7 любопытных фактов об «отце телевидения» Владимире Зворыкине
29 июля исполняется 125 лет со дня рождения великого изобретателя и 31 год со дня его смерти.
29 июля двойная годовщина у Владимира Козьмича Зворыкина. Он родился 17 (29 июля) в Муроме в купеческой семье. А умер спустя 96 лет в американском городе Принстон. Большую часть жизни он прожил в эмиграции в Америке. Мы знаем его в основном как одного из создателей современного телевидения. Между тем Зворыкин был автором более 120 изобретений, многие из которых заложили основу современной науки и техники. Среди них – факс, сканер, цветное телевидение, приборы ночного видения, электронный микроскоп…
«Вечерка» предлагает вспомнить любопытные факты из жизни Владимира Зворыкина.
1. Долгое время в биографиях Зворыкина в качестве даты рождения указывался 1889 г. Из американских книг эта цифра перешла в российские издания. Лишь в 2009 г. российские исследователи А.Н. Васин и К.М. Велембовская установили по метрическому свидетельству Зворыкина, хранящемуся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга: «В метрической книге, хранящейся в архиве оной города Мурома, Сретенской церкви за 1888 год, мужского пола Владимир, показан рожденным 17 июля, а крещен – 19. Его родители: муромский купец, потомственный почетный гражданин Козьма Алексеев Зворыкин и законная его жена Елена Николаевна, оба православные». Как предполагают Васин и Велембовская, Зворыкин убавил себе год, чтобы поступить для защиты докторской диссертации в Питтсбургский университет, куда принимали соискателей в возрасте не старше 35 лет (Новая и новейшая история. 2009. № 5).
2. Володя Зворыкин с ранних лет интересовался техникой. Когда он был ребенком, в Муроме началась мода на установку дверных электрических звонков. «Я старался помогать в установке этого «электрического» чуда родственникам и знакомым, в результате чего заслужил репутацию «эксперта»», – вспоминал Зворыкин. Кстати, это означало довольно высокий авторитет мальчика в городе. Вспомните книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (действие происходит накануне революции в Покровске, нынешнем Энгельсе): в городе тоже повальная мода на электрические звонки, а мастер по их установке и ремонту всего один. Наибольшим достижением юного Зворыкина был ремонт сигнальной системы на пассажирском пароходе, принадлежавшем его отцу.
3. В программу в Санкт-Петербургском технологическом институте, где учился Зворыкин в 1906 – 1912 годах, входила и теология. И вот срок учебы подошел к концу, дипломная работа (проект дизельной электростанции для сельской местности) была принята экзаменационной комиссией с хорошими отзывами. Зворыкин уже приобрел фуражку инженера и приготовился праздновать защиту. И вдруг инспектор института напомнил будущему изобретателю, что у того «хвост» – он не сдал теологию.
А Зворыкин просто о ней позабыл. «Инспектор предложил, чтобы я пошел к профессору теологии и уговорил его условно отметить мне зачетку, – вспоминал изобретатель в автобиографии. – Я явился в профессорскую квартиру и изложил свою просьбу. Сначала профессор заметно огорчился фактом, что о его предмете забыли. Однако, узнав, что я читал Канта и некоторые другие книги го философии религии, он согласился поставить отметку с условием, что я сдам экзамен через несколько дней. По какой то причине этот случай засел в моем мозгу, и в течение нескольких лет мне снилось, что я не получил диплом инженера».
4. В 1912 – 1914 гг. Зворыкин учился в Коллеж де Франс в Париже. Занимался проблемами рентгеновского излучения. Однажды в лабораторию пришли две русских студентки, у одной из них в кисть руки вошла иголка. Девушка сказала Зворыкину, что она обращаласт к врачу, но тот не может определить местоположение иглы. Она попросила сделать рентгеновский снимок. «В то время рентгеновских аппаратов не было не только у частнопрактикующих врачей, но и в большинстве больниц, – пишет Зворыкин. – Хотя моя установка не была предназначена для таких целей, после небольшой импровизации мне удалось сделать достаточно четкий снимок, который помог врачу удалить иглу. Это был мой первый контакт с медицинской электроникой». А следующий контакт состоялся спустя много лет, и… тоже благодаря женщине. В 1951 г., в 63 года, он женился на русской эмигрантке Екатерине Андреевне Полевицкой. Она был профессором микробиологии Пенсильванского университета, биографы Зворыкина считают, что благодаря ей научные интересы Владимира Козьмича перешли в область создания медицинского оборудования. В 1954 году, после выхода на пенсию Зворыкин стал директором Центра медицинской электроники Рокфеллеровского института в Нью Йорке. Его идеи используются при реализации метода эндорадиозондирования («радиопилюли»).
5. Во время Первой мировой войны Зворыкин был преподавателем в офицерской радиошколе. Он собрал радиопередатчик на первых высоковакуумных усилительных лампах, произведенных в России. Зворыкину помогал солдат по имени Константин, деревенский парень. Зворыкин установил приемник у себя дома на кухне и попросил Константина считать в микрофон: «Один, два, три…» Эта вроде бы несложная работа давалась малограмотному солдату с трудом. «Все мои попытки объяснить ему, как действует радио, были безрезультатными, он воспринимал это все как что-то колдовское. В то время как я настраивал приемник, Константин все больше уставал от однообразного счета; ему казалось, что я умышленно заставляю его заниматься ерундой». История неожиданно получила продолжение после революции. Зворыкина, работавшего на заводе Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ), вызвали в революционный трибунал. Бывшему офицеру царской армии это не сулило ничего хорошего. Оказывается, на Зворыкина пожаловался солдат Константин (до сих пор работавший у него): обвинил в «бесчеловечном отношении». За то, что начальник заставлял его часами говорить «в дырочку в коробочке». К счастью, среди зрителей нашелся грамотный человек. Он высмеял Константина и заявил, что сам был бы горд помогать Зворыкину в таком важном деле.
6. После эмиграции в 1919 г. Зворыкин дважды бывал на родине. Первый раз – в 1933 г., он был приглашен читать лекции о телевидении. Зворыкин согласился выступать по-русски, «хотя сначала испытывал трудности, поскольку новые области электроники и телевидения требовали новых слов, которых я никогда не знал на русском языке. Затем я нашел, что слушатели хорошо понимают, если я использую английские слова с русской грамматикой». Он побывал в Ленинграде, Москве, Тбилиси (где познакомился с Лаврентием Берия, в то время председателем компартии Грузии), Сухуми. Второй раз он побывал в СССР в 1967 г. и сумел посетить свой родной город Муром, хотя тот был «закрыт» для иностранцев. Он купил интуристскую путевку во Владимир, а оттуда на такси укатил в Муром, посетил кладбище, где покоились его родственники, и свой дом, превращенный в историко-художественный музей.
7. Начало Второй мировой войны застало Зворыкина в Лондоне на конгрессе. Было объявлено, что американские участники могут отплыть на пароходе «Афиния» из Ливерпуля. Но Зворыкину показалось неудобным плыть на английском океанском лайнере без костюма для ресторана, а его багаж еще не прибыл в Лондон. Он решил поехать в столицу, а оттуда уже добираться домой. Потом выяснилось, что «Афиния» была торпедирована, большинство пассажиров погибло.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги