Жители села Гайдар погибали под Мукденом, защищали Порт-Артур и служили на крейсере «Варяг»
110 лет назад началась русско-японская война. Как оказалось, жители гагаузского села Гайдар погибали под Мукденом, защищали Порт-Артур и служили на знаменитом российском крейсере «Варяг». Выяснил это исследователь-энтузиаст Федор Савельевич Куру.
Федор Савельевич Куру занялся историей села в разгар некоторых жизненных обстоятельств с целью не впасть в уныние и другие человеческие пороки, как он сам говорит. Начал краевед с изучения книг и архивных документов, от переписей населения перешел к ревизским сказкам (так назывались итоги переписи налогоплательщиков России в XVIII-первой половине XIX веков). Просмотрел церковные и метрические книги, а также «брачные обыски» - письменные акты, составлявшиеся церковью с 1765 года с целью установления неродства лиц, имевших намерение вступить в брак. Результатом исследований стала уникальная книга, включающая родословные носителей около 40 фамилий, встречающихся в селе. Федор Куру собрал уникальную информацию о ближайших родственниках и предках односельчан и систематизировал ее, выстроив генеалогические древа.
«Еще лет сорок лет назад у меня возникла идея создать свою родословную, но все времени не было, а когда появилось - я изучил еще и генеалогию односельчан, - рассказывает Федор Савельевич. - Генеалогическое древо – это самый лаконичный способ структурирования информации, способ восстановить и сохранить память более 200-летней давности о давно умерших предках».
На исследовательскую работу ушло у гайдарца пять лет. Удалось найти очень много интересных фактов. «Вот смотрите, - показывает краевед огромные листы со множеством фамилий, имен и дат. – Это, к примеру, генеалогическое древо рода Топал. Прослеживается рождение в основном мальчиков – в большинстве случаев, что способствовало быстрому разрастанию ветвей древа: новых семей с такой фамилией. Все имена с трудом помещаются на листе 24-го формата, их понадобилось два».
Существует несколько типов генеалогических древ, рассказал Куру. Классический вариант - от предков к потомкам. Вверх по стволу дерева обозначаются дети, еще выше – внуки, правнуки и т.д.. В этой схеме не только родные, но и двоюродные братья и сестры находятся на одной линии, то есть в одном поколении. Федор Савельевич установил, что все жители села - обладатели одной фамилии находятся друг с другом в родстве, все они - потомки одного мужчины и одной женщины. «Составление генеалогического древа - сложный и кропотливый труд, но в результате узнаешь очень много интересного и важного, - рассказывает исследователь. - Кем были твои предки, а также предки друзей, знакомых, соседей? О многих семьях можно целые книги написать. Это братья-священники Симион и Кирьяк Топал, Георгий Янев Болгар, Харлампий Афанасиев Манастырлы и многие другие».
К примеру, Георгий Димитриев Топал 1879 года рождения служил на знаменитом крейсере «Варяг», прославившемся в русско-японскую войну. Петр Иоаннов Топал 1881 года рождения был одним из защитников Порт-Артура. Георгий Николаев Мошогло 1882 года рождения - участник Мукденского сражения, самой кровопролитной битвы русско-японской войны, которая развернулась на 150-километровом фронте и в которой с обеих сторон участвовало около полумиллиона солдат и офицеров. Мошогло девять лет находился в японском плену! На Тихоокеанском флоте во время этой войны служил и Кирияк Иванов Чеботарь 1878 года рождения. Еще одной интересной личностью был Георгий Яниев Болгар 1861 года рождения - в августе 1914 года он перечислил в фонд русской армии 100 рублей золотом. И это притом, что за три рубля можно было купить пару хороших рабочих волов!
Федор Савельевич изучил пять церковных книг более чем столетней давности. В таких книгах раньше регистрировали рождения, бракосочетания, крещения и смерти с указанием причин. В них также указывались крестные, свидетели бракосочетания, которые отвечали перед законом, если возникали сомнения в законности брака. В отдельной изученной Куру книге за 1859 год собраны «брачные обыски»: в них указывалась вся информация о вступающих в брак из 10 последних ревизских сказок. Так молодожены доказывали, что не находятся в родстве друг с другом. Если священник сомневался в этом – нужно было доказать отдаленность родства и отправить прошение на имя епископа Аккерманского Аркадия, который один мог разрешить венчание. У кого-то лопалось терпение за время отсрочки, и рождались дети, которые в таком случае получали фамилию матери. Так менялась генеалогическая информация.
«Был такой случай, - вспомнил Куру. - Одна из таких женщин – Милана-бабу, так ее называли – судилась со священником из-за того, что ребенка записали на ее фамилию. Но суд проиграла с заключением: «надо было вовремя бракосочетаться». А вот ребенок, рождавшийся от неизвестного отца, считался незаконнорожденным, и в церковной книге стояла запись: "Осуждена (мать) божественным судом на вечное безбрачие”».
Есть в книге Федора Савельевича и раздел о происхождении и значении местных фамилий и прозвищ. «Вот, например, фамилия Мошогло, - объясняет Куру. – Она состоит из двух корней: «мош» – дух предков, «огло» – сын. Фамилия Капса означает «худой», «маленький», «небольшой», «низкорослый», а еще – «горло», «шея», «перешеек». Корень «мун» переводится как «человек». Так обычно называли выходцев из низинной местности. Значение фамилии Куру – «сухощавый», Йоргу происходит от имени Йорги (Георгий), Ангели – от имени Ангел».
Писать книгу Федору Савельевичу помогает жена Екатерина: работает с архивами, добывает полевые материалы, находит фотографии. Например, исследуя архивные материалы 1945 года, нашла указ президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом «Мать – героиня» жительницы села Федоры Семеновны Чолак, первой в селе удостоенной этой награды. Нашлась даже фотография женщины 1925 года. Так у автора появилась идея написать целый раздел, посвященный многодетным матерям.
Огромную помощь в написании книги оказывает и Петр Афанасьевич Чеботарь. Выхода книги гайдарского краеведа ждут многие жители села. Всем хочется узнать тайны прошлого. А Федор Савельевич и сам с нетерпением ожидает завершения начатого дела. Работу он проделал нелегкую, а итог зависит от того, попадет ли она в типографию, найдется ли меценат. Путешествие по страницам истории Федор Куру осуществлял на свои средства: где из личного и семейного бюджета брал, где сыновья помогали, ноутбук и принтер папе купили. Одна только схема генеалогического древа, выполненная в электронном варианте, обходится в 400 лей.
Надеемся, что в скором времени книгу гайдарского краеведа смогут прочесть все, кого интересует история родного края. Ведь прошлое всегда влекло человечество, которое пытается приоткрыть завесу, разделяющую жизнь на «до» и «после». Именно так, стараниями многих людей, по крупицам складывается пасьянс Истории. Как когда-то мореплаватели открывали новые земли – так наши современники открывают нам то, что было…
Ирина ПИНЕГИНА
Федор Куру начинал рядовым колхозником в родном селе, работал механиком, инженером, получил диплом сельхозинститута и стал главным инженером чадыр-лунгского объединения механизации. Был председателем сельсовета села Гайдар, председателем колхоза имени Суворова. В селе его знают как сильного, честного, справедливого и трудолюбивого человека. И – очень любознательного.
Крейсер «Варяг» пошел на безнадежный прорыв блокады запершего его в бухте японского флота, нанес превосходящим силам противника серьезный ущерб, вернулся в гавань и был затоплен собственной командой. Когда героические моряки вернулись в Одессу – их встретила стотысячная толпа, запрудившая порт и Потемкинскую лестницу. Матросов несли на руках через специально сооруженную триумфальную арку до памятника Ришелье. На следующий день им были розданы деньги, пожертвованные одесситами.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги