Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Владимирский Страдивари

17.10.2013

С семьей Тихоновых мы познакомились случайно. Для обучения ребенка музыке понадобилось пианино, позвонили по объявлению. Хотели забежать на 15 минут - задержались почти на час. Первое, что поразило в доме музыкантов на Большой Московской во Владимире - совершенно особая, притягательная атмосфера. Музыкальные инструменты встречают гостей буквально с порога: два пианино в коридоре, три или четыре в гостиной (это только те, от которых, по словам хозяйки, Надежды Тихоновой, надо побыстрей избавиться - т.е. продать, чтобы освободить место). А еще есть старинный инструмент начала прошлого века (производства немецкой мануфактуры «Август Ферстер»), на котором занимается со своими учениками хозяин дома - Дмитрий Тихонов, ну и два-три попроще, для детей. И это не считая рояля, нескольких скрипок и старого саксофона подаренного Дмитрию еще его дедом. Впрочем, наличие музыкальных инструментов в количестве, явно превышающем все разумные пределы, с точки зрения обычного, далекого от музыки человека - отнюдь не единственное достоинство дома на Большой Московской. В семье Надежды и Дмитрия пятеро детей. Старшему - 10 лет, младшему - всего 4 месяца. К музыке их приобщают чуть ли не с рождения. По словам Дмитрия, примерно с трех лет его сыновья и дочери подходили к пианино, пытались музицировать. Старший уже играет серьезные фортепьянные концерты, а младшие - скрипачи. «Мои дети не могут обходиться без музыки, - признается Дмитрий, - Я каждый день играю для них что-нибудь хорошее». Глубокая потребность воспроизводить и слушать живую музыку в наше время, когда дети «играют» в основном на клавиатуре компьютеров и мобильных телефонов, не может не удивлять. И трудно поверить в то, что рассказывает этот отец семейства: его дети жалеют своих одноклассников, которые все перемены проводят в «стрелялках» и «убегалках» с компьютерными монстрами. Но если поближе познакомиться с порядками и историей семьи Тихоновых, становится понятным даже такой нонсенс: в качестве подарка своему старшему сыну на его 10-летие, Дмитрий решил приобрести… портрет Моцарта.
Генеалогию своей семьи Д. Тихонов изучал не один год. Восстановил родословное древо до 12-13 колена. Самый старый предок (следы которого удалось отыскать) - Иван Дмитриевич - родился в 1693 году. Чтобы понять, кем является этот человек (живший во времена патриарха Никона и протопопа Аввакума) по отношению к Дмитрию, надо слово «прадедушка» произносить с приставкой «пра» еще 9 раз. Все предки Д. Тихонова по мужской линии были крестьянами. Но крепостной зависимости избежали, поскольку относились к Спасскому городищу, которым владел Спасо-Евфимиев монастырь (г. Суздаль). После реформ Екатерины II монастырские крестьяне получили большую свободу - были переведены на оброк и смогли развивать свою хозяйственную жилку. Семья постепенно, что называется, выбилась в люди. Прапрадед сумел приобрести дом в селе Якиманское, некогда принадлежавший князьям Вяземским, и 200 гектаров земли. Его дети и внуки учились в Московском университете. В 1917 году имение было конфисковано, а затем - полностью разрушено. Сейчас на этом месте дачные участки. А увидеть прекрасное старинное здание можно лишь на фотографии, которую чудом удалось отыскать Дмитрию Тихонову. Прадедушка Дмитрия - Николай Григорьевич Тихонов - офицер, главный врач полевого госпиталя в первую мировую войну, кавалер ордена Святого Станислава, за свои заслуги был удостоен дворянского звания. По словам Дмитрия, этот многогранный человек умел все: от крестьянской работы и плотницкого дела до музыки и медицины. Был неплохим хирургом, после революции работал окулистом в поликлинике г. Владимира. У Дмитрия сохранилось его фото - в форме офицера царской армии, с саблей и орденами. Эту фотографию Д. Тихонову удалось восстановить с большим трудом - снимок был пожелтевшим и стертым - его не держали в доме из соображений безопасности. Но уберечь прадедушку от ареста все равно не удалось - доктора взяли в 1941 году по доносу какой-то медсестры. В то время Николаю Григорьевичу было уже за 60. Находясь в заключении, он лечил персонал тюрьмы в Федулово (недалеко от г. Коврова). 
«Врагу народа» лечить людей доверили!» - горячо возмущается Дмитрий двуличности тогдашней морали. Музыкант рассказывает о бедах, которые выпали на долю его далеких предков взволнованно, эмоционально, как будто все эти события происходили вчера: «В тюрьме прадедушка чуть с голоду не умер… В семейном архиве сохранились письма, которые он писал из заключения. В одном пожилой доктор просит жену, чтобы она привезла ему кусочек масла, в другом - медицинские инструменты и книги». Выпустили на свободу Николая Григорьевича через два года - в сорок третьем, уже тяжелобольного, а в сорок четвертом он умер.
Дмитрий восстановил весь архив семьи, который попал ему в руки. Он до сих пор бережет стеклянные негативы второй половины 19 века. Немало времени и средств потратил музыкант, чтобы вот так осторожно, с благоговением и трепетом, переворачивать сегодня листы старинного альбома. Негативы сканировали, ретушировали, записывали на диск, битые склеивали по кусочкам. Помимо работы над фотографиями, Дмитрий создал картотеку родственников, содержащую несколько тысяч имен. На вопрос автора статьи, зачем надо было проделывать такую огромную работу - часами просиживать в архиве, подолгу беседовать с пожилыми людьми, от которых он черпал ценные сведения о родословной, Д. Тихонов отвечает: «Наша жизнь должна быть основана на реальном фундаменте… Я люблю своих предков, хотя никогда их не видел, поэтому и возвращаю их имена из небытия».
Любовь к музыке в семье Тихоновых имеет родовые корни и передается из поколения в поколение. Музыкантами были прабабушка и прадедушка Дмитрия, в их доме имелся целый оркестр - рояль, фисгармония, мандолина, скрипки, духовые инструменты. (К сожалению, старинные вещи не сохранились: многое было отобрано после революции, что-то пришлось продать в войну, иное отдали в музей или просто оставили при переезде). «Музыкальную родословную» своей матери, Лианы Оганезовны (она родилась на Кавказе и окончила знаменитую Гнесинку) через прославленных профессоров и композиторов Д. Тихонов проследил до самого Бетховена. Кстати, любимое музыкальное произведение бабушки Дмитрия тоже принадлежит Бетховену. Сонатой №8 («Патетической») Дмитрий не устает восхищаться, ее вторую часть называет «божественной». «Если в раю будет музыка, то непременно такая», - говорит пианист, с сожалением отрываясь от клавиш фортепиано, чтобы продолжить беседу с корр. «М». Связали свою жизнь с музыкой отец Дмитрия - Александр Николаевич Тихонов (он до сих пор преподает во Владимирском музыкальном училище) и брат Александр. Нужно ли говорить, что и супруга Дмитрия, Надежда, тоже не чужда музыкальному искусству! Знакомство будущей семейной четы произошло во время учебы на музыкальном факультете Владимирского университета. Однако сам Дмитрий официальную карьеру не сделал. Дипломов двух музыкальных училищ и Владимирского музпеда оказалось недостаточно, чтобы претендовать на серьезную должность: надо было окончить консерваторию. Но студенчество молодого человека пришлось на 90-е годы. В то время Дмитрий жил вместе с матерью и братом в том же доме на Большой Московской, правда, принадлежала им здесь всего одна комната. «Денег не было совсем, - вспоминает Дмитрий. - Помещение, которое удалось купить после переезда матери из Тбилиси (после распада СССР она продала там квартиру буквально за гроши и переехала во Владимир) находилось в жутком состоянии. Прогнившие половые доски мы заменили, а те, что были еще крепкими, оставили. Они до сих пор служат нам - эти немые свидетели нашей тогдашней бедности». Чтобы прокормить семью, Дмитрий начал ремонтировать музыкальные инструменты. Скупал у людей старые фортепьяно (некоторые отдавали даром - только, чтобы избавиться) и возвращал их к жизни. По его словам, было время, когда в доме находилось до 30-ти пианино. Постепенно материальное положение улучшилось - Тихоновым удалось расселить почти всех соседей и приобрести в доме еще несколько комнат.
К своему дому (который был построен около 150 лет назад) Дмитрий относится так же, как к родословной - бережно сохраняет и восстанавливает. Именно благодаря такому подходу строение, находящееся в исторической части города, сохранило свой почти первозданный вид. На окнах резные наличники, на двери колечко (замаскированный звонок), да и саму филенчатую дверь - массивную и добротную, как делали только в старину, хозяин тоже менять не стал - отреставрировал вручную. Сегодня Д. Тихонов занимается настройкой фортепьяно, имеет учеников и все также дает вторую жизнь старым музыкальным инструментам. Правда, по его словам, ремонтом фортепиано теперь много не заработаешь, поэтому Дмитрий «переходит на скрипки». Признается: пока ни одной не продал. Ремонтирует для детей. Юным скрипачам надо менять инструмент каждые два года. Своими детьми Дмитрий доволен, рассуждая о принципах воспитания, подчеркивает: главное - это любовь, справедливость, умение уступать и отсутствие эгоизма. «Мы хотели вырастить из детей наших союзников, поэтому сознательно не водили их в детский сад, - поясняет он, замечая, что мир и гармония в их семье в большей степени - заслуга жены, - Надежда - просто золотой человек, без нее ничего бы не было».
А вот со стороны посторонних людей многодетный отец никакого уважения не чувствует. Соседи из близлежащих домов семью не жалуют: то ли завидуют, то ли боятся… Гонят ребятишек с детской площадки, мол, уходите в свой огород!.. Недавно даже донос написали в «компетентные органы», будто Тихоновы выращивают на огороде коноплю. Приехали полицейские, обыскивали сад, заставили сдать унизительные анализы…
«Мы слишком большие, - шутит Дмитрий, - Поэтому нас не любят».
От государства должной поддержки многодетная семья тоже не ощущает. Материнский капитал (который, кстати, выдается только на одного ребенка) лежит невостребованным уже 5 лет. Улучшить за счет него жилищные условия практически невозможно. Чтобы купить дополнительную комнату (например, если соседи соберутся переезжать) нужно не меньше 1 миллиона. Потратить на ремонт тоже нельзя: с учетом бюрократических препонов (подготовка проекта, приглашение лицензированной организации и т.д.) стоимость работ существенно увеличится, и от «капитала» мало что останется. Да и другими льготами, которые официально положены многодетным, воспользоваться удается далеко не всегда. Например, двое детей-школьников в семье Тихоновых лишены бесплатных обедов. В школе №14 г. Владимира Дмитрию заявили: чтобы обедать бесплатно, ребенок должен посещать платную продленку (плата за которую составляет…2,5 тысячи в месяц!) Дмитрий направил жалобу в управление образованием областного центра, но никакой реакции на это возмутительное нарушение пока не последовало.
А когда корр. «М» попросила привести пример проявления уважения по отношению к многодетной семье со стороны представителей власти (как-никак озабоченность демографической ситуацией у нас высказывается на государственном уровне!) - Дмитрий вспомнил об… унижении. В прошлом году Тихоновы получили приглашение от администрации Октябрьского района на концерт в музыкальную школу. Якобы семью хотят отметить, вручить грамоту и подарки. В конце мероприятия Тихоновым дали небольшой черный пакет. На всю семью из 6 человек (пятый ребенок тогда еще не родился) им полагалась коробочка с дешевым китайским сервизом - крашеными стеклянными чашками.
«С таким подарком мне даже на день рождения идти было бы стыдно, - с досадой говорит Д. Тихонов - Лучше бы нам грамоту по почте прислали, чем на такие вот мероприятия «для галочки» приглашать!»
«В общем, надеяться приходится только на себя, - завершает свой рассказ Дмитрий, - Создаем свой мир…» Свой дом, в стенах которого ни одного дня не обходятся без музыки. Дом, из которого не хочется уходить.

Источник: http://www.molva33.ru/news/?news=13195
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны