Татарская генеалогия: достижения и проблемы
Данная статья посвящена изучению основ татарской генеалогии в Российском исламском университете. Раскрывается история становления генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины. Анализируются проблемы, связанные с дальнейшим совершенствованием в области изучения татарских родословных.
ИСТОРИЯ НАРОДА ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ
Изучение генеалогии, семейной истории, родственных отношений людей привлекает к себе все большее внимание. Мы рассматриваем героическую и трагическую историю народа через историю близких нам родственников, знакомимся с историей нескольких поколений своих предков, узнаем различные семейные истории и, возможно, историю целого рода. Мы встречаемся со многими интересными людьми, близкими и дальними родственниками, о существовании которых зачастую только догадывались.
Интерес к изучению родословных отнюдь не случаен. Перемены в общественном сознании, попытки переосмысления трагического и героического прошлого, духовное и культурное возрождение татарского общества неизбежно приводят к активизации интереса к родословным. Даже обычные люди, особенно молодежь, начинают понимать, что историю своего народа, историю Отечества, можно познать глубже только через изучение истории своего рода, своей семьи.
О прочности родовых отношений и родственных связей свидетельствуют легенды и предания татарского народа. Идея родовых отношений, идея родового старшинства, играла ключевую роль в течение многих столетий. Ответственность перед своими предками, чистота различных помыслов и деяний – важный фактор в жизненной позиции, поступках, он является определяющим в дошедших до нас памятниках татарской литературы.
ГЕНЕАЛОГИЯ – ОТ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ДО НАУКИ
Исследованием родословных занимается генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина. Она изучает вопросы происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составления родословных.
Генеалогия в системе исторических знаний занимает особое место. Именно через изучение родословия каждый человек учится составлять генеалогическую таблицу, поколенную роспись, писать историю рода. Главное в генеалогии – научиться выявлять родственные связи.
Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина прошла долгий путь развития. Она на первых порах использовалась в качестве практических знаний для подтверждения права на наследство, со временем превратилась в научную историческую дисциплину.
По мнению многих ученых, составление родословных отмечается еще в глубокой древности. Родословные записи встречаются уже в древнейших письменных памятниках: в списках египетских царей, семейных известиях римлян, геродотовских рассказах, рунических надписях средневековых тюрков. Как правило, в них перечисляются поколения царей, князей, мифических героев, знатных людей. Часто эти родословные имели практическое значение, играли роль исторической памяти в доказательстве наследственного права.
В западноевропейских странах появление особого интереса к генеалогии связано с эпохой Возрождения. Именно тогда были найдены графические формы фиксации родственных связей – генеалогические таблицы. Конец XVI-XVII вв. называют золотым веком генеалогии. В XVIII в. происходит становление генеалогии как самостоятельной исторической дисциплины, во многих европейских университетах открылись кафедры по генеалогии.
ТАТАРСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ – ШЕЖЕРЕ: ПУТЬ В ДВОРЯНСТВО
Татарская генеалогия как отрасль исторической науки имела свои особенности развития. В татарских летописях были отражены генеалогии ханских династий. В Российском государстве интерес к татарским родословным появляется после завоевания Казанского и других татарских ханств. Для татарских князей – мурз – основным юридическим документом, на основе которого подтверждалась их благородное происхождение, были письменные родословные. Эти генеалогии постепенно накапливались в государственных архивах. Одновременно с этим отдельные представители благородных сословий хранили в своих семьях письменные шеджере-родословные. Фрагменты родословных сохранились в рукописных татарских книгах.
Указ Екатерины II от 22 февраля 1784 г. «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства» [Полное собрание законов Российской империи 1830: С. 51-52] дал возможность представителям и потомкам татарских мурз записываться в дворянские родословные книги. Такая перспектива изменения сословного положения активизировала интерес к прошлому, к предкам татарских мурз, и вызвала поток доказательств о благородном происхождении в комиссии, учрежденной для разбора прав на дворянство. Чтобы получить дворянское звание, татарские князья и мурзы составляли поколенные росписи, генеалогические древа и таблицы, доказывая древние корни своего благородного происхождения. Конечно, не все бывшие татарские мурзы воспользовались этой возможностью. Значительная их часть к этому времени практически слилась с общей массой татарских крестьян, так как с момента издания указа 1713 г. о крещении татарских мурз прошло уже достаточно много времени, и сменилось уже почти три поколения.
РОДОСЛОВНЫЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Разработка генеалогических материалов активизировалась в конце XIX – начале ХХ вв. И.Хальфин, Ш.Марджани, Х.Амирхан, Р. Фахретдинов занимались сбором татарских родословных и использовали их как исторические источники в своих трудах. Тогда же появилась возможность публикаций родословных на страницах татарской периодической печати или отдельными изданиями.
Богатые коллекции татарских родословных имелись у историков Ризаэтдина Фахретдина, Хади Атласи, Саида Вахиди, Гарая Рахима [Ислаев 2009: 146].
ГЕНЕАЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В советскую эпоху интерес к родословным заметно уменьшился, но полностью не исчез. В последние годы большую успешную работу по изучению татарских родословных ведет доктор филологических наук М.И.Ахметзянов [Ахметзянов 1991: 146]. Благодаря его усилиям собрана значительная коллекция татарских генеалогий, состоящая более чем из 500 шеджере XVIII–XX вв. Коллекция 99 редких книг и рукописей хранится в фонде Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова.
Появившийся в России в последнее время интерес к генеалогии привел к тому, что она стала не только отраслью исторического знания и научной дисциплиной, но и предметом увлечения многих людей, независимо от их возраста. Если в прежние годы генеалогию преподавали в составе курса вспомогательных исторических дисциплин лишь в Московском историко-архивном институте и на исторических факультетах некоторых университетов, то в последние годы генеалогию изучают в школах и гимназиях, ею серьезно занимаются в краеведческих кружках. В различных городах и районах создаются родословные общества и объединения, организуются научные конференции и семинары, выставки лучших родословных.
В Российском исламском университете накоплен положительный опыт по изучению татарских родословных. Курс «Основы татарской генеалогии» изучается с начала основания РИУ. Сформирована материальная база для изучения курса: издано учебное пособие «Я и моя родословная», в журналах «Магариф» и «Ялкын» систематически публикуются татарские шеджере, теоретические и практические материалы по обобщению опыта работы в этом направлении [Ислаев 1999: 152].
При изучении основ генеалогии используются активные формы работы со студентами: семинары, заслушивание докладов, посещение Национального архива, музея татарской культуры и комнаты «Татарские шеджере», встречи с доктором филологических наук М.И. Ахметзяновым. Все студенты завершают изучение курса составлением родословного древа и написанием истории семьи и защитой этого исследовательского проекта. При подготовке к занятиям студенты активно пользуются Интернет-ресурсами. В целом, изучение данного курса вызывает у студентов большой интерес к данному курсу.
Естественно, имеются и проблемы, над решением которых предстоит работать в будущем. Речь идет о содержательной стороне работы с родословными. К сожалению, студенты часто ограничиваются составлением генеалогической таблицы. Конечно, составление генеалогической таблицы является важным этапом изучения родословия. Однако свести изучение истории рода только к составлению генеалогической таблицы было бы не совсем правильно. Необходим следующий, очень важный шаг по подготовке письменной истории рода, где предстоит описать биографии и деяния не только наиболее выдающихся деятелей рода, но и всех его представителей.
ТАМГИ – ЗАБЫТОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАТАР
С изучением татарских шеджере тесно связаны татарские тамги, некогда родовые знаки, превратившиеся со временем в личные знаки каждого человека. К сожалению, тамги относятся к давно забытому нами культурному наследию татарского народа. Известно, что у русских дворянских фамилий уже в конце XVII в. появляются личные гербы. А татары имели свои личные знаки – тамги – еще с древнейших времен.
Образцы татарских тамг можно встретить среди музейных экспонатов, в старинных документах и на монетах, в татарской вышивке, на надгробных камнях. Образцы татарских тамг получили отражение и в родословных. Например, в родословной Боркыт бия (в варианте писателя Ризы Ишмурата) отмечается, что родовая тамга – амза (гамза, буква арабского алфавита).
К сожалению, сведения о родовых, личных тамгах в большинстве случаев утеряны. Поэтому важной задачей начинающего генеалога является поиск и восстановление рисунка фамильной тамги. Рисунок фамильных тамг может сохраниться среди архивных документов, особенно в материалах по земельным спорам. Поиск и восстановление родовых знаков-тамг является не только важной задачей генеалогических исследований, но и предметом изучения профессиональных историков. К сожалению, до сих пор нет солидных научных трудов о татарских тамгах.
Российский исламский университет является одним из немногих учебных заведений, где студенты имеют возможность изучать генеалогию как учебный предмет. Тем самым мы продолжаем традиции, заложенные татарским духовенстом, по сохранению исторической памяти народа. Хочется надеяться, что и нынешнее поколение будущих имамов, вооруженных полученными знаниями, будет достойно продолжать дело своих предков, и работа по изучению татарских родословных будет в дальнейшем расширяться и углубляться.
Литература:
1. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере / М.И. Ахметзянов – Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова. 1991. – 146 с.
2. Ислаев Ф.Г. Я и моя родословная / Ф.Г.Ислаев – Казань: Магариф, 2009. – 152 с.
3. 1784 февраля 22. Указ императрицы Екатерины II, данный Сенату, о позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства // Полное собрание законов Российской империи (Собрание первое). – СПб: 1830. Т. 22. С. 51-52.
Файзулхак ИСЛАЕВ,
д. ист. н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского университета, Казань
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги