Как правильно изучать родословную
Не спрашиваю у тех, кто решает заняться благородным делом поиска собственных корней, зачем они это делают. Желание это само по себе уже похвально. Значит, человеку что-то интересно помимо просмотра телепрограмм и разговоров «за жизнь» с друзьями и родственниками. Сама работа в архиве дает ни с чем не сравнимое прикосновение к подлинной истории, к подлинному историческому источнику – чувство, которое может дать толчок к серьезному занятию исторической наукой.
Занятие генеалогией (так именуется данная наука) следует начать с поиска семейных архивов и полного сбора устной информации у родственников. Устные рассказы нужно записать как можно подробнее, стараясь учесть побольше мелких деталей. Они никогда не будут лишними. В работе генеалогу часто придется быть «Шерлоком Холмсом», подтверждая или опровергая устные рассказы документами, при этом пытаясь определить, отчего получается расхождение в показаниях источников.
Удобство (и неудобство) российской истории заключено в том, что ее архивы централизованы. Вам не придется переживать романтику поиска пыльных рукописей в пыльных чуланах старых усадеб или в пономарках сельских церквей. Все, что можно было спасти в XXвеке, спасли уже до нас. Все иное – погибло. Поэтому, как правило, достаточно трех-четырех писем-запросов (они могут быть написаны от вас лично) в пару областных и пару столичных архивов с просьбой разрешить работать в их читальных залах по вашей теме. И если ваши предки были оседлыми (скажем, только в Тверской или в еще одной из смежных областей), то вы все о них узнаете прямо на месте. Документы ранее третьей четверти XVIIIвека находятся в Российском государственном архиве древних актов, но до такой старины новичку нужно еще добраться.
Итак, начиная работать, вы имеете, например, дату рождения какого-то предка где-нибудь в 1880 году (такая дата, например, стоит на его могильном памятнике). Если он крестьянин (чаще всего), вы узнаете (из какого-то его документа или из рассказа), из какой он деревни. Потом узнаете, какого деревня церковного прихода и какого уезда. Данная информация, в принципе, открыта в Интернете, но если вы этого не нашли, не беда – в архиве есть библиотека, а в ней справочники.
Записавшись в архив, вы пишете требование на выдачу дел, как в библиотеке. Кстати, в государственном архиве Тверской области вам обеспечено очень внимательное и лояльное отношение.
Почти наверняка вы закажете метрическая книгу некоей церкви. Тут надо приготовиться к тому, что поиск будет небыстрым. Выдается одному исследователю на руки до 1500 листов любых дел за один раз, срок ожидания дел может быть около недели, а 1500 листов – это может быть только одно дело – одна метрическая книга. Конечно, вам не потребуется листать ее всю. В ней будут подшиты все акты гражданского состояния за этот год по целому уезду. Достаточно открыть книгу нужного храма, а в нем – записи о рождении и крещении.
И вот тут может быть «сюрприз». Нужного человека не окажется или вы не встретите никаких опознавательных знаков, что среди многих Иванов Ивановых и Степанов Петровых, у которых их законные жены Марьи Сидоровы и Прасковьи Васильевы родили детей, «запрятаны» и ваши предки. Ошибка в год-два в документах XIXвека запросто бывала, но вам она может стоить лишнего месяца работы. Однако никакая метрическая книга не окажется совсем без сведений о вашей родне. Увидев знакомую деревню, выпишите всех, кого увидит, из нее. Пригодится. Хуже, если село ваших предков было в двести с лишком дворов. Но все равно – не поленитесь, выпишите.
Достаточно быстро вы установите, что крестьян было хотя и много, но не запредельно много. А в деревнях они были в очень близком родстве и свойстве – почти все. В итоге это даст вам повод для философских и социологических наблюдений над русским крестьянским миром. А однажды вы все-таки упретесь в безусловно вашего прадеда или прабабку. Должен сказать, это очень сильное и волнительное переживание. Для особо чувствительных исследователей в архиве есть услуга: фотографирование искомой страницы, которую просто хочется поцеловать. Услуга платная, но многие генеалоги тут за ценой не постоят.
Выявив всех своих предков до середины XIXвека, вы берете опись фонда Тверской казенной палаты, где находятся «ревизские сказки» – переписи податного населения империи, сделанные в 1858, 1850, 1834, 1815, 1811, 1796, 1782, 1763, 1744, 1723 годах. Их дублируют церковные «исповедные» – опять-таки полные поименные списки приходов, делавшиеся священниками раз в год. Ревизские сказки интереснее с 1796 года и старше, потому что в них указывается происхождение всех замужних женщин, какая из какой деревни и какого владельца. Это сильно упрощает поиск. Однако чем дальше в историю, тем больше в документах утрат. Где-то появятся и «белые пятна». Они, увы, неизбежны. Но вообще, если вы добрались в поиске до начала XIXвека, значит, вы уже стали матерым архивистом. И Вам советы, подобные данным в этой статье, будут уже не нужны.
Здесь надо будет сделать важный выбор. Или вы, как составитель гербария, ищете всех вообще возможных предков до абсолютного их предела (этот предел наступает в конце XVIвека, далее в глубь веков простираются в России только немногие дворянские родословные), или начинаете изучать условия жизни ваших предков. По мне, так второе гораздо интереснее. Мир русской деревни XVIII–XIXвеков в Тверском архиве представлен исключительно богато. Но чтобы его правильно изучить, нужно уже изучать специальную литературу. А к теме генеалогии такое исследование имеет уже косвенное отношение…
Павел ИВАНОВ
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги