Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Я посетил свою родину...

13.11.2013

Первый фотокорреспондент газеты «Путёвка» вырос в пермском «Монако»
Городское поселение Чёрмоз (Пермский край) справедливо относят к населённым пунктам с богатой историей. Он известен более трёх столетий, ещё с далёкого 1701 года. По укладу жизни это всегда был типично заводской посёлок. Потому как многое здесь крепко переплетено с металлургическим делом. Некогда он даже носил простое и говорящее название – Завод. Именно здесь, как гласят метрические книги, родился первый штатный фотокорреспондент газеты «Путёвка» Александр Дмитриевич Онохов…
Один из заметных деятелей той эпохи, екатерининский ювелир Иван Лазарев, на исходе XVIII столетия решает серьёзно заняться горнозаводским производством. Он приобретает у именитых промышленников Строгановых уральские земли, в том числе металлургический завод в Чёрмозе. Новый хозяин именно здесь создаёт Главное правление Пермским имением. И Чёрмозу, столице уральских наделов, он уделяет самое большое внимание.

Что останется после меня…
Требования к месту строительства заводов уже тогда предъявлялись жёсткие. Например, для работы требовался пруд, и он был создан в строгановский период. Ещё в 1764 году реку Чёрмоз перекрыли добротной плотиной длиной более 700 м и шириной по основанию до 70 м. Ложе по-хозяйски готовили к затоплению: вырубали кустарники, валили лес. В следующем году вешние воды заполнили пруд, равного которому не было тогда на уральских землях. Зеркало его составляло около 30 квадратных километров.

Пруд стал, возможно, главным творением предшественников Лазарева. Служил он людям почти 200 лет. С пруда начинается славная рабочая биография Чёрмоза. Произведённым здесь железом покрыто здание Парламента в Лондоне. А металл с соседнего завода тех же владельцев использовался в строительстве Эйфелевой башни. Первый бронежилет (панцирь), изготовленный в Чёрмозе, прошёл испытания во время Сталинградской битвы.

К сожалению, в 1956 году завод был ликвидирован (затоплен Камским водохранилищем). И почти все производственные объекты дошли до нас только в рисунках и фотографиях.

От Чёрмозского металлургического завода сохранились лаборатория и чертёжная мастерская (вторая половина XIX столетия), а также здание заводской кассы (1912 год). Позже, уже в советский период, это помещение занимал банк.

Но главной достопримечательностью Чёрмоза остаётся здание заводоуправления (1812 год). Сейчас в нём располагается историко-краеведческий музей федерального значения. Без специального разрешения из Москвы нельзя даже заменить искрошившийся кирпич из облицовки этого здания.

Особенно интересны два музейных экспоната: кресло управляющего и зеркало в приёмной. Ни революция, ни Гражданская война, никакие последующие исторические события не сдвинули эти вещи с места. Сотрудники музея уверяют, что смотреться в зеркало, тем более прихорашиваться, перед ним опасно. В это помещение люди ходили только со своими бедами. За 200 лет зеркало впитало много зла.

По саду гулять да врачевать
Иван Лазарев, а равно и его потомки, многое делали для процветания Чёрмоза. Так, в начале XIX века рядом с домом заводоуправляющего был заложен сад. Есть там деревянные беседки, две липовые аллеи, оранжерея и даже ротонда.

Лазаревы заботились и о здоровье жителей разраставшегося поселения. В 1802 году начались работы над каменным, тогда одноэтажным госпиталем. В 1836-м надстроили второй этаж, благодаря чему в больнице стало 150 мест на четыре с небольшим тысячи человек населения. А ещё через два года в отдельном флигеле госпиталя открыли первую аптеку.

Особенно полюбился местным жителям врач Альберт Сергеевич Шрамм, проработавший в заводском Чёрмозе аккурат десять лет, с 1873 по 1883 годы. Преданный своему делу, он неделями не бывал дома, ночуя около больных. Его смерть стала общим горем. На народные деньги ему воздвигли памятник. За прошедшие годы все монументы в округе были уничтожены. Но памятник Шрамму никто тронуть не решился.

Открытие первой больницы в Чёрмозе имело большое значение для всех. В прежние годы в этих землях отмечалась значительная смертность жителей. Это, естественно, резко сокращало и количество трудоспособного населения. При любом заболевании человек здесь был предоставлен только воле Божьей.

Духовных ценностей обитель
 О духовности жителей своего имения Лазаревы тоже старательно заботились. Во многих селениях они на собственные деньги строили церквушки и храмы. Чёрмозу они были особенно нужны – просто ни тех, ни других здесь не было. Заводчане ходили в ближайшую церковь, которая стояла за пять-шесть вёрст.

В марте 1783 года была заложена церковь во имя Рождества Богородицы. Она построена с учётом традиций русского деревянного зодчества. Шатры и переходы, как и колокольня, здесь располагались строго раздельно.

Церковь была деревянной и могла лишь временно устраивать Лазаревых. Постройкой же каменного храма в 1818 году занялся крепостной архитектор
И. М. Подъячев. Это сооружение имеет много общего с Казанским собором в Санкт-Петербурге. Его окна расположены так, что днём в храме всегда светло. Интересно устроена и система отопления. От завода к церкви шли трубы с тёплым воздухом, которые обогревали помещения храма.

Часовой мастер и механик из местного люда Егор Епишин по своему проекту изготовил и установил летом 1848-го (на три года раньше Кремлёвских) часы-куранты и лунный календарь. Диаметр каждого циферблата – полтора метра. Один показывает минуты и часы, другой – дни, месяцы ифазы Луны. Всё это работает до сих пор.

На служащих храма лежали функции работников современного ЗАГСа: они заносили данные о родившихся, умерших, сочетавшихся браком. Здесь, в одной из метрических книг Чёрмоза, я и нашёл записи о моём отце – первом штатном фотокорреспонденте «Путёвки» Александре Дмитриевиче Онохове…

Каждый метр Чёрмоза пропитан историей и вызывает гордость за наш народ. Когда мы с сыном вернулись оттуда, он сказал: «Мне показалось, что я посетил свою Родину...»

Справка
В 1812 году в Чёрмозе открылась одна из первых публичных библиотек, а в 1816-м – заводское училище, в котором из талантливых детей бесплатно готовили технический персонал для предприятия. Здесь учился и брат моего приёмного отца. 
Николай Воронов

Источник: http://www.gudok.ru/zdr/181/?ID=1002951&archive=31403
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны