Подвиг Героя Советского Союза лётчика Виктора Талалихина теперь известен во всех деталях
Он первым в годы войны совершил ночной таран вражеского самолета, его истребитель спустя 73 года обнаружили поисковики и краеведы в Подмосковье. Документы подтвердили: это именно та самая машина.
"Нашли его благодаря местному жителю, который в лесу видел воронку, рядом с которой лежали какие-то обломки самолета, по его словам", - рассказывает краевед Кирилл Низамутдинов.
В лесу в 20 километрах от Москвы, поисковики нашли части советского истребителя времен Великой Отечественной. Хорошо сохранился двигатель, правда, винт найти не удалось.
По номерным деталям удалось установить принадлежность: 177-й истребительный полк. В открытом доступе была информация о том, что списана боевая машина 8 августа 1941 года после воздушного тарана.
"Два раза мы подтвердили деталями номер самолета и около пяти раз номер мотора", - отмечает участник поискового отряда "Надежда" Сергей Катков.
По всем признакам это самолет одного из самых известных советских летчиков. Но нет официального подтверждения.
Центральный архив Министерства обороны. На сотнях полок - военная история Великой Отечественной. Поисковики не ошиблись: их находка - сенсация.
"Документы этого полка находятся в хорошем состоянии, изучая эти документы, можно натолкнуться на совершено уникальные материалы", - отмечает начальник центрального архива МО РФ Игорь Пермяков.
Номера двигателя и планера совпадают с теми, что нашли поисковики. Теперь можно смело назвать фамилию летчика. В августе 1941 года ему было 23 года. Младший лейтенант Виктор Талалихин.
Взлетев с полевого аэродрома, Талалихин не знал, отправляясь на ночную охоту, кого конкретно от встретит в небе: истребитель противника или бомбардировщик.
Бомбежки Москвы начались в июле 1941 года. Небо столицы защищали зенитчики и летчики-истребители. Исход воздушного боя нередко решал таран. В Люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским истребителям ближе, чем на сто метров во избежание тарана.
Увидев Хенкель, Талалихин принял решение атаковать его. Несколько секунд и бомбардировщик - совсем рядом. Завязался бой. Из истории, которую подтверждает и доклад самого Талалихина, известно, что летчик израсходовал весь боезапас, и выбора не осталось.
"Я принимаю решение таранить самолет, жертвовать собой, но не упустить гада", - говорится в докладе.
В августе 1941 года Лидии Богомоловой было 13 лет. Она утверждает, что видела воздушный таран в ту самую ночь.
"Мне видно, как вдруг два самолета сталкиваются и образуется огненный шар, большой такой", - рассказывает Лидия Богомолова.
После столкновения самолет Талалихина перевернуло и летчик смог выпрыгнуть из машины из такого положения.
Уже на следующий день, 7 августа 1941 он - на фотографии у сбитого Хенкеля. 8 августа летчику присвоили звание Героя Советского Союза.
В центральном музее вооруженных сил лежит хвост того самого немецкого бомбардировщика. Размером эта деталь немногим меньше самолета Талалихина.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги