Екатерина II – императрица из Щецина
Екатерина II считала, что Щецин – город необычный, раз подарил миру двух цариц
В этом году празднуется 400-летие династии Романовых. Это стало поводом поискать в Щецине связи, соединяющие Западное Поморье Польши с царской династией. Щецин подарил России двух императриц.
Особенно важен в этом смысле XVIII век. После смерти Петра I, который умер, не оставив наследника, в России началась «династическая буря», связанная с борьбой различных группировок. При дворе сталкивались интересы группы западных государств и русской олигархии. Решающим был конец 1741 года. Заговор против регентши Анны Иоанновны (Елизаветы фон Макленбург-Шверин, дочери Ивана II) и младенца Ивана III, который был назван преемником русского престола, возглавила дочь Петра Великого, Елизавета. Такая ситуация вызывала беспокойство в Европе, в том числе, в Пруссии.
Тем временем государство князей из рода Грифитов – Западное Поморье и его столица Щецин, которое более 500 лет было суверенным – утратило самостоятельность и перешло под юрисдикцию Пруссии. Здесь и появляется первое связующее звено в истории России и Польши – это фигура Фредерика II Великого, с 1740 г. короля Пруссии, в том числе и Западного Поморья.
Реликвии короля можно увидеть в Национальном музее в Щецине. Сохранилась фарфоровая ваза с изображением короля, созданная в мануфактуре Vase (XVIII в.). В собраниях монет находится золотая монета достоинством 1/24 талера с изображением Фредерика II Великого, отчеканенная Зигмундом Даннисом, арендатором и начальником монетного двора в Штаргарде Щецинском.
Между музейной площадью на улице Старомлынской и замком поморских князей в Щецине находится дошедшее до наших дней в почти первозданном виде здание XVIII века. В то время у президента щецинской Торговой палаты его арендовал князь Кристиан Август фон Анхальт-Зербст. Он поселился там с женой Иоанной. А весной 1729 года у них родилась дочка – София Августа Фредерика Елизавета. Вскоре князь стал губернатором Щецина и комендантом новой крепости, переселившись с семьей в замок. И вот именно эта маленькая Зося, которую ласково называли Фигхен (Figchen), а Фредерик II – «маленькой королевой», и стала звеном, соединяющим Щецин с русской династией Романовых. В истории она известна как Екатерина II Великая, величайшая монархиня Европы эпохи Просвещения.
Судьбу княжны из Щецина определили династические «маневры» Фредерика II, который боялся влияния бруншвицко-люнебурской династии (прим. тесно связанной с Грифитами из Щецина) при царском дворе и появления там антипрусских группировок. Поэтому он поддерживал стремления дочери Петра I Елизаветы, желавшей занять российский престол. И одновременно заботился о том, чтобы ее племянник (сын второй дочери Петра Великого), князь Карл Ульрих Хольштейн-Готторп, в нужное время попал в Петербург. В 1742 году бездетная Елизавета в качестве наследника русского престола выбрала Петра III. В этом же году было принято решение о его свадьбе с щецинской княжной. Одной из ее соперниц была Мария Анна, дочь польского короля Августа III Саса. Согласие на отъезд 14-летней Софии Августы в Россию и на ее брак с будущим царем дал Фредерик II.
После царствования Петра III и Екатерины II их потомки оставались на престоле до 1917 года. Некоторые историки говорят о династии Хольштейн-Готторп-Романов, несмотря на то, что царская семья взяла фамилию Романовых, отказавшись от своей родовой фамилии.
Екатерина II любила Щецин. Своей невесткой она выбрала происходившую из Щецина княжну Софию Дороту фон Виртемберг, известную под именем Марии Федоровны. Ее называли матерью царей. Ее сыновья, Александр и Николай II, правили в России полвека.
Екатерина II считала, что Щецин – город необычный, раз подарил миру двух цариц. Она шутила, что «прусский король должен открыть в Щецине школу идеальных жен, за которыми будут приезжать целые караваны дипломатов».
Польская история сохранила память о Екатерине II как о деспотичной и фривольной властительнице, причастной к разделам Польши, а своего любовника назначившей королем Польши. Но и исторических трудах существуют и другие оценки ее деятельности. Возведение Станислава Августа Понятовского на польский престол стоило России сотни тысяч рублей, зато в Европе сохранился мир. Реликвий, которые остались от Екатерины, в Щецине нет.
Тем не менее, в одном из залов Национального музея представлен интерьер помещений поморской аристократии XVIII века. Там можно найти позаимствованный из познаньского музея портрет императрицы неизвестного автора, с табличкой с датой и местом ее рождения, а также титулами. Есть там также ваза Фредерика II и изысканная мебель той эпохи, а также русский фарфор, мебель и предметы, которые могли находиться в петербургских апартаментах Екатерины II.
Однако мемориальная доска, изготовленная к 160-летию выдающейся щецинянки, была демонтирована сразу после окончания войны со здания на улице Фарной, где она родилась. Ныне она спрятана во дворе музея. 32 золотые медали, которые русская царица послала в дар Щецину, выставлялись перед войной в Городской ратуше, но в настоящий момент безвозвратно утеряны.
Так что выдающаяся щецинянка все еще не нашла достойного места в истории города.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги