Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Пять самых знаменитых кавалерист-девиц мировой истории

30.09.2013

Ровно 207 лет назад, 29 сентября 1806 года, Надежда Дурова, надев казачий мундир, вступила в армию. Так началась карьера первой в России женщины-офицера. Но, оказывается, свои кавалерист-девицы были и в других странах

«Корнет, вы женщина?» Эти слова из «Гусарской баллады» сразу приходят на ум при словосочетании «кавалерист-девица». Героиня фильма Шурочка Азарова словно бы списана с Надежды Дуровой, самой знаменитой россиянки, вступившей в армию под видом мужчины, чтобы послужить Родине во время наполеоновских войн.

Впрочем, Александр Гладков, автор пьесы «Давным-давно», легшей в основу рязановского фильма, всячески открещивался от «родства» Шурочки с Надеждой Дуровой. Мол, мемуаров кавалерист-девицы, так в России прозвали Дурову, он не читал, с биографией ее знаком плохо, а Шурочка – исключительно плод его воображения. Но как бы не относился Гладков к Дуровой, Надежда Андреевна заслуженно считается одной из героинь войны 1812 года. Однако были в истории и другие женщины, сменившие поварешку на саблю, прялку на седло и выдававшие себя за мужчин. О них мы сейчас и расскажем.

1. Кристиан Дэвис: спасти рядового... мужа 

Ирландка Кристиан (Кит) Каванаг (она же Дэвис), родившаяся в Дублине в 1667 году, пожалуй, идет первой в перечне героических женщин, вступивших в армию под мужским именем. Юная Кристиан, отличавшаяся диким и взбалмошным характером, унаследовала от своей тетки паб и, не долго думая, выскочила замуж за одного из его работников – Ричарда Уэлша. Брак был счастливый, у пары родилось двое детей, но в 1691 году, когда 24-летняя Кит ждала третьего ребенка, муж бесследно исчез. Через несколько месяцев от благоверного пришло письмо, мол, насильно завербован в британскую армию, воюю сейчас в Голландии, нежно обнимаю. Не долго думая, Кит отдала детей своей матери, обстригла волосы, переоделась в мужской костюм и вступила добровольцем в пехотную роту под именем Кристофера Уэлша. Наверное, решила съездить в Голландию за госсчет для поисков мужа. Но в армии что-то загадывать сложно: в 1693 году в битве при Ландене Кит была ранена и попала в плен к французам. Впрочем, скоро состоялся обмен пленными и храбрая ирландка вернулась в свою роту. Интересно, что ни в родном подразделении, ни в лазарете, ни в плену никто не заподозрил в ней женщину. Кит пила, курила, играла в карты и сквернословила наравне с мужчинами. Даже, пардон, писала стоя, придумав какую-то конструкцию из серебряной трубки и кожаных ремней. Впрочем, вскоре ее турнули из армии: Кит убила на дуэли своего сержанта. Повздорили, как водится, из-за бабы…

Но на гражданке Кит Каванаг-Уолш пробыла недолго. Во-первых, армейская жизнь пришлась ей по вкусу, во-вторых, мужа-то так и не нашла. И в 1697 году Кит вступила в 4-й королевский драгунский полк. В кавалеристах прослужила 9 лет! Участвовала в войне за Испанское наследство (1701 – 1714 год), в том числе в таких кровопролитных битвах, как при Бленгейме, Шелленберге и Рамийи. Отличилась не только храбростью, но и склонностью к мародерству. А для поддержания реноме бравого кавалера не упускала случая флиртовать с красотками, не доводя, конечно, романы до границ, грозивших разоблачением. Однажды какая-то проститутка даже заявила, что Кит - отец ее ребенка. Тогда ирландка охотно заплатила деньги за содержание малыша, чтобы подтвердить свое мнимое отцовство.

Кстати, не забывала Кит и пропавшем муже. Через 13 лет поисков, когда ее драгуны в очередной раз оказалась в Голландии, ирландка наткнулась на Ричарда, миловавшегося с местной девицей. Кит надавала оплеух обоим и с тех пор тщательно следила за супругом, благо, его пехотный полк стоял рядом с драгунским. А свои вылазки к мужу рядовой Кит Уолш объяснял сослуживцам просто, мол, брата нашел. Однако через два года Кит была серьезно ранена в битве при Рамийи (1706 год). Тогда то полковой хирург и обнаружил, что бравый драгун – женщина! Скандал разразился нешуточный. Из кавалеристов ее, конечно, уволили. Правда, разрешили остаться в армии в качестве маркитантки при полку мужа. На прощание офицеры драгунского полка даже скинулись на набор женских нарядов для бывшего сослуживца.

Однако семейное счастье было недолгим, через два года, в 1709-м, Ричард Уолш погиб в битве при Мальплаке. Кит весь день после боя разыскивала тело мужа. Это было непростой задачей, учитывая, что союзники потеряли тогда около 30 тысяч человек убитыми и ранеными. Но, проверив 200 трупов, Кит все же нашла останки Ричарда и похоронила его.

После Мальплака Кит Каванаг-Уолш провела в армии еще четыре года, причем дважды успела выйти замуж. Фамилия третьего мужа была Дэвис, поэтому в историю женщина вошла как Кристиан Дэвис.

Вернувшись в Англию, Кит даже была представлена королеве Анне. Та подарила ей 50 фунтов и назначила хорошую пенсию. На эти деньги миссис Дэвис открыла в Дублине новую пивную, став местной знаменитостью. А писатель Даниэль Дефо даже написал о ней книгу «Жизнь и приключения миссис Кристиан Дэвис». Умерла Кит в 1739 году в возрасте 72 лет.

2. Мэри Рид стала знаменитой пираткой

Вторая наша героиня – тоже дитя 17 столетия и тоже поданная британской короны. Мэри Рид родилась в Лондоне в 1685 году. Мать часто переодевала ее в мальчика, выдавая за своего рано умершего сына Марка. Когда Мэри исполнилось 15 лет, она уехала во Фландрию, где под именем Марка Рида вступила в английскую армию (1701 год). Повоевав немного в пехоте, перевелась в кавалерию.

Рид показала себя храбрым солдатом во время все той же войны за Испанское наследство. Но однажды она отчаянно влюбилась в однополчанина-фламандца. Чтобы добиться взаимности, Мэри пришлось признаться, что она женщина. После свадьбы влюбленные вышли в отставку и поселились в Голландии, открыв трактир «Три подковы» возле Бреды.

Впрочем, через несколько лет муж умер. Мэри Рид опять переоделась в мужское платье и вновь попыталась вступить в армию, но безуспешно. Англия в тот момент ни с кем не воевала. Тогда Рид завербовалась матросом на голландский корабль, шедший в Вест-Индию. В Карибском море это судно было атаковано пиратами под командованием капитана Джона Рэкхема и его любовницы Энн Бонни. Рид, за спиной которой была армейская подготовка, была единственным пассажиром, не сдавшимся пиратам и принявшим бой. После нескольких неудачных попыток справиться с Мэри, пираты предложили присоединиться к их команде. И она согласилась! С этого времени Бонни, Рид и Рэкхем и пиратствовали втроём, и сожительствовали.

Мэри показала себя довольно кровожадным корсаром, не жалевшим ни чужих, ни своих. В частности, убила на дуэли одного из пиратов. Однако в октябре 1720 года эпопее этой троицы пришел конец. Охотник за пиратами Джонатан Барнет выследил и застал врасплох Рэкхема. Пираты пьянствовали у западного берега Ямайки, когда внезапно появившийся корабль Барнета открыл пушечный огонь по их шхуне, а затем высадил абордажную команду. Почти весь экипаж в панике бежал, за исключением женщин и Рэкхема. Во время короткой схватки Рид успела застрелить одного и ранить другого из нападавших. Но это не помогло. Рэкхем, Бонни и Рид были арестованы и приговорены к повешению. Впрочем, поскольку Мэри была беременна, казнь отложили. И в апреле 1721 года 36-летняя пиратка умерла в тюрьме при родах.

В 1961 году о ней был снят итало-французский фильм «Приключения Мэри Рид» (Le Avventure di Mary Read).

3. Мария-Тереза Фигёр – мадам Бестактность

Француженка Мария-Тереза Фигёр, родившаяся в 1774 году, рано потеряла родителей. И ее воспитание взял на себя дядя – лейтенант артиллерии Жозеф Вьяр. Наверное, этим и объяснялась дальнейшая судьба девушки. В 1793 году дядя, будучи монархистом, принял участие в вооруженном выступлении против республики. 19-летнюю племянницу он взял с собой, переодев в мундир артиллериста. Но рота Вьяра вскоре была разбита, и он вместе с Марией-Терезой попал в плен. От гильотины их спасло только то, что оба согласились вступить в республиканскую армию.

Уже в декабре 1793 года драгун Фигёр участвует в осаде Тулона, принесшей первую славу молодому капитану Бонапарту. А Мария-Тереза тогда же получает свою первую огнестрельную рану. Собственно, тогда в армии и узнали, что рядовой Фигёр – женщина. Но поскольку дело происходило в республиканской Франции, ей позволили остаться в составе полка. Тогда же Мария-Тереза получила прозвище мадам Сан-Жен (мадам Бестактность), так как презирала этикет и светские условности. Во время Итальянской кампании 1795 года Фигёр спасла жизнь генералу, потом отбила у австрийцев несколько раненых однополчан. Слава о девушке-драгуне гремела по всей Франции, докатилась она и до австрийцев. Когда в декабре 1799 года Мария-Тереза попала к ним в плен, ее отпустили обратно, подарив лошадь. Но уже через несколько дней в очередной кавалерийской сшибке Фигёр получает 4 раны и снова попадает в плен. Командующий австрийской армией принц де Линь вновь отпускает ее. Вернувшись в полк, Мария-Тереза получает направление в Париж для поправки здоровья. Прибыв в столицу Франции, «мадам Бестактность» обнаружила, что о ней говорит вся страна. Ее приглашают ко двору Первого консула Франции – Наполеона Бонапарта. Мария-Тереза знакомится с маршалами Ланном, Ожеро и Бернадотом. Последний даже безуспешно пытается ее соблазнить, о чем Фигёр с гордостью позже напишет в своих мемуарах.

Придворная жизнь быстро наскучила девице и как только в 1805 году вспыхнула война, она вновь попросилась в драгунский полк. Фигёр участвовала в Австрийской и Прусской кампаниях, отчаянно сражалась при Ульме, Аустерлице и Иене. За Аустерлиц награждена орденом Почетного Легиона. Вновь получила несколько ранений и двухлетний отпуск для поправки здоровья. Но в 1809 году Мария-Тереза опять в строю. Вместе со своими любимыми драгунами она отправляется в Испанию. Там Фигёр прославилась не только храбрым поведением в бою, но и милосердием к местному населению и даже бродячим собакам. Это сослужило француженке добрую службу, когда в 1812 году она попала в плен к испанским партизанам. Те не расстреляли ее, как часто поступали с пленными, а передали англичанам.

В английском плену Фигёр пробыла до 1814 года – капитуляции Франции и отречения Наполеона. Когда она вернулась во Францию, командир Конноегерского полка Императорской гвардии Лефевр-Денуэтт подарил ей мундир конного егеря, что, судя по воспоминаниям Фигёр, чрезвычайно польстило ее сердцу. Однако ни дружба с генералом, ни знакомство с Наполеоном не помогли ей вернуться на военную службу в 1815 году во время Ста дней. Возможно, император понимал, что здоровье храброй кавалерист-девицы подорвано ранениями и тяготами плена. В 1818 году 44-летняя женщина-драгун вышла замуж за друга детства Клемана Сюттера, унтер-офицера жандармерии бывшей Императорской гвардии. По этому поводу комендант Парижа весело заметил: «Жандарм женился на драгуне. Это весьма забавно!» Впереди Марию-Терезу ждало еще 43 года не самой сытой жизни отставного ветерана проигравшей армии. Зато в 1893 году она стала героиней пьесы Э. Моро «Мадам Сан-Жен».

4. Надежда Дурова – протеже Пушкина в литературе

Конечно, в России самая известная кавалерист-девица – это Надежда Андреевна Дурова, первая в русской армии женщина-офицер. Впрочем, не будем скрывать, девицей на момент совершения своих подвигов она точно не была. Ведь в армию Надежда Дурова сбежала от постылого мужа, бросив маленького сына.

В 1806 году 23-летняя дворянка, дочь сарапульского городничего, вступила добровольцем в казачий полк, выдав себя за 14-летнего Александра Соколова. Возраст Дурова уменьшила специально, иначе как объяснить, почему у нее борода не растет. В том же году она перевелась в Коннопольский уланский полк. И в его составе приняла участие в трех кровопролитных сражениях 1807 года – Гуттштадте, Гейльсберге и Фридланде. Улан Дурова не только храбро вела себя под вражеским огнем, но и в разгар сражения спасла раненого офицера, за что и была награждена Георгиевским крестом и произведена в унтер-офицеры.

Во время подписания Тильзитского мира, она увидела императора Александра I и влюбилась в него. Впрочем, военная карьера на этом могла прерваться, ведь Надежду разыскал отец и потребовал от командира полка вернуть ее в семью. Дурову задержали и лишили оружия. И тут о девушке узнал император Александр. Царь, поражённый самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии. А чтобы родня больше не смогла её найти, перевёл её в Мариупольский гусарский полк в чине подпоручика под именем Александрова Александра Андреевича.

Впрочем, в гусарах Дурова прослужила недолго. В молодого подпоручика, да еще георгиевского кавалера, влюбилась дочь командира полка. Ее отец, недовольный этим, вынудил Дурову перевестись в Литовский уланский полк.

С литовскими уланами Надежда и встретила Отечественную войну 1812 года. Она командовала полуэскадроном. Участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцком монастыре, а при Бородине защищала Семеновские флеши, где была контужена ядром в ногу. Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Кутузова, который знал, кто она.

В мае 1813 Дурова снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости Модлин и взятии города Гамбурга.

В 1816, уступив просьбам отца, Надежда вышла в отставку в чине штаб-ротмистра и с пенсионом и жила то в Сарапуле у отца, то в Елабуге у брата Василия. Ходила она постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась, с точки зрения своего времени, большими странностями.

Зато получила известность, как литератор. Ее брат Василий Дуров приятельствовал с Пушкиным и однажды прислал ему мемуары знаменитой сестры. Александр Сергеевич пришел в восторг от содержания и стиля заметок и в 1836 году опубликовал их в своем журнале «Современник». Пушкин побуждал Надежду Андреевну писать и дальше. Дурова вняла совету великого поэта, и уже в 1840 году вышло ее собрание сочинений в 4 томах. Одной из тем творчества Дуровой было, что не удивительно, раскрепощение женщины. Однако к 50-м годам 19 века популярность дуровских произведений сошла на нет.

Остаток жизни бывшая кавалерист-девица провела в маленьком домике в городе Елабуге в окружении лишь своих многочисленных подобранных собак и кошек. Умерла Надежда Дурова в 1866 году, в возрасте 82 лет. Перед смертью она просила отпеть себя, как раба божьего Александра, но священник проигнорировал эту просьбу.

5. Луиза Графемус – немецкий улан и русский предприниматель

Немецкий вариант кавалерист-девицы – Луиза Кессених – родилась на три года позже Надежды Дуровой, в 1786 году. Еврейка по происхождению, она при рождении носила имя Эстер Мануэль. Но в 1805 году 19-летняя Эстер приняла христианство, поменяла имя на Луизу и вышла замуж за ювелира Графемуса. Муж Луизы оказался настоящим немецким патриотом. Когда Пруссия потерпела поражение от Наполеона, он уехал в Россию, чтобы поступить в русскую армию и продолжить борьбу с французами. Произошло это в 1809 году. А в 1813-м, когда армия Кутузова, изгнав Наполеона из России, двигалась по Германии, Луиза, оставив детей на попечении родственников, решает записаться добровольцем в прусскую кавалерию, чтобы отыскать и встретить своего мужа. Как и Надежда Дурова, Луиза становится уланом во 2-м Кенигсбергском уланском полку. В начале 1814 ее полк двигался к французской столице через Голландию. Во время этого похода Луиза Графемус захватила в плен офицера и шесть солдат противника. За этот подвиг она была награждена Железным крестом.

В марте 1814 года союзные войска вступили в предместье Парижа. В строю проходившего мимо русского полка Луиза неожиданно увидела своего мужа. Представьте удивление окружающих солдат, наблюдавших, как прусский улан, рыдая, обнимает и целует русского улана посреди парижской улицы. Объятия и поцелуи выходили далеко за рамки дружеских чувств и союзнических отношений. Поэтому Луизе пришлось раскрыть свою тайну к восторгу окружающих!

Но уже на следующий день во время кровопролитного сражения у высот Монмартра муж Луизы, вахмистр русского уланского полка Графемус, был убит картечью.

В 1816 году Луиза Графемус вышла в отставку. Когда она узнала, что прусское правительства назначило ей скудную пенсию в 2 талера в месяц, то очень обиделась. Но тут выяснилось, что в России ей положена пенсия, как вдове погибшего русского вахмистра Графемуса. Недолго думая, Луиза решила переехать в Россию.

В Петербурге Луиза вышла замуж во второй раз за известного книгопечатника немца-лютеранина Иоганна Корнелиуса Кессениха. Она открыла на Петергофской дороге трактир «Красный кабачок» и популярный танцкласс, широко посещаемый и не раз упомянутый в литературе. Умерла Луиза Кессених в 1852 году, похоронена на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Потомки Луизы до сих пор живут в России. Например, известная советская актриса Татьяна Львовна Пилецкая является праправнучкой «немецкой Дуровой».
***

Увы, в 20 веке женщины на войне перестанут быть редкостью. В Первую мировую прославятся Георгиевские кавалеры Антонина Пальшина, Евдокия Чернявская и Мария Бочкарева, чей батальон будет защищать Зимний дворец от большевиков. Все трое служили в пехоте.

А в Великую Отечественную женщины на фронте станут обыденностью. Нет, они еще будут удивлять своим присутствием на передовой, но отпускать их из плена только потому, что они женщины, уже никто не будет. Времена галантных войн 18 века давно канули в лету.

О нелегкой судьбе слабого пола на войне просто и страшно рассказано в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Впрочем, слабого ли? За подвиги в годы войны 90 женщин получат звание Героя Советского Союза (49 из них - посмертно). Но это уже совсем другая история…

Источник: http://www.kp.ru/daily/26140/3029114/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны