Иваны, помнящие родство
Интернет буквально пестрит множеством сайтов-близнецов типа: «Родословная», «Древо жизни», «ДНК-древо»… Люди ищут свои фамильные корни, просят жителей сёл, где родились их далекие предки, сообщить — нет ли кого, кто помнит Ивановых, Петровых, Сидоровых… Часто цитируют известного русского историка Василия Ключевского, сказавшего, что, изучая предков, мы изучаем себя.
«В России генеалогический бум» — утверждают блогеры. Если это и преувеличение, то не слишком сильное, в чем я убедился лично.
Приехал я как-то в архивный отдел администрации Мытищинского района, чтобы сфотографировать найденный его сотрудниками интересный документ военных лет, и вдруг замечаю на столе начальника знакомые по внешнему лику старинные фолианты, виденные в Твери и Курске.
— У нас хранятся метрические книги пяти здешних церковных приходов: сёл Виноградово, Троице Сельцо, Осташкове, Тонкинское и Большие Мытищи, — говорит Алла Черепкова. — Велись они в двух экземплярах: один оставался в храме, второй передавался в Духовную консисторию уезда. К нам попали как раз из неё.
Метрические книги печатались типографским способом. Вручную священнослужитель заполнял лишь соответствующие разделы: порядковый номер записи, дата, фамилии, сословное состояние…
Открываю лицевую обложку той, что лежит сверху. Удивительно красивый — крылатый почерк! Буквы гусиным пером выведены каллиграфически чётко, явно мастером чистописания, в 1868-м. 145 лет минуло с той далёкой поры, а чёрные чернила не выцвели. Где сделаны записи? «В Владимирской села Виноградово церкви».
В Государственной грамоте 1617 года поселение записано за думским дворянином Гаврилой Пушкиным: «Деревня Виноградово, Дубровка тож, на Долгом пруду». Селом стала в 1696-м, когда был построен деревянный храм. А каменный освящён в 1777-м. Александр Сергеевич писал об этом своём предке и в «Борисе Годунове», и в стихотворении «Моя родословная». Потом имением владели князья Долгорукие, а затем Бенкендорфы.
Метрические книги именовались ещё и троечастными, так как в них заносились сведения о людях в три раздела: «О родившихся», «О бракосочетающихся», «О умерших». Книги-ежегодники, в которых отражена вся жизнь каждого прихожанина православного храма: крестился, женился, был поручителем жениха, восприемником (крёстным отцом младенца), скончался…
Навечно осталась память в «троечастной» о радостном событии 2 февраля 1872 года. В этот день во Владимирской церкви села Виноградово крестили и нарекли Евдокией свою новорожденную дочь «временнобязанный крестьянин Г.Бенкендорфа Егор Петров и законная жена его Матрёна Васильевна, оба православного вероисповедания».
При венчании записывалась фамилия только жениха, невеста не удостаивалась этой чести так что её девичью фамилию, к сожалению, в метрической книге не отыскать. Она стала указываться лишь в 20-е годы прошлого века органами ЗАГС.
Из церковных записей можно узнать, отчего умерли люди. Читаю: «От лёгочного тифа», «от эпилепсии», «от нервной горячки»…
«Метрические книги» велись в церквах с 1722-го по 1918-й, а в некоторых — и по 1923-й годы. В них фамилии тех, кто родился, венчался, крестил своих детей и ушёл в мир иной за двести лет. А также священнослужителей, исполнявших эти обряды.
— Кроме церковных метрических книг, у нас хранятся также акты ЗАГС Коммунистической и Пролетарской волостей, начиная с 1923 года, а затем и Мытищинского района, образованного в 1929 году, — продолжает свой рассказ Алла Викторовна. — Народ к нам идёт и идёт. С начала прошлого года только с письменными запросами обратились уже более трёх тысяч человек.
Чаще всего о своих кровных корнях и истоках люди задумываются в зрелом возрасте, а узнав о своём происхождении, просят составить родословную. Хотя дело это непростое, требует терпения и настойчивости, специальных знаний. Сергей Веткин много раз приезжал в Мытищинский архив, с помощью его сотрудников вёл поиск далёких родичей. И вот уже на большом ватмане нарисовано древо. У его корней — имя родоначальника, на стволе — «ветви» основной, мужской, линии Веткиных (такой вот получается ненароком каламбур), на «листьях» — их потомки.
— Мне удалось найти в метрических книгах ключ к родовой памяти, проследить связь поколений Веткиных, — поделился радостью с сотрудниками архива Сергей Александрович, поблагодарил их за помощь.
В музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» хранятся архивы нескольких бывших здешних дворянских усадеб. Заведующая литфондом Нина Кудинова рассказывает:
— Приехал недавно из Питера отпрыск рода Поливановых. Порылся в архивах, обрадовался: нашёл свои корни. Великое это счастье — почувствовать духовную близость с праотцами.
— В документах, хранящихся у нас, прослеживается история не только человеческих родов, но и биография сёл и деревень, — повествует Алла Черепкова. — Интересны, например, материалы Сухаревского сельсовета за первые годы войны. Они свидетельствуют, как по почину учащихся местной школы, поддержанному всеми жителями района, народ собирал тёплые вещи для красноармейцев, строил Окружную железную дорогу, выращивал хлеб для фронта. За ударный труд сухаревцев сельсовету было присуждено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
Архив в Мытищах, как, впрочем, и во многих других городах Подмосковья, — это не просто хранилище, а подлинный клад документов. Метрические, похозяйственные книги зачастую являются единственным источником сведений о генеалогии рода, семейных гнёздах. Вот и торопятся попасть в дом № 1 «а» на улице Мира Иваны, помнящие родство.
Директор Центрального государственного архива Московской области Виктор Горшков тоже подтверждает, что в последнее время число тех, кто обращается с просьбой помочь найти родичей, резко возросло.
— Если точно известно место рождения вашего предка, наши сотрудники быстро найдут соответствующую запись в метрической книге, выдадут заверенную печатью копию документа. Сложнее, когда известен лишь район. В таком случае мы предлагаем человеку, ищущему родовые корни, придя в читальный зал архива, самостоятельно, что называется, порыться в истории. Часто люди находят с нашей помощью след фамилии. Радуются, благодарят.
— Эта услуга платная?
— Безвозмездная.
В областном архиве, сообщил Виктор Николаевич, раньше находились и церковные метрические книги. Но большую часть их передали затем в Центральный исторический архив Москвы. Осталась малая толика. Зато хранятся все документы органов ЗАГС Московии с 1917-го.
Чувство рода — корень, основа патриотизма. Недаром бойцов, уходивших 7 ноября грозного 41-го с Красной площади на защиту Москвы, сопровождало такое напутственное слово: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
Юрий МАХРИН
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги