеведами и узнали такие подробности – дух захватывает.

Крестьянский край

Сведения о досоветской истории района, по меркам историков, скудные, так как архивы хранились то в Минусинске, то в Аскизе, то в Абакане. В результате этих постоянных «переездов» много документов пропало. И все же доподлинно известно, что до организации волости в Бее, территория эта подчинялась Шушенской волости Минусинского уезда Енисейской губернии. По данным за 1851 год, на условной территории теперешнего Бейского района, в деревнях со знакомыми нам названиями – Бейское, Табатское, Каптырева, Шунерская, Монокская, Означенная, Ермаковская, Иудина – проживало примерно 4,5 тысячи человек. Из них казенных крестьян (государственных, лично свободных, хотя прикрепленных к земле) – 3,2 тысячи, ну и прочих жителей чуть больше тысячи человек.

В XIX веке бейские крестьяне платили многочисленные налоги. Ну, смотрите: на содержание почт, дорог, мостов, лошадей на этапах, воинских зданий, тюрем, полиции, волостных правлений и степных дум, посольских и инородческих обществ, караульных при церквях, сторожей богаделен, на поимку беглых. И это еще не все!

Собственно, Бейский район был образован в 1924 году, но в течение десятилетия судьба его менялась круто. В 1933 году район был упразднен и распределен между Аскизским, Минусинским и Ермаковским районами уже созданной Хакасской автономной области. Но в 1935 году, в целях, так сказать, приближения власти к народу, хакасские районы стали разукрупнять. Так снова появился отдельный Бейский район.

На тот период аж 40% пахотной земли вообще не обрабатывалось населением, а если обрабатывалось, то только сохой, искусственного полива в помине не было, хотя зародился он до революции именно здесь! Потом из мелкораздробленных хозяйств начали образовываться кооперативы, затем колхозы: «Мужики с вечера и до утра могли обсуждать колхозные дела, баб не допускали. В избе накурено, наплевано, каждый доказывает вплоть до кулаков», – есть такое воспоминание о том периоде в архивах. К 1941 году в Бейском районе было 30 колхозов.

В тридцатые начали образовываться промышленные артели: обувные, по выделке кож и овчин, по производству кирпича, хомутов, была целая артель в которой работали инвалиды. А во время Великой Отечественной войны в деревне Богословка действовал цех по изготовлению костылей.

Бея

Два столетия назад нынешний райцентр и деревней-то назвать было нельзя. Юрты стояли по берегу небольшого озерка, от которого следа не осталось. В этой глухомани искали себе пристанище беглые люди. Потом Российская Империя начала ссылать сюда поляков после подавления польских мятежей. Вот почему в Бее много фамилий польского происхождения: Шкицкие, Шимловские, Цыбульские, Рутковские, Мацкевич, Анкипович, Метельские...

По архивным данным, на начало XX века бейцы – в основном земледельцы, в деревне 12 мельниц. Жили в бесконечном труде с утра до ночи. Причины смерти в церковных книгах такие: от горячки, от чахотки, от золотухи, от трудных родов, от грудной жабы, от скарлатины, от тифа, от родимца и даже – от порчи! Ну а если умирал человек после 60 лет, писали: «от старости».

Тяжелая повседневная жизнь повышала ценность праздников. Говорят, радостные дни отмечали так, чтобы до смерти запомнились! Например, свадьбы. У невесты платье в пол, с глухим воротом и рукавами с «грибами», фата украшена цветами. Жених в суконной «парочке» и хромовых сапогах. В обязательную программу входило катание на тройке по всему селу. Гуляли три дня, не меньше.

До революции бейцы себя обеспечивали всем сами, в том смысле, что кроме еды и одежды-обуви собственного производства, была здесь на высоком уровне развита торговля.

Самая крупная лавка с двумя отделами – продукты и промтовары – была у купца Русалева (нынешнее здание РайПО). Отец и четыре сына торговали всем, что душе угодно. За грош – полкопейки, можно было купить горсть сушеных абрикосин. Проводили Русалевы и рекламные акции: купил какой-то конкретный товар, получи в подарок «ситок» на платок.

Вообще лавок в деревне было три, и стояли они рядом. В здании, где теперь расположена полиция, была лавка Прокушева. Но хозяин попивал, и торговала, в основном, его жена. А следом располагалась лавка скобяных изделий кредитного товарищества.

«Затаривались» бейские лавочники в Минусинске. Там сбывали зерно, скот, меха, шерсть, масло. Закупали у английского миллионера Вильнера и других товары для своих лавок. Выходили из Беи и миллионщики. Разбогатев на продаже скота, а по осени в Минусинск гнали целые стада, и обернув деньги в золото в Минусинском банке, уже не хотели они жить в Бее. Уезжали, в тот же Минусинск, вкладывались в промышленность, покупали каменные дома, венскую мебель, китайский шелк, брюссельские кружева и граммофоны!

Обетованная-Иудино-Бондарево

Основана нынешняя деревня Бондарево была под названием «Обетованная». Случилось это весной 1830 года. В живописной Койбальской долине, на речке Соя образовалось это старинное село, прославившееся далеко за пределами Сибири.

В госархиве Хакасии есть документ, где говорится что в 1830 году с соглашения Степной думы в место, названное потом «Обетованная», заселились 82 души из числа государственных казенных крестьян: Даниловы, Шишлянниковы, Ипатовы, Архиповы, Сапуновы, Богдановы, Петровы, Григорьевы, Борисовы. Были они отступниками от веры православной, назывались «субботниками» или иудействующими. Христианское вероучение отвергали, обращались только к Ветхому Завету, признавали единого Бога, считали, что Христос – всего лишь один из пророков. Ну и, естественно, праздновали субботу, а не воскресенье и обрезали по завету младенцев мужеского пола. Стали они здесь жить-поживать, а в 1848 году в Обетованное сослали 23 семьи, принадлежащих к молоканской секте. Эти – Библию толковали как хотели, толковать мог каждый верующий. Отрицали молокане авторитет Православной церкви, отвергали иконы, крест, мощи святых. Молились в обычных домах.

В итоге деревня Обетованная стала центром сектантства в Минусинском округе и попала под пристальное наблюдение генерал-губернатора Восточной Сибири. Господин генерал-губернатор в 1850 году и переименовал Обетованную в Иудино – заклеймил, значит, ее позором и предписал не причислять ее жителей к православным.

Однако, как бы власти и официальная церковь ни старались, Иудино к концу XIX века стало широко известно в Восточной Сибири. Да и за ее пределами. Именно жители Иудино первыми в хакасско-минусинской котловине начали заниматься орошением земель и получать сумасшедшие урожаи. В селе до сих пор сохранились следы тех оросительных канав.

Но, пожалуй, самую широкую известность принес Иудину ее житель Тимофей Бондарев – автор книги «Торжество земледельца, или трудолюбие и тунеядство». Лев Николаевич Толстой назвал этот труд гениальным и долго вел переписку с Бондаревым. После смерти Тимофея Бондарева захоронение его было обезображено, полиция в поисках тайных бумаг раскопала могилу. В советское время старое кладбище, где был похоронен Бондарев, с большевистской бесцеремонностью ликвидировали, а плиты и камни со всех захоронений стали основой фундамента детского дома. Но через несколько лет приют сгорел.

Новотроицкое

Село основано относительно недавно, и вся его история связана с ОАО «Бейское», а некогда совхозом «Овцевод».

В 1910 году московский капиталист Четвериков на здешних землях организовал хутора «Алтайской экономии». Оборотистый предприниматель завез в Сибирь овец-мериносов, снабдил работников инвентарем. Революция 1917 года поставила на успешном коммерческом проекте крест.

В 1925 году образовался совхоз и началась работа по выведению тонкорунной овцы. Но только в 1963 году порода была признана и назвалась «Красноярская тонкорунная хакасского типа». А для промышленного скрещивания завезли из США баранов «Американский рамбулье».

К началу ВОВ в селе было уже крупное овцеводческое хозяйство: одних хуторов, на которых содержались тысячные стада овец, было больше десятка.

Не обошли Новотроицкое сталинские репрессии, существенно обогатив национальный состав населения. Поляки, эстонцы – до сих пор верхнюю часть улицы Гагарина называют «Эстонией». В 1954 году занесло в село русских, которые после революции жили в Китае – Залесовых, Стремиловых, Щепкиных. Для ссыльных немцев Поволжья – Трейзе, Эрлих, Минор, Вейт, Ротермель – стало Новостроицкое родиной.

В 1960-е в Новотроицком стали возводить экспериментальные дома с двухуровневыми квартирами! Но, представьте себе, они спросом не пользовались, и дома снесли. Действительно, чего глаза мозолить!

Совхоз, конечно, был образцово-показательным. Мало того что промышленно оснащен по последнему слову, так еще и с обустроенным бытом. Баня «Утеха» – говорят, даже в городе таких не было, школа-десятилетка, своя медсанчасть. Детям целевые направления в техникумы и институты давали после школы, а водителям автопарка в день рождения выдавали путевые листы специального образца с оплатой в двойном размере.

***

Сегодня мы смогли поделиться с вами лишь крохами истории всего трех бейских деревень. А их в составе района девять, и, безусловно, и Кирбе, и Утам, и Моноку и Новоенисейке есть чем нас удивить. С праздником, бейцы! Живите хорошо, богато и так же весело.

И приглашайте в гости.

Яна МЕТЕЛЬСКАЯ

Источник: http://shans-online.com/articles/2014-07-16/strelyat_tak_strelyat/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны