Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

У карты города. Ливен

28.01.2013

С тех пор, когда в 20-е годы XVIII века был открыт Донецкий каменноугольный бассейн, а уже в XIX веке началось его промышленное освоение, и территорию нынешнего Донецка стали массово посещать и обживать пришлые люди, его история познала многие личности. Не всем им суждено было оставить памятный след в истории нашего города. Шидловские, Воронцов…Знают о них разве что благодарные старожилы, дотошные краеведы да скрупулезные историки. В этот ряд можно было бы поставить и князя Павла Ивановича Ливена, если бы не одно "но". Худо-бедно, а Донецк еще хранит память об этом человеке.

Из рода прибалтийских князей

Известная истории родословная древа Ливенов уходит своими корнями в 1489 год, в Эстляндию, где Йохонн Ливен владел землями. По неподтвержденной и неопровергнутой на данный момент легенде, родоначальником Ливенов был Каупо, старейшина племени ливов, одним из первых принявший христианство в Лифляндии. Из рода Ливенов вышло много людей, достойно представлявших государственные интересы в течение нескольких столетий.

Любопытны и частные факты. Бабка Павла Ивановича, Шарлотта Карловна Ливен (уроженка фон Гаугребен), с 1783 года состояла воспитательницей дочерей и сына будущего императора Павла I. Впоследствии ее воспитанник стал императором Николаем I.
И сразу урезоним тех, кто родился в городе Ливны в России и считает себя причастным к именитому роду. Город Ливны, что ныне в Орловской области, никаким образом не обязан своим рождением генеалогическому древу Ливен. Свое название получил от названия рек, у слияния которых был изначально основан. Это реки - Ливна Полевая и Ливна Лесная. А вот дату его основания к однозначным не отнесешь. По одним источникам - это 1585, по другим - 1586 год. Зато первое упоминание города в летописях относится к… 1177 году. Но…как к центру удельного Ливенского княжества, входившего в Княжество Рязанское.

Вернемся, однако, к князю Павлу Ивановичу Ливену, который на протяжении нескольких десятилетий имел самое прямое отношение к освоению территории нынешнего Донецка. Началось с того, что 21 декабря 1851 года он купил земельный клин в 14 477 десятин у потомственного дворянина Федора Алексеевича Шидловского.

Но прежде чем рассказать о дальнейшей "хозяйственной" деятельности Павла Ивановича Ливена, коснемся, так сказать, святая святых - его биографии и семейной хроники. Светлейший князь Пауль Йохан-Георг (Павел Иванович) Ливен родился в имении Кремон Рижского уезда Лифляндской губернии 21 января 1821 года. В 1841 году окончил Дерптский университет, после чего путешествовал по России. В 1847 году поступил на службу и через год получил чин камер-юнкера. В 1849 - 1855 гг. служил во Втором отделении собственной его императорского величества канцелярии (отделение занималось тарификацией законов).
С началом Крымской войны ушел в народное ополчение и в 1855 году получил чин капитана. В 1857 году произведен в подполковники. В 1861 году подал в отставку. Во время крестьянской реформы избирался Гольдининским уездным предводителем дворянства. Владел имениями в Ярославской, Лифляндской, Курляндской, Нижегородской и Екатеринославской губерниях. Умер в Топлице в Богемии, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, 7 июля 1881 года. В браке с Натальей Федоровной фон дер Пален у четы родилось два сына - Анатолий и Павел - и три дочери - Мария, Александра и София.
Со дня первой покупки в Донбассе земли князем Ливеным не прошло и двух лет, как прозорливый менеджер совершил вторую такую операцию. Произошло это 27 января 1853 года. Но уже между вдовой коллежского секретаря Ф. А. Шидловского - Евпраксией Яковлевной - и собственно князем.

Третий надел площадью 110 десятин князь купил 9 августа 1879 года у крестьянина Григория Манжосова.
И тут в хронологию повествования настойчиво просится один важный факт. А именно - появление в наших местах Джона Юза. Летом 1869 года этот гениальный менеджер для "запева" купил у помещика Смолянинова усадьбу с несколькими строениями, жилыми и подсобно-хозяйственными объектами. С целью дальнейшего построения каменноугольного рудника между рекой Кальмиус и балкой Богодуховой он для начала устроил кузницу для изготовления инструмента для строительства уже более значимых объектов. Практически в эти же годы Новороссийское общество в лице директора-распорядителя (Юза) начинает скупать или арендовать земли у местных помещиков и крестьян. В этом массовом порыве, собираясь строить завод, Юз заключил соглашение и с Павлом Ливеным об аренде его владений. По условиям с князем, земли в размере 150 десятин отводились в безвозмездную аренду на 30 лет. Окончательно земли самого крупного землевладельца на территории будущего города, князя Павла Ивановича Ливена, перешли в собственность Новороссийского общества в 1889 году (уже после смерти главы большого семейства) и составили в итоге 20 000 десятин земли с селом Александровка, деревнями Алексеевка и Яковлевка, с хутором Шапошниковым. Нотариальное оформление сделки произошло аккурат 18 августа 1889 года. К этому времени наследником земель вокруг Юзовки был малолетний младший сын Павла Ивановича, князь Павел Павлович.

Но до того, как это произошло, вокруг земли и непосредственно на ней происходили весьма серьезные перепитии между князем и Джоном Юзом. Дело в том, что изначальный договор, по мнению одной из сторон, содержал немало недомолвок и даже загадок. Для завода было заарендовано 100 десятин земли по 8 рублей в год и право добычи угля на всем пространстве ливенских владений (с уплатою княжеской экономии за каждую добытую тонну угля от 5 до 10 пенсов (в зависимости от размера кусков). Плюс ко всему, был оговорен пункт, что если на территории ливенских земель окажется железная руда, то добыча 50 000 пудов будет осуществляться бесплатно, а сверх этого количества - плата должна быть определена по особому соглашению. И далее. Если Юзовскому заводу дополнительно понадобится земля, арендная плата будет составлять за вновь занятые участки 8 рублей за десятину в год.

Кому такие соглашения показались несправедливыми, и почему они не были учтены сторонами ранее, сейчас уже не выяснить. Но факт, что на почве экономических разногласий между Джоном Юзом и Павлом Ливеном происходили постоянные словесные перепалки, история не умалчивает.

Жив князь в памяти шахтерской

Обширные площади земли (территории нынешних Киевского, Ворошиловского, части Ленинского и Куйбышевского районов) и князем Ливеном, и предыдущими их владельцами десятилетия использовались под пастбища. То, что они богаты углем, было известно еще при Шидловских. До появления здесь Павла Ливена. И только в 1841 году, по указанию генерал-губернатора Воронцова, возле села Александровка заложили Александровский рудник. Его прародителем с полным основанием следует считать опытного горного инженера Сильвестра Васильевича Гурьева. После процедуры разведок, расчетов, просчетов, промышленная эксплуатация рудника началась с основания шахты "Гурьевская". Затем были пущены "Михайловская" и "Елизаветинская". "Гурьевская" обеспечивала работой 76 человек. С вводом других шахт они вместе взятые обеспечивали работой уже 350 человек. Вокруг образовался рабочий поселок. По истечении семи лет земля вместе с обустроенными шахтами и поселком была передана в аренду симферопольскому купцу, армянину по происхождению, Христофору Ивановичу Иванову. Отсюда и поселок Ивановка (Ленинский район г. Донецка). А спустя некоторое время, к середине-концу 50-х годов XIX столетия, владельцем земли и села Александровка уже стал П. И. Ливен. К этому времени владения князя в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, куда относилась и Александровская волость, составляли почти 16 000 десятин земли.

Еще одна шахта появилась благодаря его величеству случаю. В 1866 году крестьянин села Семеновка (она же Алексеевка), Тихон Дворниченко, проезжая мимо Овечьего хутора, рядом с норой суслика увидел уголь. Сообщил об этом управляющему Ливенской экономией Сидорову. Спустя некоторое время в указанном месте была устроена шахта. Находилась она в районе нынешнего Центрального универмага. К середине 80-х годов позапрошлого столетия была закрыта.

Поиски карты земель самого крупного помещика на территории будущего города на момент окончательного их перехода в собственность Новороссийского общества в 1889 году в размере 20 000 десятин, успеха не принесли. В купчей же описывалось, как располагаются проданные земли, и что они граничат … "с хутором Бурьяновским (совхоз "Авдеевский") крестьян-собственников, Измайловским казенным участком крестьян Михайловки, землею Великобританского подданного Д. Юза, землею деревни Алексеевка (Семеновка), полковника Муженко, Григорьевского сельского общества, крестьян Александровки и деревни Яковлевкa, сел Землянка и Авдеевка и землевладельца Кильяна Кильянова Кирш".

Какие-либо другие тонкости в сделке не указываются. Но время свершения события говорит само за себя. На территорию будущего города уже стремительно наступала эпоха активной разработки залежей каменного угля. В начале ХХ века, возможно, первая в ряду "ливенок", была введена шахта №4. Основана она на угольном пласту, названном фамилией князя Ливена, на землях которого находилась. В годы войны использовалась оккупантами. Закрылась в начале 1960-х гг. Шахтное поле было передано "Новоцентральной" (впоследствии имени Горького), которая закрылась совсем недавно. Ныне о "четверке" напоминает террикон, раскинувшийся в районе стадиона "Шахтер".

Появились шахты и шахтенки и в восточной части Юзовки. "Богоявленка", на месте которой впоследствии была построены шахты 1 и 2 "Ливенка", - одна из таких. Узнать год их основания, а также ряда других шахт, не удалось. Они, что называется, попали под раздачу. То бишь, под эпоху развала Союза. А революция, известно, проходит по непредсказуемому сценарию. Вот и архивы, которые по логике должны быть целыми, не сохранились. Как сказал мне достоверный источник, во время бурно начавшейся реструктуризации их, скорее всего, "сдали на макулатуру".

Когда в 1939 году моя собеседница Мария Спиридоновна Кирюхова приехала на Донбасс из Орловщины, "Богоявленки" уже не было. Стволовой, плитовой, насыпщицей работала она на №12 "Наклонная", что географически расположена в одном ряду с шахтами 1 - 2 "Ливенка", Кучерова, "Бирючья"… Детали событий тех лет собеседница не помнит, но подтверждает, что в 1945 году 1-2 "Ливенка" уже работала. Поселок Богоявленка, который ныне входит в микрорайон "Ливенский", уже был. Собственно Богоявленка, это вовсе и не поселок, а всего одна улица. Но такой титул закрепился за ней основательно. Так солиднее.
- На "Богоявленке", - дополняет мать Анатолий Кирюхов, - пласт залегал на небольшой глубине. Метрах в 30 - 40 от поверхности. "Ливенки" опустились глубже. Два их ствола - рабочий и вентиляционный, - уходили на глубину в границах 110 метров. Прямо за околицей один ствол, а метров через восемьсот - второй, о чем пока еще красноречиво говорят два небольших террикона. Директорствовал в ту пору на шахте Данил Петрович Шевцов. Обе шахты добывали тонн 600 угля в сутки. По утверждению Анатолия Алексеевича, №1 закрылась в 1957 году, а №2 - в 1959-м. После закрытия шахт, контору, иные здания администрация перепрофилировала под жилье для бывших рабочих. Сколько квартир там было обустроено, не столь важно. Важно то, что добротные строения не были отданы на растерзания времени и ветру, как это, увы, делается в сегодняшнее время. И еще пример для функционеров, ныне закрывающих угольные предприятия. После закрытия "Ливенок" и в первом, и во втором случаях основную часть высвободившихся шахтеров перевели на "Ливенскую-Заперевальную", что всего в километре отсюда. А другую - на №12 "Наклонную". Последняя шахта десятилетия играла большую роль в трудоустройстве здешнего населении и в инфраструктуре микрорегиона.

Ныне уже бывший подземный электрослесарь Анатолий Кирюхов хорошо помнит, когда "поступил сигнал" к закрытию "Ливенской-Заперевальной". Это был январь 1968 года. Тогда же начали переводить рабочих на №12 "Наклонную" и на "Заперевальную".
Показывая семейный альбом, мать и сын вспоминают многие события тех дней. А когда доходит черед до фотографии, где в группе шахтеров в 1959 году запечатлена и Мария Спиридоновна, Анатолий не удерживается от комментария.
- Вот здесь, слева, - указывает он, - шахтный двор, на заднем плане - вентиляционный ствол, правее от группы - начиналась мощеная диким камнем дорога к поселку Новостройка, где жила основная масса людей, работающих на шахте. На снимке ее не видно, но именно от шахтного двора брала свое начало железная колея, по которой в пересменки курсировал электровоз с тремя вагончиками на 10 мест каждый. До Богоявленки, Новостройки, других населенных пунктов недалеко, и все же лучше ехать, чем пешком идти, после работы в шахте.

Когда образовались №12 "Наклонная" и "Ливенская-Заперевальная", сколько они добывали угля, сколько работало здесь людей, других подробностей ни мне, ни моему собеседнику не суждено было узнать. Зато доподлинно известно, что в 1948 году бригадиру проходчиков шахты "Ливенская-Заперевальная" И.И. Михееву одному из первых в городе было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Из этого следует, что шахта открыта гораздо ранее этой даты. Только вот когда?
Между тем рабочий путь предприятия сопровождался не только успехами. Были здесь и серьезные аварии с человеческими жертвами. В какой-то степени проследить путь шахты можно по записям в Трудовой книжке Нины Степановны Клюевой. Общий трудовой стаж и ныне неугомонной женщины, которая в 2013 году отметит свое 80-летие, превышает 43 года. Юридически она на "заслуженном" отдыхе, на пенсии. Фактически же - при активной работе. Возглавляет совет ветеранов микрорайона "12/18". И в своем, и в других микрорайонах - по имени-отчеству, а также по родословной знает практически всех людей.

Первая запись в ее трудовом паспорте сделана в 1951 году, когда она была принята на работу машинистом подъема шахты №12 "Наклонная". И дальше, опуская некоторые технические подробности, скажем так, она постоянно была связана и с "Ливенской-Заперевальной", и с №12 "Наклонной". В марте 1966 года, уже после объединения этих шахт в шахтоуправление "Ливенское", - работала машинистом подъема. С февраля 1969 года, в связи с очередной реорганизацией, "Ливенское" объединили с шахтой "Красная звезда" и переименовали в шахтоуправление "Красная Звезда". Последнее уже более десять лет как закрылось.
Трудно с полною уверенностью утверждать, в честь ли конкретно князя Павла Иванович Ливена были названы выше перечисленные шахты? Но других крупных землевладельцев или угледобытчиков с такой фамилией здешние места не знают.

Источник: http://vecherka.donetsk.ua/index.php?id=4647&show=news&newsid=105050
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны