Гений прорыва. Как царский генерал Брусилов оказался в рядах Красной Армии
Свою учёбу в корпусе сам Брусилов называл «странной»: те предметы, которые ему нравились, он усваивал легко и быстро, а с остальными мучился, одолевая их лишь настолько, насколько нужно было, чтобы не остаться на второй год.
В 1872 году, по окончании Пажеского корпуса, он был зачислен в 15-й драгунский Тверской полк, где служил в должности адъютанта полка.
Боевым крещением будущего генерала стала русско-турецкая война 1877–1878 годов. Он отличился не то что в первые дни, а в первые часы войны: в ночь на 12 апреля во главе небольшого отряда поручик Брусилов перешёл турецкую границу, переправившись вброд через реку Арпачай, и вынудил турецкую заставу сдаться в плен.
Сражался Брусилов на кавказском театре военных действий и участвовал во взятии турецких крепостей Ардаган и Карс.
Протеже великого князя
За эту кампанию он был отмечен наградами, но бурного развития карьеры не получилось. В течение трёх послевоенных лет Брусилов был начальником полковой учебной команды, а в 1883 году был отправлен на службу в Офицерскую кавалерийскую школу. За последующие 19 лет он прошёл путь от адъютанта до начальника школы, став крупным авторитетом в российской военной педагогике. И в России, и в Европе Брусилов был известен прежде всего как выдающийся знаток кавалерийской езды и конного спорта. В 1900 году ему было присвоено звание генерал-майора.
К более чем 20 лет проведшему в учебных аудиториях генералу Брусилову отношение было уважительное, но никто не видел его в качестве командира крупных соединений регулярной армии. И здесь Брусилову помогла высокая протекция: великий князь Николай Николаевич был большим знатоком кавалерии, курировал Офицерскую кавалерийскую школу, поэтому знал её начальника и был высокого мнения о его возможностях.
Именно благодаря великому князю в апреле 1906 года генерал Брусилов стал начальником 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. К августу 1912 года Брусилов получил звание генерала от кавалерии и должность командира 12-го армейского корпуса.
Новое слово в военной науке
Когда началась Первая мировая война, Брусилов был командующим 8-й армией Юго-Западного фронта. Тем, кто считал его «паркетным генералом», очень скоро пришлось убедиться в ошибочности своих суждений. В Галицийской битве, первом крупном сражении русской армии в новой войне, войска Брусилова разгромили 2-ю австро-венгерскую армию, только пленными захватив 20 тысяч человек. Армия Брусилова успешно отражала попытки противника деблокировать осаждённый русскими войсками Перемышль. В тяжелейшем для русской армии 1915 году, когда поражения следовали одно за другим, войска генерала Брусилова успешно оборонялись, осуществляя организованный отход и нанося противнику серьёзный ущерб.
Успехи Брусилова не могли остаться незамеченными. В марте 1916 года генерал был назначен главнокомандующим Юго-Западного фронта. Именно в этой должности он разработает и проведёт операцию, которая обессмертит его имя — «Брусиловский прорыв».
Главным «ноу-хау» Брусилова стало то, что его план наступления предусматривал не один, а несколько разнонаправленных ударов для прорыва фронта противника. До этой операции никто ни в России, ни в мире так не наступал.
Изначально прорыв, по традиции того времени, назвали по территориальному признаку Луцким, однако затем, из уважения к генералу, разработавшему блистательную операцию, его стали называть «Брусиловским».
Наступление началось 3 июня 1916 года. 8-я армия, та самая, которой ещё недавно командовал сам Брусилов, решительно двинулась по направлению на Луцк и через четыре дня захватила его. Спустя пять дней 4-я австро-венгерская армия эрц-герцога Иосифа Фердинанда была окончательно разбита, а русские войска продвинулись по фронту на 65 километров.
Общее наступление длилось до двадцатых чисел августа. Противник был отброшен на расстояние до 120 километров, русские войска заняли Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции. Противник потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести до 800 тысяч человек, а боеспособность австро-венгерской армии была окончательно подорвана. Германии и её союзникам пришлось срочно перебрасывать на Восток новые силы, что спасло от разгрома Италию и облегчило положение англо-французских войск на Западном фронте.
Жертва революции
За этот успех генерал Брусилов был представлен к награждению орденом Cвятого Георгия 2-й степени, однако Николай II ограничился награждением полководца Георгиевским оружием с бриллиантами.
Неизвестно, повлияло ли это решение на взгляды Брусилова, но в феврале 1917 года он оказался среди тех, кто поддержал отречение императора.
Временное правительство в мае 1917 года назначает генерала Брусилова главнокомандующим русской армией, рассчитывая, что это принесёт успех, однако летнее наступление завершается провалом. Армия обескровлена, в ней царят разброд и шатание, что Брусилову как кадровому военному категорически не нравится. Он сторонник жёстких мер по наведению порядка и крайне негативно относится к деятельности большевиков.
В июле 1917 года глава Временного правительства Александр Керенский решает, что для наведения порядка на фронте и в тылу нужен человек более жёсткий, чем Брусилов, и заменяет его на генерала Корнилова.
Генерал уезжает в Москву, и здесь к нему обращается посланник Корнилова, который готовит военный переворот и рассчитывает на поддержку популярного полководца. И здесь корниловского посланника ждёт сюрприз — генерал резко отвечает, что переворот — авантюра, сам Корнилов — изменник, и участвовать в этом Брусилов не собирается.
Замысел Корнилова действительно с треском провалился. События же в стране замелькали, как в калейдоскопе, — грянула Октябрьская революция. Брусилов в ней поучаствовал, сам того не желая — во время боёв красногвардейцев и юнкеров в Москве генерал был тяжело ранен в ногу.
Брусилов не простил белым гибели сына?
С этого момента историки расходятся в оценках поступков генерала. Одни склонны считать его если не предателем, то заложником красных, другие полагают, что свой выбор Брусилов делал добровольно и сознательно.
Так или иначе, большевики взяли Брусилова под охрану, обеспечили ему лечение и реабилитацию. В условиях начавшейся Гражданской войны к нему в Москву пробирались белые эмиссары с призывом влиться в их ряды, однако генерал посылал их обратно.
Многие склонны связывать лояльность Брусилова к красным с судьбой его единственного сына, Алексея Брусилова-младшего, офицера лейб-гвардии Конно-гренадёрского полка. Кадровый военный, летом 1918 года он был арестован ВЧК, однако затем не только обрёл свободу, но и вступил в ряды Красной Армии. Командир красной конницы Алексей Брусилов в 1919 году во время наступления Деникина на Москву попал в плен и был расстрелян белогвардейцами. По другой версии, которая, правда, не имеет убедительных подтверждений, Брусилов-младший перешёл на сторону белых в качестве рядового и вскоре то ли умер от тифа, то ли погиб. Однако эти рассказы больше похожи на байки тех, кого раздражает сама мысль о том, что царский офицер мог служить красным.
После гибели сына Брусилов не просто сохраняет лояльность большевикам, он поступает на службу в Красную Армию, становясь руководителем Особого совещания при главнокомандующем всеми вооружёнными силами Советской Республики, вырабатывавшего рекомендации по укреплению Красной Армии. Генерал пишет воззвания, призывая бывших офицеров царской армии поступать на службу к большевикам. В 1921 году Брусилов был председателем комиссии по организации допризывной кавалерийской подготовки, с 1923 года состоял при Реввоенсовете для особо важных поручений, а в 1923–1924 годах был главным инспектором кавалерии РККА.
Белая эмиграция сыпала на голову Брусилова проклятья. В списках «предателей, продавшихся большевикам» он числился на гордом первом месте. Сам генерал реагировал на это довольно иронично, заметив: «Большевики, очевидно, больше меня уважают, потому что никто из них никогда и не заикнулся о том, чтобы мне что-либо посулить».
Брусилов никогда не заявлял, что разделяет все политические положения Советской власти, однако считал, что исполняет свой долг, служа Родине.
В 1924 году 70-летний Брусилов после 50 лет военной службы окончательно выходит в отставку. Его здоровье вызывает серьёзные опасения, и советское правительство в 1925 году отправляет генерала на лечение в Карловы Вары. Однако помогает это ненадолго — в ночь на 17 марта 1926 года в Москве он умирает от паралича сердца, последовавшего за крупозным воспалением лёгких.
Генерал Алексей Алексеевич Брусилов был похоронен с воинскими почестями у стен Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
Кто написал мемуары генерала?
Но страсти вокруг имени генерала не утихли и после его смерти. В 1929 году в СССР вышли мемуары Брусилова под названием «Мои воспоминания».
Между тем спустя некоторое время в эмигрантской среде всплыл второй том воспоминаний, в котором Брусилов якобы в предельно резких выражениях критикует большевиков. В 1932 году в белоэмигрантский архив его передала вместе с другими бумагами генерала его вдова Н. В. Брусилова-Желиховская, покинувшая СССР после смерти мужа.
Надо заметить, что Брусилова-Желиховская была второй женой генерала, и погибшему от рук белогвардейцев Алексею Брусилову-младшему приходилась мачехой.
История второго тома воспоминаний Брусилова такова — он якобы продиктовал его жене во время лечения в Карловых Варах, а затем оставил на хранение в Праге.
Второй том воспоминаний попал в Советский Союз после войны, и его появление привело к тому, что имя Брусилова до 1961 года исчезло из всех военных учебников и исторических книг. «Реабилитировали» генерала лишь в 1961 году.
Как уже говорилось, особой симпатии к Советской власти генерал не питал. Но как у одних вызывает сомнения мотивация поступления Брусилова на службу в Красную Армию, так у других есть сомнения в подлинности второго тома воспоминаний генерала. Многие специалисты полагают, что эта часть мемуаров была сфабрикована вдовой Брусилова, дабы оправдать мужа перед белой эмиграцией.
Не вызывает сомнений одно — генерал Брусилов оказал огромное влияние на отечественное и мировое военное искусство. Советские полководцы, громя генералов Вермахта в годы Великой Отечественной, будут строить свои тактические приёмы, основываясь на опыте гениального Брусиловского прорыва.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги