Директор Российского государственного исторического архива Александр Соколов: «Ценность документа в том, что в нём всегда много личного»
Торжественное собрание прошло в новом комплексе, построенном по инициативе Владимира Путина, куда архив переехал в 2006 году из находившихся в аварийном состоянии зданий Сената и Синода (после комплексной реставрации и реконструкции в них разместились Конституционный суд и Президентская библиотека).
Нынешние хранилища имеют несколько рубежей защиты, оснащены подвижными металлическими стеллажами. В помещениях работает система климатконтроля, постоянно ведётся мониторинг воздушной среды, микробиологического и физико-химического состояния документов. Для улучшения сохранности подлинников проводится их дезинфекция парами формалина, полистная очистка дел биоцидом, реставрация и консервация на специальном оборудовании. Лаборатория микрофильмирования создаёт страховой фонд, историческое собрание поэтапно переводится в электронный формат – уже оцифрована десятая часть документов.
Практически идеальные условия созданы для исследователей. Читальный зал оснащён современной техникой. В свободном доступе – около 700 справочников: тематические перечни, обзоры материалов по ведомствам и фондам, предисловия к описям и уже оцифрованные раритеты.
Рассказывает директор Российского государственного исторического архива Александр СОКОЛОВ:
– Государственный исторический архив содержит 6,5 миллионов дел. Если говорить про документы, то счёт на миллиарды. Национальное богатство расположено на полках протяжённостью220 километров.
Мы храним документы всего имперского периода истории России. И когда спрашивают: «А у вас это есть?», я не задумываясь отвечаю: «Есть». У нас можно получить документальное подтверждение по любой тематике: императорский двор, органы власти, государственные учреждения, банки, налоги и сборы, геральдика, история регионов и так далее. Страховая стоимость отдельных источников, например, одного из 24 томов общего гербовника дворянских родов, составляет 4,2 миллиона долларов. По своей ценности собрание РГИА сопоставимо с коллекциями Эрмитажа. Но главное, архив – это память нации. И если мы её сохраним, передадим потомкам, значит, жили и работали не зря.
Мы не стали готовить сенсаций специально к юбилею. Разной степени открытия при исследовании фондов у нас происходят постоянно. Ввод в оборот нового документа – это, может быть, не очень значимое событие для общества, но с точки зрения науки – всегда шаг вперед.
В нынешнем году мы устроили экспозицию к юбилею Петра Аркадьевича Столыпина, издали книгу. Документы, что хранятся в архиве, показали не только размах государственной деятельности одного из выдающихся российских реформаторов, но и какая у него была прекрасная семья, которую он боготворил. Меня потрясла его фраза: «Похороните меня там, где убьют». Человек, сделавший для страны поболе многих, предвидел смерть. Такие исторические свидетельства никого не оставят равнодушным.
Во время недавнего официального визита в Петербург нас посетила принцесса Таиланда, которая не смогла сдержать слёз, увидев дневники и детские тетради своего дедушки, принца Чикрабона. Он учился в России под патронатом Николая IIи покинул нашу страну вместе с русской женой…
Ценность архивного документа не в том, что он на «государственном хранении». Она начинается с семейных фотографий, что находятся у каждого из нас дома. Когда уходит из жизни очень близкий человек и остаётся только его фотография, как вы будете к ней относиться? Если вы нормальный человек, это будет для вас самое ценное, дороже бриллиантов и золота. Архивный фонд для России – то же самое, общее и одновременно глубоко личное хранилище национальной Памяти.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги