Привязанность к отчему краю
Когда-то известный курский писатель Евгений Носов в своем очерке "Краски земли" сказал: "Если бы человеку дано было выбирать себе малую родину, то один предпочел бы берег южного моря…, другой выбрал бы величавые горы, у подножия которых трепещет радуга над водопадом,… но Родину, как и мать, не выбирают. Она у всех такая, какая досталась от дедов и отцов. Нам, курянам, досталась по наследству курская земля. Нет у нее ни морских берегов, ни горных радужных водопадов…" Но край наш необыкновенный - песенный, соловьиный. Его природа и героическая история всегда были неиссякаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей культуры.
Вспомните, уважаемые читатели, что происходило после развала великой державы - Советского Союза. Не хочу говорить о всех нюансах бытия девяностых годов ХХ века, скажу лишь о том, что господа реформаторы тех лет поспешили извести всякое упоминание об идеологии, соответственно, как параллельную составляющую, выбросили из жизни нашей страны и историко-патриотическую воспитательную работу. Стали закрываться Дома пионеров, Посты №1, пионерские лагеря. Это чудо, что в нашем городе удалось сохранить Пост №1, а благодаря Игорю Цуканову и его единомышленникам, не прерывалась и поисковая работа на местах былых кровопролитных боев!
Теперь, на примере Украины и всего, что происходит в этой соседней с нами республике, можно увидеть, чем заполняется "вакуум" в идеологическом воспитании. За двадцать три года в западных областях Украины выросло поколение, избравшее своим кумиром… националиста и фашиста Степана Бандеру! В это страшно поверить, но факт.
Это чувство не искоренить
Но вернусь на свою родную землю. Есть в нашем городе и области школы, которые нашли то самое "золотое зерно" воспитательной работы с юным поколением, которые стали привлекать школьников к краеведческой и историко-патриотической работе. Ведь любовь к Родине начинается всегда с душевной привязанности к своему родительскому дому, а затем и к отчему краю. Правы те наставники, которые с младых лет воспитывают в питомцах не только любовь к "родимой сторонушке", но также ответственность за судьбу и сохранность своей страны, языка, традиций! Возможно, что духовно-нравственное воспитание (лично в моем понятии) значит даже больше, чем владение множеством тригонометрических или физических формул или знание иностранного языка. Я знаю некоторых коллег (из них даже женщин!), которые, имея высшее образование, позволяют себе говорить грубые слова, оскорблять своих сотрудников (причем делают это всегда прилюдно). Так что, увы, само по себе образование не является мерилом интеллигентности и воспитанности человека...
Отрадно видеть: в последние годы многое меняется у нас к лучшему. Вновь на круги своя возвращаются такие понятия, как Отечество, героизм, боевые и трудовые подвиги, верность долгу, честь и достоинство. В связи с этим возникла проблема и сохранения исторической памяти. Как никогда важны и очень актуальны сегодня темы отчего дома, малой родины, проведение поисковой и краеведческой работы.
Ведя поиски по своим землякам-патриотам, погибшим в Великую Отечественную войну, я познакомился с учителями Касторенской средней общеобразовательной школы №2. Благодарю учителя русского языка и литературы Оксану Чиркову, которая откликнулась на мой очерк "Ступени горестного поиска", напечатанный в №№ 04 и 06 газеты "Курск" за январь и февраль этого года. А уже от нее я узнал более подробно, какую плодотворную и полезную работу проводит педагогический коллектив школы №2 поселка Касторное (где работает Оксана).
Мне было весьма приятно узнать, что подобная поисково-краеведческая работа ведется в этой школе на протяжении многих лет! Идейным вдохновителем является завуч по воспитательной работе, историк по образованию Ольга Владимировна Никитенко. Учащиеся вместе со своими учителями общаются с местными жителями, изучают архивные документы, анализируют и обобщают полученный материал. К сожалению, люди не вечны, все меньше старожилов, кто был очевидцем тех или иных событий. Материалы, собранные в результате данной работы, сохраняются в школьном музее, который из года в год пополняется новыми материалами!
Результаты многих своих исследований школа ежегодно представляет на конкурсах и конференциях краеведческой направленности на уровне района и области. Многие учителя и ученики награждены дипломами и грамотами конкурсов различного уровня и сертификатами участников конференций.
В беседе со мной было особо подчеркнуто, что дети охотно принимают участие в конкурсах сочинений патриотической направленности. При этом они используют воспоминания своих родителей, дедушек и бабушек. Данная работа подвигла ребят и к изучению своей родословной, составлению генеалогических деревьев своих родов!..
К сожалению, формат газеты не позволяет перечислить все проекты, в которых принимают участие ученики школы №2.
Этапы проделанной работы
Я был очень удивлен, ознакомившись с довольно большим списком проектов и названиями конкурсов и конференций, в которых ученики школы №2 принимали активное участие. Причем хочу отметить, что какие-то работы занимали призовые места, другие входили в число лучших! Назову лишь часть из этих работ.
Проект "Моя родословная". Областной конкурс исследовательских работ "Моя малая родина", номинация "Родословие". Позже по итогам этого конкурса принимали участие еще и в конференции.
Проект "Музей истории школы". Областная конференция юных краеведов, участников туристско-краеведческого движения "Отечество".
Проект "Улицы моего детства". Районная краеведческая конференция "Отечество".
Проект "По святым местам Касторенского района". Областной конкурс проектов экскурсионных маршрутов по Курской области "Край, в котором я живу".
Проект "Памятники Касторного" Районная конференция юных краеведов, участников туристско-краеведческого движения "Отечество", посвященная 65-летию Победы.
Проект "Касторенское подполье в годы Великой Отечественной войны". Районный конкурс юных краеведов, участников туристско-краеведческого движения "Отечество", отправлен недавно для участия в областном конкурсе.
Даже по одним только названиям перечисленных здесь работ уважаемые читатели смогут представить себе ту обширную "яркую палитру" интересных исследований, которую провели учителя и ученики Касторенской школы №2. Мне приятно сознавать, что эти дети не будут уже безразличны к истории своего края, а когда они вырастут и у них самих уже будут семьи, то от них, как от чистого родника, будет "питаться" и также перенимать любовь к своему большому и малому Отечеству уже следующее поколение, то есть наши с вами потомки! Дай-то Бог!
Вячеслав ЖИДКИХ
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги