«Красноармеец Москвичёв Роман Фёдорович, 1914 года рождения, уроженец села Тюбеляс… В 1941-ом попал в плен и погиб от истощения в финском лагере для военнопленных близ н. п. Лахденпохья (ныне – Республика Карелия). Родные, в том числе 80-летний сын солдата, проживают в п. Вязовая…» - когда прочитал эту информацию, сразу позвонил отцу. Он родом из Тюбеляса, а его отец, мой дед, погиб в сорок третьем. И как только он услышал фамилию Москвичёв, сразу сказал: «Петя Ромкин, как же, знаю такого». Так вот я и оказался на вязовской окраине в гостях у Петра Романовича и Татьяны Фёдоровны Москвичёвых. А не приехать я не мог – казалось бы, война всё дальше, но память всё разборчивей и глубже…
Одно письмо пришло…
- Мне было семь лет, когда отца забрали, - рассказывает Пётр Романович. - Работящие были мужики, вся жизнь у них в работе. И мы, маленькие, не слазили с лошадей, у меня ещё были две сестрёнки. Отцы сеют или пашут, а мы караулим: как обед, скорей лошадей поить. Весёлое, казалось, было время - ни телевизора, ни света не было, а дружно жили, вся молодёжь физически развивалась, вечером на улице в игры играли вместе со взрослыми. Думаю, если бы они были живы, сроду бы не двинулся ни в какой город, до того, казалось, жизнь хорошая была.
Перед войной отец окончил курсы на тракториста и успел на тракторе поработать. Я в школу ещё не ходил, когда война началась, и помню, ходили с ним рано утром к правлению колхоза слушать по радио сводки с фронта. И в Вязовую приезжали на лошади его провожать. Они здесь грузились в вагоны. Всю ночь дежурили, сидели на бугре у столовой. Весь бугорок заполнили провожающие, это было в конце лета сорок первого. Первое письмо пришло с фронта 11 сентября: «Стоим на Петрозаводском направлении, кругом болота и тайга…». И всё, больше не было ничего до самого конца войны. После войны посылали розыскную – пришла бумажка: погиб 21 сентября в концлагере.
По интернету шарили…
- Как узнали, в каком лагере умер отец?
- Внучата вон, они же сейчас шарят по интернету. Внучка позвонила и сказала, что какой-то мужчина из Челябинска обратился ко всем вязовским с известием, что найдены данные о погибшем солдате. Известно, что его сын проживает на улице Златоустовской. Случайно вышел на нашу внучку, и она сразу ответила: по этому адресу проживает мой дедушка. Тот мужчина и назвал место, где был лагерь, это посёлок Лахденпохья. Глава этого посёлка сообщил, что там был ад, что там от истощения и погиб её прадед. И погиб он не в сорок первом, а 22 января 1942 года.
А нас от голодной смерти спас наш дед Фёдор Андреевич Москвичёв. До коллективизации у него на ключе была своя мельница. Когда вступали в колхоз, всё его хозяйство ликвидировали, потом купили новый двигатель для пилорамы и мельницы. И обслуживал его тоже мой дед. Как раз перед войной отец с братом Павлом (он тоже пропал без вести) начали строить дом. И только они брёвна подвезли, только успели поставить стопу, их взяли на фронт. Остались мы с матерью на улице, и вот дед всех нас, от того сына трое и нас трое, взял к себе. А мать устроилась работать в Вязовую, шлак отсыпала с паровозов. Ну а я после ремесленного училища попал в Усть-Катав на завод. И на втором производстве проработал до выхода на пенсию в 1989 году.
Игрушки мне тесал, самолёт вырубил…
- Помню, как отец игрушки мне тесал, - вспоминает Пётр Романович, - самолёт из деревяшки вырубил, пропеллер приделал…
- А мне год был, когда отца забрали, - со слезами на глазах говорит супруга Татьяна Фёдоровна (в девичестве Кулёмина). - Мама рассказывала, как узнала, что отца мимо повезут, а хлеба дома нет, побежала, заняла где-то краюшку. Их везли мимо Тюбеляса. А я лежала завёрнутая в одеяле. Он успел выглянуть из вагона и выкинул полотенце: «На, Танюшке что-нибудь сошьёшь». И больше его не видели. Пропал без вести. Когда напечатали Книгу памяти, узнали, оказывается, он умер в Москве в госпитале.
- Пётр Романович, как восприняли известие из интернета?
- Знал, что погиб, но всегда хотелось узнать хоть что-нибудь об отце. Коснулось как-то, нам, детям погибших, оформляли по тысяче рублей. Гляжу, у кого-то есть похоронка, а у меня нет ничего, задело это. Всю жизнь его помню. Может быть, кто-то ещё жив, и мог бы рассказать, что было на этом направлении. Письмо отца не сохранилось. Не хранили тогда ничего. Я вот служил в Германии после войны, и из части направили благодарственное письмо домой. Перед строем зачитали, что послали. Это ещё надо было заслужить в армии. Домой приехал, хотел в рамочку вставить, а письма нет. Потом случайно нашёл – большая чёрная бутылка была заткнута пробкой из бумаги. Развернул – это моё благодарственное письмо. Э-эх…
- Россия!
Для справки
Цель создания форума http://отрядориентир.рф/forum/ - обеспечить возможность размещения сведений о пропавших без вести воинах - для родственников; данных об обнаруженных солдатах, чьи имена установлены и на повестке дня стоит вопрос о поиске родных - для поисковиков; материалов, связанных с участием в поисковой работе. Каждый, кому не безразлична эта тема, может участвовать в жизни форума, помогая в поиске, наполняя его полезными материалами.