«Подвиги их ратные равны благочестию в доме»
Дубовка – настоящий клад для любителей истории. В числе прочего – еще и колыбель волжского казачества, дата рождения которого отмечалась в январе этого года. А первым атаманом Царицынской охранной линии стал 280 лет назад Макар Никитич Персидский. Каково же было мое изумление, когда представилась возможность встретиться с Лидией Александровной – прапра… В общем, представительницей рода Персидских в седьмом колене. Вот ее рассказ.
Суводская – родовое гнездо
Для меня моя девичья фамилия долгие годы звучала так же, как для других Иванов. В 1994 году вышла статья краеведа Самойлова о волжских атаманах Персидских, которая вызвала у нас большой интерес. Но только в 2004 году у нас с моим старшим братом Владимиром появилась возможность заняться поисками наших предков. В редакции газеты «Казачий круг» нам посоветовали обратиться к Елене Фрадлиной, которая работала в сельхозакадемии. Она и подсказала начать поиски с областного госархива. Но долгое время ничего не могли найти. Только летом 2006 года позвонили из архива: нашли крепостные книги, из которых следует, что наш прадед Лев Трофимович умер, и его сыновья вступают в наследство. Причем имена всех шести наследников перечислены. Это была такая радость, что протянулась ниточка от нашего деда Льва Трофимовича. Значит, надо дальше искать.
Осенью того же года позвонила в Дубовку, чтобы узнать, есть ли там что о Персидских. От мамы мы слышали, что папа родился в станице Суводская Дубовского района. Нам ответили, что в местном музее материалов мало, но пригласили на праздник города. И мы с братом Владимиром поехали. После праздника нам в музее рассказали, что известно о знаменитом атамане Макаре Персидском. Но услышанное воспринималось не как весть о родственнике, а просто как история. Разрыв между нашим прапрадедом Трофимом и Макаром очень велик был. И уж никак не предполагали, чем наши поиски завершатся.
На другой день отправились в Суводскую – на родину отца. Нам посоветовали обратиться к директору местной школы, построенной в 1825 году. Как позже выяснилось, в ней учились и наш дедушка, и его брат. Квадратные классы, окна арочные, огромная печь, шкаф, уходящий под потолок, возраста тоже преклонного… Но сохранилось все великолепно, в том числе и многие документы. Нашли тетрадный листок со списком раскулаченных и отправленных в ссылку. И в этом списке шесть человек с фамилией Персидские. Выписала всех – может пригодиться. Показали нам земли, которые некогда принадлежали Персидским, старое кладбище, где, правда, никаких табличек или напоминаний о наших предках найти не удалось.
И казаки мне поклонились
У брата Владимира, полковника в отставке, участника боевых действий, была мечта увековечить память предков. В июне 2007-го он установил памятник с именами наших предков, а в декабре того же года, к сожалению, ушел из жизни. Раньше брат нес все расходы по поиску. Сейчас мы с его сыном Владимиром (полковником в отставке) продолжаем совместную работу по истории нашего рода.
В 2009 году из госархива Саратовской области мы получили описи из Дворянских родословных книг, где рассказывалось о Персидских. Начиная от Макара прослеживались все ветви. Но мы не знали, к какой из них принадлежим, так как у него было пятеро сыновей. В одной из описей было "Дело о прошении казака из дворян Николая Львовича Персидского и приписке его с братьями: Сафронием, Николаем, Василием, Львом и Иваном Львовичами к Саратовскому дворянству, по заслугами деда Трофима Ильича Персидского". В прилагаемых документах говорилось, что их отец Лев Трофимович и дедушка Трофим Ильич имеют немалые заслуги перед Отечеством.
В том же году пришел ответ на наш запрос из госархива Астраханской области, где уже однозначно подтверждалось, что мы с братом Владимиром являемся потомками Макара Никитича Персидского от сына его Ильи в седьмом колене. Вместе с радостью и удовлетворением, что не зря старались, обидно было до слез, что не узнал ничего мой брат Владимир. Я ведь долгое время просто делала это для него, не осознавая, насколько это важно для меня, братьев, наших детей. А он понимал.
Помню сон, увиденный мной, когда узнала о Трофиме Ильиче. Захожу в комнату с длинным деревянным столом, за ним скамьи, на которых сидят казаки с окладистыми бородами, кто в кафтане, кто иначе одет. Я вхожу и говорю: "Здравствуйте, вот я вас и нашла!". А они встали и поклонились. Хотите верьте, хотите нет. С того времени, как в церкви бываю, всех поминаю.
Историю не изменить
Царю-батюшке наши предки служили верой и правдой. Один из них – Модест Ипполитович – даже на пост премьера в свое время выдвигался. В роду было много военных, медиков, но больше просто на земле работали, крепкое хозяйство имели.
Трагическими для России стали Октябрьский переворот 1917 года и Гражданская война. Беда затронула многие семьи Персидских. У них отобрали все: земли, дома, скот. Их просто выселяли из своих поместьев и предавали суду. В станице Суводской в 18-м чекисты выгнали всю семью брата моего деда Льва Львовича Персидского из дома, отобрали все имущество. В 19-м при Деникине они попытались все вернуть, но тут снова красные к власти пришли. Глава семейства вместе с другими казаками хотел уйти за границу, но по дороге умер, а его жену Александру Маркияновну осудили в 1920 году на 15 лет. Трое детей: девочки 12-ти и 8 лет, мальчик 5 лет остались одни. Александра Маркияновна просила власть перевести ее в лагерь, который находился в Суводской, но ее прошение не удовлетворили. Срок отсидела полностью, нашла детей, которые стали уже взрослыми, и посвятила жизнь внукам. Мне, кстати, удалось найти дочь того мальчика, что остался в пять лет сиротой при живой матери.
Другой брат моего деда Василий Львович Персидский в Суводской работал начальником сторожевой охраны. У него было 13 детей. В 1918 году чекисты расстреляли его в собственном доме на глазах близких. А его жену в 30-м году и двух сыновей отправили в Коми в ссылку. Занимаясь поисками, я нашла его внука – Игоря Константиновича Персидского, заслуженного режиссера-документалиста, проживающего в Екатеринбурге. Через него познакомилась с его двоюродной сестрой – Людмилой и ее семьей, которая живет в Волгограде. Мой дед Иван Львович Персидский в 1916 году с семьей переехал из Дубовки в Царицын в Бекетовку, раздав все свои земли крестьянам. Может этот его поступок и спас нашу семью от репрессий.
Есть у всех Персидских немало схожего, в том числе и внешне. Вот как описывается мой прапрадед Трофим Ильич в Формулярном списке Дубовской казачьей команды, год 1812-й. «30 лет, лицо белое, чистое, нос посредственный, волосы на голове густые рыжие, глаза желтые, говорит тихо». А вообще, сколько ни находила Персидских, все простые в обращении и доброжелательные.
Многие семьи Персидских проживают не только в Волгоградской области, но и в разных городах России. Изучая историю рода, убедилась, что все носители фамилии Персидские являются потомками Макара Никитича. Пока на нашем генеалогическом древе более двухсот имен. Но я уверена, что со временем их число увеличится.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги