Люди и пароходы
Как латвийский капитан нашел своих сибирских предков — и удивился. Когда Дмитрий Фамильцев затевал поиск своих предков, он и не подозревал, что дело дойдет до царских резолюций. Однако вот она: "На подлинном написано: "Государь Императоръ уставъ сей рассматривать и Высочайше утвердить соизволилъ, в С–Петербурге, в 23 день января 1898 года".
"Сей устав" — это устав "Западно–сибирского Товарищества Пароходства и Торговли".
Дмитрий Фамильцев — морской капитан, коренной сибиряк. С пяти лет живет в Риге, окончил рижскую мореходку. Когда у него родился сын, Дмитрий подумал, что со временем надо бы рассказать ему про историю рода Фамильцевых. И тут осознал, что сам–то крайне мало знает о ней. "К счастью, в России есть такая организация — "Всероссийское генеалогическое древо", — рассказывает Дмитрий. — Кстати, возглавляет ее Сергей Котельников, бывший подводник, служивший в Либаве. Так что мы с ним, можно сказать "на соседних причалах" — я тогда работал на датском пароме".
В сибирских архивах первые документы о Фамильцевых датируются 1770–ми. В XIX веке они жили в Кузнецке, одном из городов Колывано–Вознесенской оборонительной линии, занимались золотодобычей, входили в городское самоуправление. А в 1882 году породнились с Морозовыми, а именно с купцом первой гильдии Алексеем Федоровичем и его женой Еленой Григорьевной. Так в истории Фамильцевых появилась пароходная тема.
Морозовы в Сибири были фамилией известной. Они сумели выкупиться из крепостных еще до освобождения крестьян, перебрались за Урал из Владимирской губернии. На новом месте Морозов поднялся на хлеботорговле, а затем решил присовокупить к нему речное пароходство. В 1888 году между Бийском и Тюменью стал курсировать первый морозовский грузопассажирский пароход — он так и назвал его "Первый". В следующем году был запущен "Второй". Чуть позже — "Третий" и "Четвертый".
Собственное пароходство сразу дало Морозову конкурентное преимущество перед другими хлеботорговцами. Теперь ему не нужно было переплачивать, доставляя крупные партии товара в Тобольск и Тюмень. По течению Оби у него имелись ссыпные пункты, где скупалось зерно у местных крестьян.
После смерти Морозова в 1894 году все его имущество перешло его жене. Ей тогда было уже 62 года, читать и писать она почти не умела, важные документы она запоминала по фактуре бумаги и цвету. Понятно, что в управлении торговой империей ей нужны были верные помощники. Таких русские купцы традиционно искали среди родственников. Прапрабабка Дмитрия — Апполинария Анисимовна Фамильцева, жена кузнецкого купца 2–й гильдии, приходилась Морозовой племянницей. Так Фамильцевы и вошли в морозовский бизнес.
Пароходство Морозовой развивалось успешно, к четырем пароходам прибавились "Пятый" и "Шестой". Фирма приросла электростанцией, кожевенным, маслобойным, пивоваренным заводами, паровой крупчатой мельницей, питейными и торговыми заведениями. Затем Морозова участвовала в крупном слиянии пароходных компаний "Курбатов и Игнатов", "А. Трапезников и Ко", "Ф.С. Колмогорова наследники". Так возникло "Западно–сибирское Товарищество Пароходства и Торговли" ("Товарпар"), ставшее крупнейшим в регионе. Уставной капитал составлял 3 миллиона рублей, из которых 500 тысяч — морозовских.
В разгар Первой мировой войны контрольный пакет акций пароходства был перекуплен "Сибирской компанией” за каковым названием стоял англо–норвежский синдикат. Синдикат разрабатывал грандиозные планы по освоению обширного сибирского рынка и коммерческого использования Северного морского пути. Не случайно для популяризации этой идеи в число акционеров компании был приглашен известный норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен.
Однако морозовская доля акций англо–норвежцам не досталась. Дело в том, что перед смертью Елена Григорьевна, желавшая видеть в наследниках продолжателей дела мужа, внесла в завещание оговорку, запрещавшую продавать акции "Товарпара" в течение 10 лет. То есть до ноября 1918 года. А за год до этого в Петрограде произошли известные события, надолго упразднившие на территории России такие понятия, как акции. Капитал и частная собственность в принципе…
"В 1908 году в числе прочих родственников морозовское наследство получил и мой прадед Константин Николаевич Фамильцев, — рассказывает Дмитрий. — Помимо участия в делах фирмы и совладения "Товарпаром", наследники продолжали вести и свой личный торговый, страховой и пароходный бизнес под брендом "Наследники Морозовых". А потом революция, Гражданская война…"
О самом прадеде Дмитрий узнал только то, что в 1920–м он погиб "при исполнении служебного задания", видимо, стоя за штурвалом одного из пароходов "Товарпара". А его брат Алексей оказался в эмиграции в Харбине и вернулся в СССР только в 1960–х. Надо сказать, что в годы советской власти никаких репрессий и утеснений бывшие купцы Фамильцевы не испытывали. "В XVIII веке в Сибири прогремело дело о забастовке на золотых приисках, в числе заводил которой были Фамильцевы, — объясняет Дмитрий. — Так что фамилия эта была громкая, и ассоциировалась у советской власти с "правильными людьми".
А что касается "Товарпара", то после национализации Главвод разделил пароходство на несколько речных компаний. Некоторые успешно существуют и поныне. Тезка товарищества — пароход "Товарпар", построенный в 1910 году, пережил ХХ век и совсем чуть–чуть не дотянул до своего 100–летнего юбилея! После национализации его сначала переименовали в "Пролетарий", потом в "Тарас Шевченко". После списания его превратили в базу отдыха "Чайка" на Новосибирском водохранилище и пустили на иголки только в 2006 году.
От "Товарпара" же остались несколько папок пожелтевших от времени бумаг и истории, связанные с его пароходами. Например, как в 1910 году, чтобы лично удостовериться как идет переселение в Сибирь, здешние края посетил российский премьер Столыпин. В Камень–на–Оби и Новониколаевск он добился на пароходе "Первый". А в буфете парохода "Товарпар" в 1915 году, направляясь в родное село Покровское, учинил пьяный дебош знаменитый Григорий Распутин. Дело тогда даже дошло до тобольского губернатора, но что он мог сделать всесильному "старцу", который не то что губернаторов — министров мог сместить одной запиской царю. Кстати, в юности Распутин некоторое время был поставщиком дров для пароходов купца Корнилова, которые позже вошли в “Товарпар".
А в августе 1917 года в Тобольскую ссылку на пароходах "Русь" и "Кормилец", конвоируемых буксиром "Тюмень", отправилась царская семья и ее свита. О пребывании на этих пароходах Николай II даже упомянул в своем дневнике.
В 1919–м "Товарпар" был реквизирован белыми, на нем хотели устроить передвижную ставку адмирала Колчака. Другие суда компании тоже изымались и белыми, и красными, и даже участвовали в речных сражениях по обе стороны фронта. А на пароходе "Иртыш" был даже размещен вывезенный из Казани золотой запас Российской империи.
Сейчас это все уже седая история, но… "А ведь как теперь выясняется я, наверное, не случайно в 15 лет поступил в мореходку, — улыбается Дмитрий. — Еще ничего не зная ни о "Товарпаре", ни о прадеде. Но те пароходы каким–то мистическим образом сыграли роль в выборе моей судьбы".
Да, вот так начнешь изучать семейную историю, и многие вещи станут понятнее. А вы не пробовали заняться своим генеалогическим древом?
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги