Тверской край в записках путешественников
Из истории русского путевого очерка
Путевой очерк, или литература путешествий, возник на Руси как жанр несколько столетий назад, на заре русской письменности. С XII по XIV века данный жанр нашел воплощение в паломнических “хожениях”. Хождение, или хожение, - в древнерусской литературе жанр путешествия, в котором обычно рассказывалось о поездке к святым местам. В последней четверти XV века появились светские хожения, среди которых “Хожение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина считается неоспоримой вершиной этого жанра.
И в последующие годы XVI - XVII веков появляется целый ряд путевых записок: Хожение Трифона Коробейникова в Царьград, Хожение Василия Гагары в Иерусалим и Египет, Записки купца Федора Котова о путешествии в Персию и др.
Но наибольший расцвет данный жанр получил в XVIII и XIX веках. В этот период увидели свет “Год в чужих краях” М.П. Погодина, “Письма об Испании” В.П. Боткина, “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина, “Записки о Голландии 1815 года” Н.А. Бестужева, “Путешествие в Арзрум” А.С. Пушкина и др.
Нельзя не упомянуть и “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева, занимающее особое место, так как это совсем не путевые заметки, а оригинальный прием для изложения философских взглядов автора.
И в XX веке появлялись в нашей стране книги о путешествиях, которые были чуть ли не единственной возможностью узнать о жизни в других странах. Назовем хотя бы книгу А.Л. Курсанова “По Франции и Западной Африке”.
Что касается путевого очерка о путешествиях по СССР, то в 60 - 80-х годах XX века большой популярностью пользовались книги, выходившие в серии “Дороги к прекрасному”, где Тверскому краю было посвящено несколько изданий: О.Д. Балдина “От Валдая до Старицы” (1967 г.), А.А. Галашевич “Торопец и его окрестности” (1972 г.) и “Художественные памятники Селигерского края” (1983 г.), В.А. Гречухин “По реке Сить” (1990 г.) и др.
Все эти книги внесли свой вклад в расширение представлений наших соотечественников о зарубежных странах, а также сохранили для последующих поколений бесценные описания жизни в России в прошлом.
Тверская тема в литературе путешествий присутствует у самых разных авторов, порой эпизодически, порой как основная. Так, у Афанасия Никитина читаем: “Пошел я от златоверхого святого Спаса и с его милостью, от государя своего от великого князя Михаила Борисовича Тверского, и от Бориса Захарьевича. И пошел я вниз Волгою. И пришел в Калязин монастырь... У игумена Макария и святой братии получил благословение”.
Буквально в нескольких строчках Никитин коснулся целого пласта тверской истории XV века, упомянув главную святыню Тверской земли - Спасо-Преображенский собор, который был заложен в 1285 году; последнего самостоятельного тверского великого князя; одного из представителей видного тверского боярского рода Бороздиных; Макария Калязинского - основателя Троицкого Калязинского монастыря, впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью.
Что касается “Путешествия из Петербурга в Москву”, то оно ценно для нас хотя бы потому, что Радищев упоминает почтовые станции тверского участка старого почтового тракта, назвав ими главы своей книги. Это “Хотилово”, “Вышний Волочек”, “Выдропужск”, “Торжок”, “Медное”, “Тверь”, “Городня”, “Завидово”.
Упоминается Тверь и в “Письмах русского путешественника” Н.М. Карамзина, ведь самое первое письмо Николай Михайлович написал 18 мая 1789 года именно в Твери. В нем есть и такие строчки: “Во всю дорогу не приходило мне в голову ни одной радостной мысли; а на последней станции к Твери (видимо, в Городне. - В.Г.) грусть моя так усилилась, что я в деревенском трактире, стоя перед карикатурами королевы французской и римского императора, хотел бы, как говорит Шекспир, выплакать сердце свое”.
Разумеется, что для нас наибольший интерес представляют те произведения, которые в большей мере или полностью посвящены описанию Тверского края.
В 1810 - 11 году поэт, герой Отечественной войны 1812 года, ученый-археолог, видный общественный деятель Ф.Н. Глинка совершил путешествие по Смоленской, Тверской и Московской губерниям.
Особый интерес вызывает тот факт, что большую часть путешествия по Тверской земле - от Ржева почти до самой Твери - Глинка совершил по Волге и посетил не только Ржев, но и верхневолжские города Зубцов и Старицу. Многие описания, составленные почти 200 лет назад, интересны и сегодня: “Смотря на окрестные высоты Волги, с удовольствием видишь, что природа не щадила красок своих к испещрению их. Куда ни оглянешься, везде красоты! Берега из белого камня, лесистые, песчаные, бористые; скалы, нивы, голубое небо, осеребренное по местам легкими прозрачными облачками: все повторяется, все рисуется на дне кристалловидной Волги”. Это то, что сегодня принято называть Тверской Швейцарией.
“Старица, - пишет Глинка, - довольно большой, по обеим сторонам Волги расположенный городок. Строение в нем почти все каменное или на основании из белого камня… В одной каменной горе в Старице насчитали мы до двадцати кузниц... Заглянули в древний Успенский монастырь...” Сегодня этот древний монастырь приобретает свой прежний вид, становясь одним из духовных центров России.
Великий русский драматург А.Н. Островский не был великим путешественником. Но среди его немногочисленных путешествий было одно, которое нас, жителей Тверской области, интересует особо. Об этом путешествии Островский оставил дневники, которые и сегодня представляют большой интерес.
В марте 1856 года Островский получил приглашение принять участие в широкомасштабной акции - экспедиции по морям, озерам и рекам огромной Российской империи. Мысль отправить в экспедицию и литераторов приписывают брату царя - великому князю Константину Николаевичу. Великий князь руководил в то время морским ведомством и предлагал реформировать набор матросов в русский флот из местностей, исторически связанных с судоходством. Островскому же предстояло исследовать Волгу от истоков до Нижнего, что он и сделал.
“Несколько свободных дней до прихода весеннего каравана, которые я провел в Твери по отплытии его, дали мне возможность ознакомиться с жизнью города, так красиво построенного и так счастливо поставленного на перекрестке путей железнодорожного и водного. Все местные условия, как кажется с первого взгляда, должны бы способствовать промышленному процветанию Твери: железная дорога соединяет ее с Петербургом и Москвой; верхние и нижние волжские караваны пристают под самым городом; Тверца, как начало Вышневолоцкой системы, представляет другой путь соединения с Петербургом - путь дешевый для тяжелых грузов. Но мне довелось убедиться, что, несмотря на благоприятную местность, Тверь в промышленном отношении никак не может считаться городом процветающим. Разбирать подробно причины слабого промышленного развития, при таких счастливых условиях, я предоставляю специалистам; я скажу от себя только то, что видел и что удалось узнать...”
Когда-то Тверь была настоящим портовым городом. По Тверце, через первую искусственную водную систему - Вышневолоцкую - она имела сообщение со строящимся тогда Санкт-Петербургом, а до 1977 года, до строительства Вазузского водохранилища, Волга была судоходна до Ржева. Сейчас, к сожалению, это все в прошлом.
“Торжок бесспорно один из красивейших городов Тверской губернии, расположенный по крутым берегам Тверцы, он представляет много живописных видов”.
Разумеется, нам интересны прежде всего тверские странички “Дневника путешествия по Волге” Александра Николаевича. Этот труд дорог не только своими бесценными описаниями, но и тем, что экспедиция по Волге оказала на творчество Островского большое влияние. Считается, что впечатления от путешествия по Волговерховью нашли отражение в двух пьесах великого русского драматурга - “Грозе” (1859 г.) и “Воеводе” (“Сон на Волге”,1865 г.). Причем есть основания говорить, что прототипом Кулигина в “Грозе” был ржевский механик Волосков, о котором писал и Ф.Н. Глинка.
В 1862 и 1863 годах в журнале “Современник” были опубликованы “Письма об Осташкове” сегодня практически забытого писателя В.А. Слепцова, написанные им после посещения Осташкова. И хотя произведение это пронизано иронией, иногда переходящей в едкую сатиру, оно содержит много полезных и интересных сведений о самых различных сторонах осташковской жизни середины XIX века:
“В Осташкове есть все, решительно все, что нужно порядочному городу; даже больше...”
“Об Осташкове столько писано, столько говорят... живет самостоятельно, как будто там какой-нибудь Любек, что ли”.
“Я видел чрезвычайно любопытнейшую вещь - осташковский театр”.
Посетил Слепцов и известный монастырь Нилова пустынь.
“...Теперь одних богомольцев пребывает здесь до десяти тысяч”.
“...Поездка от Осташкова на лодке (до монастыря) стоила 2 руб.”.
“...Спутникам моим отвели даровой номер в гостинице (монастырской) и принесли обед”.
Пишет Слепцов и о главных благодетелях Осташкова - Савиных: “...династия Савиных ведется в Осташкове спокон веку, т.ч. представить себе Осташков без Савиных или Савиных без Осташкова как-то даже невозможно”.
Вполне возможно, что на создание “Писем об Осташкове” Слепцова вдохновили уже упомянутые “Письма об Испании” В.П. Боткина, которые увидели свет во все том же журнале “Современник”.
Виктор ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги