Родовая нить Мандрыкиных
"Вечёрка" помогла потомку Мандрыкиных из Петербурга найти родственников в Донецке
Поскольку представители этого рода не только верой и правдой служили царю и Отечеству, но и породнились с венценосной семьей, то вполне уместно вспомнить о них в год 400-летия Императорского Дома Романовых.
Весточка из Северной столицы
Через некоторое время после публикации в "Вечерке" статьи "Памяти героев 1812 года" редакция получила письмо от жителя Санкт-Петербурга М.К. Привалова. "В этой статье упоминается Светлана Владимировна Таптапьянц и ее дочь Карина Юсупова с мужем Юрием, которые собирают сведения о своих предках Мандрыкиных. Я потомок рода Мандрыки, много лет изучаю его историю. Поэтому ищу возможность связаться с Кариной Юсуповой или с ее мамой С.В. Таптапьянц, урожденной Олейник, члена нашего рода. Пожалуйста, помогите узнать их адрес.
С огромной благодарностью и уважением Михаил Константинович".
Конечно же мы откликнулись на просьбу Привалова, и вскоре получили от него радостное известие: "Здравствуйте, уважаемая редакция! Благодаря вашей помощи я получил возможность общаться со Светланой Владимировной Таптапьянц и Кариной Юсуповой. Теперь мы с ними переписываемся и обмениваемся генеалогической информацией. Я уже много лет веду обширную переписку с потомками Мандрыки, часть собранной информации публикую на украинском многоязычном сайте Родовод. В благодарность за вашу помощь готов поделиться любой имеющейся у меня информацией. Знаменитые представители рода Мандрыки из других ветвей тесно связаны с Украиной либо рождением, либо проживанием, либо местом службы".
Прежде, чем перейти к повествованию о достойных предках петербуржца, стоит немного сказать о Михаиле Константиновиче. Коренной ленинградец, высокообразованный и разносторонний человек, он родился после войны, в 1946 году. Его мама и бабушка перенесли черные дни блокады Ленинграда. В школьные годы Михаил увлекался игрой на фортепиано, учился в Ленинградском политехническом институте. Причем на двух факультетах одновременно. Несколько лет подряд был командиром студенческих стройотрядов, которые возводили жилые дома в Казахстане. В годы учебы в институте также проходил практику на атомных станциях. Получив диплом, Михаил Константинович работал инженером в испытательной лаборатории Котлотурбинного института, в ОАО "Севзапэлектромонтаж", заместителем начальника монтажного управления и на других должностях. В 1991 году стал соучредителем шести предприятий, которые занимались торговлей программными продуктами и электротехникой. Затем создал электромонтажное предприятие, и 14 лет был его генеральным директором. Михаил Константинович много путешествовал и проехал от Белого до Черного моря, от Алма-Аты до Калининграда. В Петербурге живут его дочь Анна Михайловна, внуки Артем и Лиза. С 1999 года Привалов восстанавливает свою родословную, изучает историю рода Мандрыки.
Напомним, что о представителях рода Мандрыкиных (преимущественно, уроженцах нашего края) "Вечёрка" дважды писала после общения со Светланой Владимировной Таптапьянц, кропотливо собирающей все архивные сведения о предках. А благодаря исследованиям Михаила Константиновича, появилась возможность продолжить рассказ об этом славном роде. И даже дополнить информацию о наших земляках Мандрыкиных".
Взгляд на историю рода
В предисловии к своей статье "Мандрыкины на Донетчине" Привалов говорит: "Сколько историков, столько и историй, поскольку каждый человек пропускает ее через свое сознание, и в описании событий отражается его субъективное отношение.
Я не историк, не генеалог, но много лет увлечен исследованием своего рода. Накопленный опыт убедил в необходимости тщательно систематизировать, сравнивать и анализировать всю полученную информацию, чтобы исключить ошибки. Не претендуя на полноту и истинность информации, предлагаю свой взгляд на историю возникновения рода Мандрыки и его появления на Донетчине".
Михаил Константинович ссылается на профессора-филолога А. Суперанскую и поясняет, что фамилии с корнем "мандр-": Мандрик, Мандриченко, Мандриков, Мандрикин, Мандрыкин, Мандрыко, Мандрыка встречаются с XVI века. У членов одного рода Мандрыки и даже у одной и той же персоны фамилия писалась по-разному в различных документах. Потому что не были одинаковыми языковые правила в Малороссии и Российской империи, правила генеалогов и архивистов, грамотность писарей и чиновников.
Запорожский казак Мандрыка, родившийся ориентировочно в 1528 году, впервые упоминается в описании Хортицкой Запорожской Сечи, организованной в 1553 году под руководством знаменитого вождя запорожских казаков, князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого - Байды. Мандрыка в первый год создания Сечи был выбран куренным атаманом, то есть являлся одновременно строевым начальником, распорядителем куренного имущества и судьей.
На службе у Суворова
Хорошо знают на Донетчине дворянина Даниила Давидовича Мандрыкина (Мандрыка), родившегося в 1771 году. Михаил Привалов сделал интересные дополнения к известным фактам о судьбе нашего земляка. Даниил начал военную службу в 10 лет, приписав в своей метрике лишних три года. Его принял в штаб полководец А.В. Суворов. Напомним, что он активно участвовал в военных действиях начиная с 90-х годов XVIII века. После боя под Брестом 8 сентября 1794 А.В.Суворов пишет графу Петру Румянцеву о Мандрыкине: "Последний, помимо свидетельств о его храбрости, заслуживает особого воздаяния ...". Суворов назначает Мандрыкина флигель-адъютантом штаба. В 1795 году в списке чинов армии он упоминается как адъютант генерал-лейтенанта. Известно, что Мандрыкин был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени и Св. Георгия 4-й степени, в 1797 году он был уже в звании подполковника. Именно с Суворовым связывают орден Св. Анны в семейных воспоминаниях и легендах, который сохранили потомки. В Санкт-Петербургской публичной библиотеке сохранилось 16 писем Д.Д. Мандрыкина к высшим лицам Российской империи, свидетельствующих об их искренних отношениях с Суворовым. Возможно, военная карьера молодого офицера стремительно развивалась бы и дальше, но после смерти Екатерины II на престол взошел Павел I. Из-за конфликта между Суворовым и императором штаб полководца был распущен. Генералиссимус попал в опалу к новому царю, та же участь постигла и его ближайшее окружение.
Не зная к чему привязаться, Павел I возобновил давно уже закрытое дело о воровстве фуража, в котором значился и Д.Д. Мандрыкин. Поскольку дело давнее и все виновные уже давно были наказаны, Павел I вынес довольно мягкий приговор: полковнику Д.Д. Мандрыкину велели переехать на службу в Оренбургскую губернию в должности батальонного командира. Но молодой офицер распоряжению не подчинился и подал в отставку, которая была принята 18 марта 1797 года. Больше он не состоял на службе, сосредоточившись на частной жизни помещика. В январе 1797 года полководец пожаловал Д.Д. Мандрыкину 100 крепостных душ в своем Кобринском имении Ключ Зиоловский. После смерти мужа дочери А.В. Суворова в 1805 году Д.Д. Мандрыкин принял самое активное участие в деле помощи вдове и ее малолетним детям".
Землевладения братьев Даниила и Василия Мандрыкиных состояли из имений в Екатеринославской и Гродненской губерниях. В 1807 году Даниил купил у наследников Суворова в Кобринском уезде Гродненской губернии за 29.070 рублей ассигнациями пять сел с 285 душами крепостных.
Еще значительнее были землевладения братьев в Бахмутском уезде на реке Кальмиус. Здесь центром их владений было село Авдотьино. В 1765 году зимник Мандрыкино основан братьями Кириллом и Давидом Мандрика в верховьях реки Кальмиус.
В 1767 году основатель зимника Мандрыкино и владелец земли помещик Давид Андреевич Мандрика женился и назвал поселение в честь своей жены Евдокии - Авдотьи. Она привезла из Белоруссии своих крепостных крестьян, обеспечив этим выполнение требований правительства к новым землевладельцам заселять полученные участки.
В 1796 году в деле о межевании границы между Областью Всевеликого Войска Донского и Екатеринославской губернией бывший зимник Мандрыкино числился как деревня Авдотьино генеральс-адъютанта Данилы Мандрикина. В 1842 году после постройки церкви Александра Невского и ее освящения деревня получила статус села Авдотьино Авдотьинская волость Бахмутский уезд Екатеринославская губерния, в просторечии "Мандрыкино".
Родовой герб
Большой интерес представляет история о родовом гербе, полученном Никитой Алексеевичем Мандрыкой, которая пересказывается в "Сборнике биографий кавалергардов". Он происходил из казаков, был полковым есаулом, носил фамилию Уж и служил лесничим в Беловежской пуще, при короле польском Владиславе IV. Ему удалось спасти жизнь королю на охоте, убив медведя, бросившегося на Владислава. Затем Никита Алексеевич принимал у себя в доме короля и угощал его мандрыками (особенное польское печенье), которые очень понравились высокому гостю. За спасение жизни Владислав наградил Никиту Алексеевича графским достоинством и поместьем в Черниговской губернии - местечком Кобыщи. Спасаясь от иезуитов, требовавших принятия унии, Никита Алексеевич переехал в Кобыщи. Здесь он и его старший сын Яков использовали пожалованный Владиславом герб, но графское достоинство должны были откинуть и подписывались просто Мандрыка. Так Никита Алексеевич первым в роду признан Герольдией в наследуемом дворянском достоинстве и включен во вторую часть родословной книги по Черниговкой губернии.
Род Мандрыки также описан в Указах Правительствующего Сената о признании его представителей в дворянстве и внесен в дворянские родословные книги различных губерний. В 1912 году выдающийся украинский историк, генеалог и искусствовед Вадим Львович Модзалевский в Киеве издал одну из своих основных и фундаментальных работ - "Малороссийский Родословник", где род Мандрыки описан в третьем томе. Благодаря многолетней тщательной работе автора с архивами и дополнительным сведениям, полученным от Александра Николаевича Мандрыка, в росписи рода учтено 124 персоны.
Родоначальником династии В.Л. Модзалевский указал Андрея Мандрыка, родившегося с 1620 по 1630 гг. в селе Кобыжча.
Судьба подполковника
Что касается Александра Николаевича Мандрыка, который сделал огромный вклад в изучение своего генеалогического древа и помог Модзалевскому составить Малороссийский Родословник, то он был незаурядной личностью с интересной и сложной судьбой. Александр происходил из потомственных дворян Курской губернии и родился в 1876 году в Харькове. До переезда в Петербург он жил в селе Наумовка Белгородского уезда, которое получил его дед Николай Яковлевич Мандрыка в качестве приданого своей жены Марфы Николаевны. В 1888 году юного Александра определили в Пажеский корпус Его Императорского Величества. В 1895 Мандрыку произвели в камер-пажи Высочайшего Двора.
В 1896 году он участвовал в коронационных торжествах в Москве, как личный камер-паж Государя, который пожаловал ему лично золотой портсигар с государственным гербом из драгоценных камней в память о коронации Николая II. По случаю этого значимого события была учреждена серебряная медаль на Андреевской ленте, которую вручили Александру Николаевичу. В августе того же года подпоручик лейб-гвардии 4 стрелкового Императорской Фамилии батальона А.Н. Мандрыка награжден знаком за окончание Пажеского корпуса. Среди многочисленных наград офицера есть даже Кавалерский крест, пожалованный Его Величеством Королем Итальянским. А также наследственный нагрудный знак и светло-бронзовая медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых. В 1905 году Мандрыка служил флигель-адьютантом Николая II, а в 1909-м - командовал ротой Его Императорского Величества.
С 16 августа по 1 сентября 1911 года Александр Николаевич командирован по высочайшему повелению Государя в Варшаву для встречи прибывающего в Россию Королевича Черногорского Петра и состоял при нем во время его визита в нашу страну. Та же миссия была на него возложена зимой 1912 года. В январе 1914 года Александр Николаевич назначен в свиту Его Императорского Величества. Подполковник Мандрыка исполнял обязанности Нижегородского губернатора, а потом - Тифлисского.
На блестящей карьере офицера поставила "крест" революция. В 1918 году Мандрыку привлекли на службу в Красную армию, как военного специалиста. Потом он был арестован, но ему удалось бежать. Во время Гражданской войны Александр Николаевич служил в вооруженных силах Юга России. В 1920 году эвакуировался из Крыма на корабле "Константин" во Францию. Увы, в чужой стране его блестящие способности не были востребованы. В эмиграции в Париже работал в кондитерской, потом шофером такси. Умер в 1928 году в госпитале Кошен и похоронен на кладбище Банье. Александр Николаевич повторил судьбу сотен тысяч русских эмигрантов поневоле. Как знать, может быть, кто-то из современных Мадрыкиных напишет увлекательную книгу о своей династии.
Родовая нить связывает предков и потомков, объединяет тех, кого судьба разбросала по разным странам. "Я очень рада, что Михаил Константинович нашел нас. Он мой брат в девятом поколении. Родоначальник нашего рода Андрей Леонтьевич Мандрыка, а род Привалова пошел от его родного брата. Это две параллельные веточки. Общение расширило и обогатило наши знания о Мандрыкиных. Он нашел около 900 представителей рода, я - двухсот, и подробно ему о них написала. Наша переписка продолжается, мы находим новые точки пересечения в судьбе предков", - делится Светлана Владимировна Таптапьянц.
Марина ПАРХОМЕНКО.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги