Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Атаман Платов удивился бы такому возрождению

02.01.2013

Отделить казаков от русского народа и России не получится ни у кого

В России, как известно, учредили казачью партию. Произошло это 25 ноября в Подмосковье. В работе учредительного съезда принимали участие и казаки Терско-Малкинского казачьего округа. Называется новая партия КаПРФ.

Казаки, как известно, в Гражданскую войну чаще принимали сторону белых. Вот удивились бы, наверное, казаки деникинских и колчаковских войск, что в начале XXI века казачья партия в России почти совпадает по звучанию своей аббревиатуры с коммунистической партией, ведомой Геннадием Зюгановым! Правда, наши казаки из ТМКО, то есть делегаты из КБР, выступали против этого названия, но большинством голосов принято было именно оно.

Казакам есть на что обижаться

Да ладно, не в названии суть. Казаков понять, в общем-то, можно. В 90-е годы уже прошлого столетия в России во время правления Ельцина был принят ряд документов по реабилитации казаков, пострадавших от репрессий. А оставшимся в живых после 1-й Мировой войны, после Гражданской и тем, кто не покинул Россию, пришлось в свое время несладко. Добивали их и раскулачиванием, и расказачиванием. Такой революционный деятель и ненавистник казачества, как Троцкий, вообще говорил, что «казачество нужно уничтожить как класс». Заметьте: как класс! Но к этому мы ещё вернёмся.

Вот только все эти документы по реабилитации казаков и принятые решения так и остались в основном на бумаге. То есть не были реализованы. И казачьи кадетские училища у нас сейчас создаются, но казачьих войск при этом нет. Для кого, спрашивается, готовят кадры эти училища? Ведь в российской армии званий урядников и сотников не существует. Вот и получается, что удел казаков – выступать в фольклорных хорах и ансамблях да шить себе казачью форму, чтобы щеголять в ней по случаю. Наверное, потому и решили казаки учредить партию, чтобы бороться за свои права. Почему бы и нет? Но есть в этом нынешнем возрождении казачества некоторые нюансы, о которых захотелось поговорить на страницах газеты. Поговорить прежде всего с самими казаками, с теми, кто таковыми себя считает.

У потомственных казаков есть мнение: настоящих казаков в России почти не осталось. Их так долго изничтожали, что трудно было уцелеть на родине. Есть и противоположное мнение, по которому казачий дух сохранился у потомков тех казаков, которые долгое время себя как казаки не проявляли.

О предателях, патриотах и настоящих мужиках

Но вот что меня удивляет: довольно значительная часть наших «новых казаков» вдруг стала решительно отделять себя от русских. И говорить о том, что казаки – это особый народ, к русским отношения не имеющий. Более того, такие казаки слегка свысока называют русских из средней полосы России «кацапами» или «мужиками». Довелось мне недавно услышать от одного новоявленного казака, что телеведущий и член Общественной палаты России Максим Шевченко страшно оскорбил всех казаков в эфире «Пятого канала», пожелав им быть настоящими мужиками. Я ответил, что на блатной фене, применяемой на зоне, тоже есть деление на «воров» и «мужиков». Про другие презираемые «касты» сейчас говорить не будем. Так вот: даже так называемые «воры в законе» в местах не столь отдалённых «мужиков» уважают. А что, казаки пошли дальше воров, и слово «мужик» для них унизительно? И не обязан Максим Шевченко гутарить по казацким понятиям и на казацком диалекте.

Напомню, что вот такие мужики из Рязанской, Тульской, Ярославской областей во время Великой Отечественной войны не на жизнь, а на смерть бились с фашистами. Такие мужики в Смутное время спасали Россию. В то самое время, когда казаки атамана Заруцкого объявились в стане Лжедмитрия II. А сам Заруцкий сделал Марину Мнишек своей походной женой. Я напомнил своему собеседнику, что во время Великой Отечественной войны на Дону и Кубани было сформировано16 добровольческих полков, воевавших под знаменами Третьего рейха. Это не считая тех, кто в составе так называемого «Русского казачьего корпуса» пришёл вместе с немцами. Одним из главных идеологов движения за «Великую Казакию» был атаман Краснов, который вместе с фашистами шёл создавать эту республику под патронажем Третьего рейха. Именно он пытался обосновать отличие казаков от русских. Говорил, что казаки произошли от остготов, следовательно, они «истинные арийцы».

Неужели непонятно, почему немцы хотели отделить казаков от русских, придумывая всяческие псевдоверсии происхождения казаков (типа «остготской теории»)? Версия Льва Гумилёва о хазарском происхождении казаков им бы не подошла: ведь у хазар была иудейская религия, симпатии к которой нацисты, мягко говоря, не питали. Просто немцы во время войны всячески старались насаждать националистические, сепаратистские идеи, использовали людей, обиженных Советской властью. А казакам, как мы знаем, было на что обижаться. Только вот те, кто собирался строить «Великую Казакию» под протекторатом Третьего рейха (какая же она тогда Великая?), стали, собственно говоря, холуями фашистов. За это атамана Краснова потом и повесили и до сих пор не реабилитировали. В отличие от генерала Деникина, который не просто отказался сотрудничать с фашистами, но ещё и обратился ко всем русским эмигрантам с воззванием ни в коем случае не поддерживать гитлеровскую армию. Многие призадумались: у Деникина был большой авторитет. Думаю, любви к большевикам Деникин тоже не питал, но он говорил, что идёт война на уничтожение самой России, горячо любимой Родины. Объяснял, что у белых с красными были разногласия по поводу будущего устройства России, но Родину истинные русские офицеры никогда не предавали. Вот это был настоящий патриот, который, кстати, во время Гражданской войны за мародерство приказывал расстреливать. И ордена запрещал выдавать: говорил, что в войне со своим народом героев не бывает.

Деникин в своём воззвании предрекал, что фашистская Германия в конечном итоге потерпит поражение в войне с СССР. И казаков, которых было немало в Добровольческой армии во время Гражданской войны, от русских он уж точно не отделял.

Так что надо нашим новым казакам задуматься, откуда ветер дует, когда в наши дни находятся сторонники идей выделения казаков в отдельный от русских народ.

Не надо радовать врагов России!

Предвижу возмущение: а что, только среди казаков были коллаборационисты? Нет, конечно. Была и армия Власова, так называемая «Русская освободительная армия», и прибалтийские эсэсовские батальоны, и закавказские, и туркестанский легион, и горский батальон «Бергман». Много чего было в истории нашей многострадальной страны. И казаков, всю войну бившихся с фашистскими оккупантами, разумеется, тоже было немало. Помните песню «Едут, едут по Берлину наши казаки»? Казалось бы, зачем ворошить сейчас историю? Но кто-то из мудрых людей сказал: тот, кто пренебрегает уроками истории, рискует повторять уже известные ошибки.

Этим попыткам отделения казаков от русских сейчас аплодируют люди, которые, даже имея российский паспорт, ведут себя как настоящие враги России. Интернет переполнен злобными высказываниями таких персонажей о «проклятой Рашке», «ненавистных русских» и т. п. Не раз отвечал в Интернете таким «комментаторам», пока мне это не надоело, и я решил их просто не замечать (читайте статью «Тролли бывают разные, зелёные и красные» в «МК в КБР»). Но все же процитирую парочку относительно нейтральных и цензурных высказываний на одном популярном форуме, чтобы не быть голословным.

«Удивление вызывает, что все тут так горой за русских. Вы же там все казачки окопались (Ольгерд – Лубан и проч.). Дались вам эти неудачники русские. Давайте дружить против них!»

Вот к чему, господа «новые казаки», ведут ваши попытки национальной самоизоляции. Подумайте, на чью мельницу вы льёте воду! И к чему ведут такие, например, высказывания:

«На фоне этих споров мне ясно, что казакам надо стремиться к национальному самоопределению, а именно к созданию независимой Казакии. Пусть русские и кавказцы маются в Рашке, мы будем жить в своей незалежной стране древней нации казаков, от Моздока до Запорожья, Яика, Семиречья».

В общем, приехали! Дальше ехать некуда, тупик! А ведь со времён Екатерины Второй, весьма уважаемой казаками, они (казаки) были верной опорой Российского государства. Фактически в России появилось уникальное по своей сути военно-крестьянское сословие, которое в мирное время прекрасно содержало само себя, в случае же войны профессиональные воины мгновенно выступали на защиту Отечества. Вспомните фрагмент из фильма «Тихий Дон». В станицу прибывает вестовой и кричит: «Война!» (Первая мировая началась). И все казаки снимают отцовские шашки со стен родных хат, садятся на своих коней и направляются к месту сбора, которое всем им прекрасно известно. Никаких военкоматов не нужно! И воюют они бок о бок с соседями и родственниками, которые в случае чего вынесут с поля боя, иначе потом неловко смотреть в глаза вдове товарища в родной станице.

Что же, господа «новые казаки», вам вдруг стало некомфортно быть русскими? Ну, как казаки говорят – вольному воля! На каком языке разговаривают казаки? На татарском, башкирском, хазарском? Или, может, всё-таки на русском? Да, конечно, с особенностями местных диалектов, но всё-таки родной язык кубанских, донских, уральских казаков – русский. От каких тогда других народов казаки произошли? Может, просветите? В древние времена в этих местах много кто жил. В старину и русских как отдельного народа не было, так же, как и чеченцев, кабардинцев, татар. Были другие народы: анты, скифы, касоги, хазары, половцы, киммерийцы и т. д.

В казачьих хатах на видном месте висят православные иконы? Культура, традиции, обычаи казачьи – нерусские, конечно? И, наконец, ещё один немаловажный нюанс. Если казаки – отдельный народ, то создание казачьей партии противоречит Конституции РФ, в которой сказано, что недопустимо создание политических партий по национальному принципу. По этой причине Союз казаков России не признал созданную казачью партию.

Два года назад после Всероссийской переписи населения, со всеми её странностями, о которых не говорил только ленивый, я написал статью в «МК в КБР» «О том, как нас посчитали». Приведу цитату оттуда:

«Теперь по поводу национальностей. Думаю, последняя перепись населения нас всех окончательно запутает в вопросе, какие народы и в какой численности проживают в Российской Федерации. Сообщения про появившихся эльфов, гномов, хоббитов уже даже оскомину набили. Ну что делать, если в период переписи 2002 года на экраны страны как раз вышел «Властелин колец». У нас теперь проблема серьезнее: она называется «национальная самоидентификация и выросшее национальное самосознание». Поскольку графу «национальность» в паспорте отменили, а переписчикам наказали записывать всё со слов опрашиваемых, происходят удивительные вещи. В Ставропольском крае один шутник назвал себя по национальности штукатурщиком. Так и записали! По сообщению одной газеты в КБР, переписчик обнаружил в нальчикской семье кабардинца, у которого мать лезгинка, а отец даргинец. Ну, вот так себя их сын ощущает! Хотя на деле численность кабардинцев после этой переписи населения может снизиться. Зато возрастёт численность адыгейцев и черкесов. Потому что многие кабардинцы предпочли назваться адыгами по самоназванию или черкесами, как называли адыгов другие народы. По той же самой причине у нас неизбежно должны появиться аланы, касоги, меоты и другие древние народы.

С большим удивлением для себя прочитал в одной республиканской газете интервью с работницей территориального органа Госстатистики по КБР, которая рассказывала: кто кем себя называет по национальности, так и надо писать. И привела пример, как в Майском районе один человек назвался русским, а по том добавил, что вообще-то он казак. И работница Госстатистики возмущённо говорила, что эту переписчицу отругали за то, что не записала мужчину казаком. Наверное, потом эта переписчица там всех казаками записывала». А я прокомментировал это так: у нас, оказывается, находятся последователи атамана Краснова. Возможно, при подведении итогов впоследствии учли и такие мнения. Но хочу сказать тем нашим казакам, которые этого не знают: по официальным данным казаки отдельной графой в итогах переписи населения в КБР не проходят. Они считаются русскими.

О современных казачьих чинах и орденах

Может, кто-то решит, что я злобный враг казачества? Да ничего подобного! Меня самого один процитированный выше провокатор в казаки записал. По материнской линии мои предки с реки Хопёр, а эти места действительно казачьи. Но вот были они казаками или нет, точно сказать не могу. Мама во время Великой Отечественной в четыре года осталась сиротой, рассказать ей историю рода в подробностях было некому, да и не очень стремились тогда многие люди афишировать своё казачье происхождение. И я считал и считаю себя русским, хотя во мне есть и прибалтийская кровь. Но казачьи песни люблю! С удовольствием пою их в хорошей компании. И я бы только приветствовал настоящее возрождение казачества как оплота Российского государства.

Но только кажется мне (и не мне одному), что это возрождение приобрело какие-то странные формы. В лучшем случае дальше фольклора и вышеупомянутых красивых песен дело не идёт.

В дореволюционной России казак, не служивший в армии, не считался настоящим казаком. За такого даже девки замуж не шли, считали порченым. А сейчас я с удивлением наблюдаю за тем, как парни, в своё время «откосившие» от армии, вдруг подались в казаки. И с удовольствием ходят в казачьей форме, с медалями да погонами. Имеют казачьи чины, которые раньше реально приравнивались к воинским званиям. В наши дни, оказывается, процедура присвоения таких чинов довольно проста – собрался казачий круг, решили рекомендовать на представление, а атаман казачьего войска чины присваивает.

Есть тут и ещё один нюанс. Ещё в 90-е годы казаки в России поделились на реестровых и общественных. Друг друга особо не жалуют. Реестровые казаки числятся служилыми и могут считаться казаками только с 18 до 45 лет. То есть до 45 лет ты казак, а потом уже и не казак вовсе. Получается, Тарас Бульба уже не мог быть реестровым казаком, когда направился с сыновьями в поход на Польшу. Общественные казаки считают себя потомственными казаками и утверждают, что казаками не становятся, а рождаются. По версии общественных казаков, раскол в казачьей среде инициировал Борис Березовский – после того как решил проехаться по Северному Кавказу, а его в аэропорту Минеральных Вод казаки забросали тухлыми яйцами и другими несвежими продуктами. Ну не любят казаки олигархов, считают их врагами России!

Однако при этом общественные казаки с удовольствием принимают в свои ряды так называемых приписных казаков. А это вот что значит: ощутил себя человек, независимо от национальности, казаком по духу – и всё, может записаться в казаки! Простите, но тогда у меня вопрос: а как же утверждения о том, что казаки – это особый народ, а не сословие, как считалось в царской России? Особенности жизненного уклада, быта, языка, конечно, есть. Но всё это подходит под определение «субэтнос». Цитирую по Википедии: «Субэтнос (также субэтническая группа) – компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность – к этносу и субэтносу одновременно (например, казаки в составе русского народa, нагайбаки среди татар, дигорцы среди осетин)».

Казачьи чины раздают и те, и другие: и реестровые казаки, и общественные. А потому полно у нас теперь урядников, сотников, хорунжих. И откуда что взялось? Вот удивились бы казаки, покидавшие Россию на последних пароходах, отбывавших в Константинополь! Правда, казаки эти порой не знают, с какой стороны к лошади подойти и как землю пахать. В отличие от реальных крестьян «каких-то» российских областей – Рязанской, Костромской, Новгородской и других. А потому и удостаиваются порой эпитета «ряженые». Особый пункт – любовь наших «новых казаков» к различным наградам и знакам отличия. Вот идёт такой казак, смотришь – герой из героев! Но что это за знаки отличия? Лишь в редких случаях это боевые ордена и медали – кавалеры таких наград не особенно любят их демонстрировать. Многие ветераны Великой Отечественной стеснялись, кроме как на 9 Мая, надевать боевые ордена. А тут мы можем видеть такие, например, награды: нагрудный знак «За Веру, Дон и Отечество». Описание: «Символ признания заслуг перед Отечеством. Присуждается за выдающийся вклад в возрождение духовности и работу по просвещению казачьей молодёжи». Ну, типа звания «Заслуженный учитель», которое, замечу, заслужить было гораздо сложнее. Или орден «Казак России». Описание: «Орден «Казак России» традиционно вручается казаку за трезвость ума и свежесть духа». Вот так! Умом трезв и духом свеж – на тебе орден!

Не буду дальше перечислять – таких наград великое множество. Потому что у каждого казачьего войска есть свои почётные знаки, которые имеют форму орденов и медалей. По-моему, это просто дискредитация настоящих воинских наград.

«Скажите, а Люба – это кто?»

Конечно, остались ещё настоящие потомственные казаки, да только не так уж много. А вот число ряженых казаков сейчас растёт. Есть у меня друг, раньше он жил в Нальчике, потом уехал в город Майский. Настоящий мужик (в хорошем смысле этого слова, а не в казачьем), настоящий патриот России, тем более что носит он гордую русскую дворянскую фамилию. Не буду её называть, чтобы у него не было проблем.

Когда приезжает ко мне в гости, каждый раз рассказывает весёлые истории: во что, оказывается, у нас вырождается возрождение казачества. Ну, точно как в фильме «День выборов», где известный футбольный телекомментатор Василий Уткин в роли кандидата в губернаторы рассказывает, что он внучатый племянник Григория Мелехова, а потом, услышав казачий клич «Любо», спрашивает: «Скажите, а Люба – это кто?».

Мой друг учительствует в школе, ведёт уроки труда, ОБЖ, шахматный кружок. Плохо сейчас в Майском районе с работой. Но зато я горжусь своим другом, говорю, что он несёт детям настоящее, доброе, светлое. У нас теперь проводятся ежегодные военно-спортивные молодёжные игры «Казачьи лагеря» на территории лагеря «Казачок». Это что-то вроде прежней советской игры «Зарница» или «Орлёнок». Вроде бы дело хорошее, нужное. Но мой друг ругается, что школы г. Майского заставляют принимать участие в этих играх добровольно-принудительно. А это только добавляет головной боли учителям, привлечённым к данному мероприятию. Во-первых, жюри, состоящее из почётных казаков, всё равно присуждает призовые места командам из станиц Александровская, Екатериноградская, Красносельское. И казачье жюри тоже можно понять. Они хотят давать призовые места истинным казачатам. А прошлогодняя команда моего друга из города Майского наполовину была из турок-месхетинцев – ну, такой в его школе национальный состав. А на подтягивание он цыгана поставил – а почему нет, если тот хорошо подтягивается? И на усмешки почётных казаков мой друг ответил, что если бы у него в классе были негры (пардон, афророссияне), он бы и их поставил в команду по примеру наших футбольных клубов. В программу соревнований входит разборка и сборка автомата Калашникова, бег на казачью версту, эстафета, подтягивание. А ещё есть конкурс «Казачья шашка». Нужно пожонглировать шашкой, а потом лозу порубать. Чтобы подготовить детей к этому конкурсу, в школах как минимум нужно иметь в качестве спортинвентаря казачью шашку. Мой друг сам вырезал из дерева, по параметрам и весу совпадающую с настоящей.

А у меня снова вопрос: господа казаки, жонглирование шашкой – это, конечно, красиво. И раньше имело прикладное значение. Но разве пригодится в современной армии? Кстати, девушки в этом конкурсе тоже зачем-то машут шашкой.

В следующем году мой друг увидел на играх «Казачьи лагеря» победителя прошлогоднего конкурса «Казачья шашка» уже в форме хорунжего. Вот так! Парень, только-только окончивший школу, без военного училища, без высшего образования, уже носит чин, приравнивавшийся к званию лейтенанта! Может, господа казаки, с раздачей чинов надо бы как-то поаккуратнее? Или рядовых казаков у вас теперь вовсе не бывает?

Не надо втягивать казаков в «странные игры»

Чтобы развеять свои сомнения (или, наоборот, укрепиться в них), я попросил о встрече с атаманом Терско-Малкинского казачьего округа Терского казачьего войска Юрием Ивановичем Шерстобитовым. Юрий Иванович рассказал мне, что первая казачья община на территории Кабардино-Балкарии, зарегистрированная в Минюсте КБР, была создана в г. Прохладном и существует с 1991 года. В Нальчике казачья община, существующая с 1993 года, насчитывает 375 семей. Есть казачий хор «Родник», которым руководит Ольга Михайловна Придиус. Нальчикские казаки форму надевают нечасто, в основном по православным праздникам. Кстати, во время трёх главных православных праздников – Пасхи, Рождества, Троицы – казаки вместе с полицией осуществляют охрану христианских храмов, в основном на территории самих церквей. В общем-то особых эксцессов пока не возникало. Правда, в прошлом году на Пасху на территорию нового православного храма в Нальчике ворвался некий малоадекватный парень, который выкрикнул «Хайль Гитлер!», за что и получил нагайкой от одного казака.

Само терское казачество существует уже пятый век, первые упоминания о терских (ранее гребенских) казаках относятся ко времени царствования Ивана Грозного. Терско-Малкинский казачий округ (то есть существующий на территории КБР) входит в Терское казачье войско, штаб которого находится во Владикавказе. Атаман Терского казачьего войска – Михаил Васильевич Инковцов.

На территории Терско-Малкинского казачьего округа также есть и реестровые казаки. Атаман реестровых казаков ТМКО – Николай Любуня. Юрий Шерстобитов сказал, что в отличие от некоторых других регионов отношения между реестровыми и общественными казаками в принципе нормальные. В своё время как-то сразу договорились о мирном сотрудничестве. Нальчикская казачья община также активно участвует в мероприятиях, проводимых Фондом культуры КБР, руководимым Владимиром Вороковым. Имеет дружеские отношения с различными национальными общинами в КБР. В этом году представители Терско-Малкинского казачьего округа принимали участие в фестивале на озере Селигер, встречались там с Президентом России Владимиром Путиным. Также ежегодно делегация ТМКО участвует в траурных мероприятиях в Республике Северная Осетия-Алания на Кургане памяти 40 тысяч убитых терских казаков, в том числе женщин и детей, во время Гражданской войны. Обязательно при этом заезжают наши казаки и в Беслан, чтобы почтить память жертв бесчеловечного теракта в школе.

По поводу моих размышлений насчёт попыток отделить казаков от русского народа и России Юрий Иванович Шерстобитов сказал, что это ни у кого не получится. Казаки верой и правдой служили России, будучи при этом вольными людьми. Правда, сделал оговорку: казаки считают, что не Россия создала казаков, а казаки – Россию. Например, такой богатый и просторный край, как Сибирь, царю Ивану Грозному фактически преподнесли, как подарок, казаки атамана Ермака.

Также атаман Шерстобитов рассказал, что не раз делались попытки втянуть местных казаков в различные не очень красивые политические игры. Но такие попытки решительно пресекались. Юрий Иванович сказал, что он давно заявил: «Мы не будем дружить с кем-то против кого-то и не будем никому помогать расшатывать стабильность в республике».

***

Всё это замечательно, Юрий Иванович, к вашим взглядам и работе, которую вы делаете, я отношусь с уважением. Поздравляю вас с переизбранием атаманом Терско-Малкинского округа Терского казачьего войска. Но не могу не процитировать слова из газеты «Терский казак», которую вы сами мне оставили после нашей беседы. В передовой статье «Безрадостные мысли в юбилей» говорится: «Печально, но казачья идея развития русского сообщества на Юге России потерпела жестокое поражение. Полный крах последней попытки возрождения казачества очевиден… Простым взглядом видно, что движение казачества происходит в одном направлении: самодеятельность, народные хоры и ансамбли».

А я бы ещё добавил: при попытках самих казаков отделить себя от русского народа найдутся ненавистники России, которые вам ещё и похлопают в ладоши под «Распрягайте, хлопцы, коней». Потому что в этом случае со временем вы превратитесь в фольклорно-этническую группу, как и те, которые, считая себя русскими, но не казаками, превращаются в диаспоры на Северном Кавказе. Тоже можно создавать свои национальные общины, чтобы время от времени хором петь «Калинку-малинку». И не претендовать на присутствие в исполнительной и законодательной властях в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе. Может, лучше участвовать в реальной общественно-политической жизни, не ограничиваясь фольклором и фехтованием шашкой? И не изыскивать мифические хазарские, остготские и тому подобные корни, не отделять себя от русского народа?

Источник: http://kbr.mk.ru/article/2012/12/27/793313-ataman-platov-udivilsya-byi-takomu-vozrozhdeniyu.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны