Первый троллейбус ехал наперегонки с извозчиком
В начале ноября исполнилось 80 лет со дня запуска первого московского троллейбуса. Благодаря репортажам «Вечерней Москвы» за 1933 год мы знаем, как это было.
Впервые мысль о постройке троллейбусной линии в Москве высказали в 1924 году, но к делу приступили только спустя 9 лет. Запуск троллейбуса был главной транспортной эпопеей 1933 года. Уже 16 января журналист «Вечерней Москвы» П. Гранов объяснил в заметке «Гибрид трамвая и автобуса», почему новый вид транспорта выгоден: ему не требуется много металла, его можно эксплуатировать на окраинах, где нет большого пассажиропотока. Было сказано, что «первую троллейбусную линию <…> длиной до 8 километров намечено проложить по Можайскому шоссе» — от Окружной железной дороги до поселка Сетунь.
В дальнейшем — по Волоколамскому шоссе до Губайлова и по Хорошевскому до Хорошева.
Но потом планы изменились.
И первая линия была проложена от Белорусско-Балтийского вокзала до района нынешней станции метро «Войковская».
Первый советский троллейбус назывался ЛК-1 — в честь сталинского сподвижника Лазаря Кагановича. Два экземпляра были собраны на автозаводе имени Сталина (ЗИС, ныне АМО ЗИЛ). Потом на заводе «Динамо» на них установили электрооборудование.
И вот 4 ноября в седьмом часу утра на «Динамо» прибыли два пятитонных тягача, взяли на буксир первые троллейбусы и потащили их через всю Москву во Всехсвятское. Наша газета в тот же вечер написала, как москвичи с обочин провожали глазами эти синие машины. Хорошо, что прохожие, в отличие от корреспондента, не смогли попасть вместе с машинами в ангар! А то бы они еще не такое увидели: «Первый троллейбус заводится в гараж. Вдруг шум. Пол не выдерживает и проваливается».
К счастью, троллейбус быстро вытащили из ямы, он «отделался» легкими царапинами.
В тот же день посмотреть на новые машины приехал второй «секретарь московского городского комитета ВКП(б) т. Хрущев». Да-да, тот самый, будущий генсек. Хрущев «выразил удовлетворение» по поводу хорошей работы создателей троллейбуса.
6 ноября состоялся лишь пробный пуск. Первыми пассажирами были председатель Моссовета Николай Булганин, его заместитель Захар Самошкин и инженер Михаил Шполянский. «Вагон плавно трогается, — писала «Вечерка». — Троллейбус выезжает на Ленинградское шоссе. Пассажиры покачиваются в мягких креслах. Первое препятствие: на шоссе маячит извозчик. Он не обращает внимания на гудки троллейбуса...»
Не бойтесь, никакого ЧП на этот раз не случилось: «Водитель взял руль влево, и машина свободно обошла извозчика, отойдя от проводов на два с лишним метра».
Почти по Есенину: «Милый, милый, смешной дуралей,/ Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель он не знает, что живых коней/ Победила стальная конница?» Вернее, «стальной конь», дитя рук человеческих, оказался умнее настоящей лошади: он смог обогнуть его и не допустить смертоубийства. Как говорится, даже если это неправда, то хорошо придумано. Хотя вполне могло быть и правдой: извозчики вплоть до середины 1930-х годов, до открытия метро, были в Москве не экзотикой, а привычным делом.
В тот день троллейбусу довелось посостязаться еще с одним видом транспорта: «Далеко впереди автобус. Через полторы минуты троллейбус поравнялся с ним. Чувствовалось, что шофер «жал» последние силы из автобусного мотора. Напрасно! Через несколько секунд автобус позади».
Простые москвичи смогли оценить «рогача» только через 9 дней: задержка возникла из-за формальностей с передачей машин Мострамвайтресту.
И вот 15 ноября сине-желтая рогатая машина к 11 часам была подана к вокзалу. На лобовой части кузова сиял блестящий металлический щит с надписью «От рабочих, ИТР (инженерно-технических работников. — «ВМ») и служащих Госавтозавода им. Сталина, завода «Динамо», Ярославского автозавода, НАТИ».
Первым в салон вошел рабочий завода «Изолятор» товарищ Молоканов. До чего жаль, что корреспондент «Вечерки» не записал его имени! Только по фамилиям известны шофер Купцов и кондуктор Монахов. Когда 37 пассажиров заняли мягкие кресла и еще 8 встали в проходах, троллейбус тронулся в путь.
На следующий день движение открылось в 8 утра и продолжалось до 11 ночи. Троллейбус развивал скорость в среднем в 36 км/ч и дистанцию длиной в 7 км одолевал за 30 минут.
В январе 1934 года линию продлили в центр до площади Революции. В декабре закончили постройку второй линии — по Арбату до Дорогомиловской Заставы.
К концу 1930-х годов троллейбусы серии ЛК были вытеснены более совершенными ярославскими ЯТБ-1. К сожалению, ни одного экземпляра ЛК-1 в Москве не сохранилось.
— Их уничтожили еще до создания Музея ГУП «Мосгортранс», — говорит реставратор старинных троллейбусов Юрий Егоров.
Только по фотографиям и по корреспонденциям «Вечерней Москвы» можно представить себе, как выглядел этот скромный сине-желтый трудяга, который 80 лет назад стал настоящим спасением для жителей московских пригородов.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги