Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Деревня мифического барина

26.05.2013

Входящее сейчас в состав города Рязани Голенчино у некоторых ассоциируется с находящейся там психиатрической больницей.
А между тем настоящей истории этого населённого пункта не знают даже многие местные старожилы.

Заблуждения
Ни об одном из населённых пунктов Рязанщины не приходилось слышать столько несуразных историй, сколько о Голенчине. Приведу только две версии, по которым происхождение названия этого села связывают со словом «голый». По одной из них, в древности люди купались в местном пруду исключительно голыми, — по особенному, якобы, ритуалу, который позволяет после этого существенно увеличить численность населения.

Второе предположение ещё более радикально. Один из охотников за сенсациями серьёзно заявляет, что название села Голенчино и слово «гол» одного происхождения. И будто ещё чуть ли не до нашей эры люди в свободное от охоты и сбора урожая время играли в игру, напоминающую футбол, где в качестве мяча использовалась набитая соломой кожаная ёмкость. Увлекались этой игрой исключительно мужчины, причём голые.

Но самая распространённая топонимическая версия, действительно похожая на правдоподобную, информирует о том, что когда-то здесь существовала небольшая деревня, владельцем которой был некий барин по фамилии Голенчин. На самом деле никакого боярина, дворянина или помещика Голенчина на рязанской земле не существовало, что доказано историками.

С Олегом Рязанским в родстве
Первое письменное упоминание о Голенчине относится к концу XVI века, когда оно за Василием Вердеревским значилось. Старинный рязанский боярский род представителей этой фамилии хорошо известен в истории России. А его родоначальник — полководец Салахмир Мирославич, приехал со своей дружиной на службу к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу в 1370 году из Большой Орды и принял христианство. Женой Салахмира была родная сестра князя Олега Рязанского. Произошедшие от этого брака потомки также служили русским князьям и царям верой и правдой.

Краеведы давно уже изучили, когда и кому из потомков Салахмира были пожалованы в качестве платы за государеву службу различные имения. Голенчина в подобных списках нет. И предполагается, что Вердеревские первоначально основали где-то на прилегающей к нынешнему Голенчину территории небольшую деревеньку в конце XIV — начале XV столетия. Среди окружающих лесов место это было пустынно и голо, а потому населённый пункт и получил такое название.

Чудесное спасение
Большинство Вердеревских при Иване Г розном переехало в Москву, в том числе и владельцы Голенчина. Село после этого несколько раз меняло хозяев, переходя из рук в руки. Княжна Ульяна Григорьевна Барятинская, тогдашняя владелица бывшей вотчины Вердеревских, отправилась в Рязань в начале 1803 года: там один из её родственников наследство ей оставил, и требовалось выполнить некоторые формальности. Дело затянулось, так что домой помещица возвращалась затемно. К тому же началась пурга. Кучер потерял ориентировку и после нескольких неудачных попыток найти верную дорогу окончательно сбился с пути. «Беда, барыня, — с трудом выдавил из себя извозчик, остановив измученную лошадь, — мы совсем заплутали».

Ульяна принялась звать на помощь, кричать, однако в ответ лишь ветер свистел, занося карету снегом. И без того крепкий мороз ещё усилился. Княжну обуял ужас. Она в отчаянии истово крестилась, молясь Богородице и прося о помощи. И вдруг ветер неожиданно стих. Где-то неподалёку послышался лай собаки. Возница направил лошадь в ту сторону и вскоре оказался с перепуганной до смерти хозяйкой около деревянной церкви села Голенчино.

В благодарность за спасение Ульяна отдала все свои сбережения на строительство в том месте каменной церкви во имя иконы Божией Матери «Казанская», которая действует и в настоящее время.

Прошлое и настоящее
В 1873 году Казанскую церковь в Голенчине приписали к Тихвинскому храму соседнего села Никуличи, но вскоре прежний приход восстановили. Последними владельцами Голенчина были помещики Варварины — по свидетельству очевидцев, благочестивые, глубоко верующие и добрые люди. Они организовали бесплатную школу для детей крестьян и оказывали материальную помощь всем нуждающимся. Сам хозяин проживал большей частью в Петербурге, но по духовному завещанию похоронили благодетеля около Казанской церкви. Его супруга Прасковья Николаевна с дочерью под Рязанью в родовом имении (тогда ещё село в состав города не входило) жили с весны до глубокой осени. После начала революционных событий октября 1917 года они уехали, и дальнейшая судьба их неизвестна.

Рядом с храмом в Голенчине находится древнее кладбище. Примечательно, что на нём до сей поры сохранились могилы некоторых рязанских дворян, хотя в настоящее время их фамилии ни о чём не говорят даже местным старожилам. Свой приют на погосте нашли последний дореволюционный священник Казанской церкви Пётр Алексеевич Соловьёв, его супруга с дочерьми, Людмилой и Ольгой. А недалеко от украшающего здешнюю местность храма виднеются коттеджи, возведённые уже в нашем столетии, — так с глубокой стариной переплетается современная жизнь.

Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/180149.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны