Что и как найти в архиве: ответы специалиста госархива
Поиск информации в архивах
Гость «Прямой телефонной линии» — заместитель директора Государственного архива Харьковской области Лариса Юдина.
В архиве помогут найти первую любовь
– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Марина. Расскажите, пожалуйста, какую информацию можно получить в вашем архиве?
– Самую разнообразную. Это информация генеалогического характера для исследования истории своего рода, социально-правового – для подтверждения трудового стажа, зарплаты при оформлении пенсии, об учебе в вузе, службе в рядах Советской Армии, участии в партизанском или подпольном движении в годы Великой Отечественной войны, репатриации в Германию в период оккупации Харькова, а также биографические данные о человеке: к примеру, личное дело студента или уголовное дело репрессированного и многое другое. Можно заказать помощь в поиске документов в архиве.
– Добрый день. Звоню вам по просьбе своей знакомой, ее зовут Валентина Григорьевна. Отец Валентины Григорьевны был расстрелян НКВД, затем был реабилитирован. Его дочь хочет собрать детей и внуков, чтобы вместе почитать документы об отце. Но не знает, где это можно сделать. Хранятся ли такие документы в вашем архиве?
– Уголовные дела репрессированных хранятся как у нас, так и в управлении Службы безопасности Украины в Харьковской области. Возможно, дело, касающееся родственника Валентины Григорьевны, хранится в нашем архиве: в 90-е годы мы приняли от СБУ в Харьковской области более 24 тысяч уголовных дел репрессированных. С целью поиска сведений о родственнике советую оформить письменный запрос на имя руководителя Госархива Харьковской области с просьбой информировать, хранится ли в архиве уголовное дело интересующего вас репрессированного. Если да, его родственники смогут ознакомиться с ним в читальном зале архива либо получить архивную справку; если же нет – необходимо сделать запрос в управление СБУ в Харьковской области.
– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Лена. Моя мама не харьковчанка, ищет в этом городе свою первую любовь. Много лет назад этот человек проживал в Харькове, но его адреса мама не знает. Скажите, может ли мне чем-то помочь архив? Или, может быть, вы что-то посоветуете?
– Для проведения поиска необходимо иметь как можно больше информации о человеке: где родился, учился, работал. Если институт, который он оканчивал, действует до сих пор, можно направить туда запрос. В вузах на протяжении 75 лет хранятся личные дела студентов, а в личном деле, возможно, есть информация о его месте проживания. Личное дело по месту работы – тоже вариант. Если мужчина работал, к примеру, на заводе, там должно храниться его личное дело. В случае ликвидации предприятия без правопреемников документы передаются в архивное учреждение. Необходимо собрать максимум информации, которая поможет нам, архивистам, ответить на ваш вопрос. Вы можете провести поиск самостоятельно или обратиться к нам за квалифицированной помощью.
В архиве можно исследовать историю семьи с ХVIII века
– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Сергей. Моя жена утверждает, что ее предки принадлежат к казацкому роду. Скажите, пожалуйста, можно ли у вас в архиве заказать родословную?
– Конечно. Если вы располагаете свободным временем и возможностью самостоятельно изучить архивные документы, мы приглашаем вас для поисковой работы в читальный зал, где наши сотрудники расскажут, как работать со справочным материалом, с какой конкретно группой документов. Поиск интересующей вас информации могут провести и сотрудники архива. Для оформления в читальный зал с целью проведения такой работы или оформления заявки на получение информации вам необходимо предоставить пакет документов, подтверждающих родственное отношение к человеку, которым вы интересуетесь. Это может быть копия метрической записи, свидетельства о рождении родителей или регистрации их брака. Если такие документы в наличии, мы принимаем заказ или оформляем абонемент в читальный зал.
– Скажите, а эта услуга пользуется спросом?
– В последнее время количество запросов генеалогического характера значительно возросло. В читальном зале архива по данной тематике в среднем в год работает около 50 человек, кроме того, поисковой работой занимаются и наши сотрудники.
– Добрый день, Лариса Николаевна. Меня зовут Юрий. Хочу с помощью архива как можно глубже «копнуть» историю моей семьи. Скажите, пожалуйста, сколько времени занимает такие поиски? И могу ли я получить данные о родственниках, которые жили не в Харьковской области?
– Сроки поиска зависят от имеющегося у нас состава документов и информации, которой вы располагаете. Чтобы приступить к работе, необходимо знать фамилию, имя, отчество человека, дату и место его рождения, возможно, крещения либо венчания в церкви, регистрации брака и другое. Чем больше сведений, тем проще, быстрее и успешнее будет проходить поисковая работа. Наш архив ведет поиски начиная с ранних сохранившихся документов нынешних территорий: Харьковской, Сумской, Полтавской, Донецкой и Луганской областей. Если интересует информация о людях, проживавших на другой территории, придется делать запросы в архивы иных областей Украины или за ее пределами.
– А начиная с какого года вы можете отследить историю семьи?
– С конца ХVIII столетия. Самые ранние документы, хранящиеся в Госархиве Харьковской области, датированы 1739 годом: это указы Харьковской духовной консистории. Более поздние документы – метрические книги 1751 года. Велись они при церквях. Это записи о рождении, бракосочетании, смерти.
– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Наталья. Подскажите, пожалуйста, в какие сроки можно получить результаты поиска родословной и какова стоимость таких услуг?
– Сроки зависят от объема интересующей заявителя информации: хотите ли вы полностью составить свою родословную или отследить лишь определенный период. Срок выполнения запроса зависит от объема и состава документов, необходимых для изучения. Поиски могут затянуться на месяц-два. Что касается оплаты – это коммерческая услуга, архив выполняет ее на договорных условиях. Общая стоимость проведенной работы зависит от количества дел, описей, каталожных карточек, просмотренных нашими сотрудниками. Изучение 250 листов документа стоит 5 грн. 48 коп. В метрической книге, к примеру, до 2-3 тысяч листов.
– А можно ли изучать родословную параллельно с сотрудниками архива?
– Это целесообразно лишь в том случае, когда исследованием определенного периода занимаются сотрудники нашего архива, а другой период вы исследуете самостоятельно.
В архиве сохранилось видео в бобинах
– Добрый день, Лариса Николаевна. Меня зовут Антон. Скажите, пожалуйста, а сколько всего в архиве документов и в каком виде они хранятся?
– Всего хранится около 2,5 миллиона дел. Они размещаются на стеллажах общей протяженностью 33 с половиной километра. Это документы на бумажных носителях и аудиовизуальные документы (кино-, фото-, фоно- и видео-) на пленочных носителях.
– Старые пленки в бобинах? А как их можно посмотреть или послушать?
– Сложность в том, что у нас нет аппаратуры для просмотра или прослушивания старых пленок. Но мы начали переводить их на цифровые носители. Организации, которые берут у нас документы на пленках во временное пользование, просматривают их на своей аппаратуре.
– А зачем вы храните афиши и плакаты?
– Афиши и плакаты были переданы нам на хранение в послевоенные годы. Большая часть плакатов относится к периоду оккупации Харькова и Харьковской области (1941--1943 гг.). Это плакаты агитационного характера, выпущенные немцами. На одном из них, к примеру, написано: «Гитлер – освободитель!». Есть и обращение к харьковчанкам: «Девушки и женщины, вас ждет счастливая Германия». Афиши в основном театрального, спортивного и иного информационного характера. Используем данные виды документов как иллюстрационный материал.
Читальные залы откроются после Рождества
– Добрый день. Лариса Николаевна. Меня зовут Павел Алексеевич. В этом году из-за хищения в архиве был закрыт доступ для исследователей. Скажите, пожалуйста, когда возобновится обслуживание?
– Действительно, в течение года читальные залы архива работали в сокращенном режиме. В связи с подведением итогов уходящего года (передачей документов в хранилища, оформлением личных дел исследователей) их работа приостановлена с 24 декабря 2012 года по 8 января 2013 года. С 8 января работа читальных залов на проспекте Московском, 7, и на улице Мироносицкой, 41, будет возобновлена. Режим работы – с понедельника по пятницу с 8.30 до 17.00.
– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Татьяна. Расскажите, пожалуйста, какие услуги у вас платные, а какие бесплатные. Если, например, нужно поднять документы для оформления пенсии – это платная услуга?
– Запросы социально-правового характера, в частности о подтверждении трудового стажа и начислении заработной платы, которые вы имеете в виду, мы выполняем бесплатно. А вот, к примеру, выдача справки о подтверждении имущественных прав – услуга платная, ее стоимость составляет 26 грн. 06 коп. Ознакомиться со стоимостью предоставляемых нами услуг вы можете на сайте архива.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги