Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Спас на Ангаре

18.11.2013

Разрушенные храмы в России не редкость. Но даже уничтоженные, они продолжают оставаться частями культурной мозаики страны.

Если не удается восстановить стены, то можно воссоздать их историю. Изучение наследия — важное направление деятельности реставрационно-строительной компании «АльфаРекон». Евгений ЗАГОСКИН, один из руководителей фирмы, создал ретроспективу облика церкви Спаса Нерукотворного в селе Чадобец, что в низовьях течения реки Ангара и описал деятельность ее причта. «Культура» публикует выдержки из исследования.

В фондах Кежемского историко-этнографического музея имени Кулаковой оказалась небольшая папка с документами, рассказывающими о деятельности причта церкви в селе Чадобец. Материалы уникальны прежде всего потому, что здание было разрушено в 1930-е. Это был второй по величине и один из старейших церковных ансамблей в Нижнем Приангарье, куда входили две часовни — в деревнях Яркиной и Пашутиной.

Документы обнаружили случайно во время уборки на чердаке жилого дома, где они пролежали, судя по всему, более восьми десятков лет. Однако это не помешало им хорошо сохраниться. Хотя храм и часовни не дошли до нас, их историю и внешний облик можно восстановить, опираясь на материалы Красноярского краевого краеведческого музея и архивные данные.

Как следует из данных музея, каменная, двухпрестольная, с приделом в честь Покрова Божией Матери церковь в селе Чадобец (Чадобское) Богучанской волости Енисейского уезда была построена в 1781 году. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм относился к стилю сибирское барокко.

Документы Енисейской епархии свидетельствуют о том, что церковь построили по инициативе ссыльных поляков. Среди них большинство, как ни странно, были православными.

Причт Чадобецкой церкви вел активную деятельность, однако взаимодействие с крестьянским сообществом не всегда проходило гладко. Об этом, например, свидетельствует рапорт священнику Александру Масленикову от причта Спасской церкви о происходившем в деревне Яркиной. Исходя из документа, население прихода не всегда следовало указаниям церковного начальства, сказывалась отдаленность от административного центра. Материалы также дают представление о некоторых характеристиках часовни и, будучи дополненными фотографией из Красноярского музея, позволяют составить представление о том, как выглядела часовня в деревне Яркиной в 1911 году.

Сооружение представляло собой срубную прямоугольную клеть, состоящую из собственно часовни с восточной стороны и пристройки слева. На крыше расположена луковичной формы небольшая главка с крестом. К часовне примыкают срубы «на связи», имеющие разную высоту, каждый под двускатной крышей с бревнами — охлупнями. Напротив крыльца — звонница на столбах под узкой двускатной крышей. Колокола нет. Культовая постройка обнесена изгородью из жердей.

Документы показывают и внутреннюю жизнь причта Спасской церкви — отношения с прихожанами, деятельность местных священников, в том числе их обязанности. Среди последних важное место занимало представление в Енисейскую епархию метрических книг, исповедальных росписей по прихожанам, приходно-расходных книг на средства, поступающие в церковь, и тому подобное.

К числу обязанностей священника, по всей видимости, относилась фиксация регулярности отправлений обрядов и соблюдения праздников, в частности Великого Поста и Причастия. К примеру, было обнаружено большое количество расписок об обязанности нести пост...

Есть и документы, отражающие взаимоотношения между разными приходами, а также описывающие функции сельского священника, в частности обмен информацией о прихожанах с другими представителями епархии — например, для подтверждения законности регистрации брака. Эти материалы могут быть использованы при исследовании брачных кругов в регионе, так как показывают место выхода будущих супругов и их социальное положение.

В документах содержится список с указанием числа прихожан в каждом населенном пункте, позволяющий уточнить деревни, относящиеся к приходу, численность и относительный половозрастной состав прихожан. Дополняет документы перечень всех родившихся и умерших в приходе с указанием места рождения/смерти, имени, данных родителей, причин смерти. Эти материалы позволяют реконструировать историю населения в приходе и воссоздать пофамильно состав населенных пунктов. Кроме того, они помогают интерпретировать демографические события. Так, например, в списках за март – октябрь 1898 года указано, что основная причина смерти в деревне Яркиной — тиф. Это может свидетельствовать об эпидемии. Имеется подобный список и за первую половину 1892-го. В нем фиксируется высокий уровень детской смертности. Среди причин упоминаются и такие, как «рак» и «угорел на мельнице».

К числу статистических документов можно отнести и запись о результатах миссионерской деятельности причта. В ней указано, что в 1894 году было окрещено тунгусов: январь — 8 душ мужеского пола и 5 душ женского пола, в феврале — 8 душ м.п. и 3 души ж.п., в марте — 14 душ м.п. и 12 душ ж.п., а в августе — один еврей...

Источник: http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/16071-spas-na-angare/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны