Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Жизнь

13.11.2012


«...Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде началось движение, которое постепенно консолидировало большинство сословий России в намерении реставрировать в стране самостоятельную национальную монархию...» (Андрей Николаевич Сахаров, член-корр. Российской Академии наук, отв.редактор «Истории России», М. 1996 г.)

...И дальше: «...Никогда раньше не было столь реальной угрозы утраты Россией госу­дарственной самостоятельности, расчленения ее территории между соседними и вовсе не ближними странами...». Страны: Речь Посполитая, согласно Люблинской унии образовав­шаяся в 1569 г., и объединившая Польское государство и Литовское княжество, и Швеция. Так зарождался период в Российской истории, который в дальнейшем получил название - Смута. Периоду предшествовали как экономические условия, сложившиеся к этому времени в государстве, так и политические. Внезапная смерть в 1584 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного; гибель царевича Дмитрия в мае 1591 г. оказалась «неслучайной случайностью»; смерть царя Федора Иоанновича в 1598 г.: прекращение наследственной династии московских Рюриковичей; правление 1598-1605 г.г. Ирины Годуновой и Бориса Годунова; умаление соправительствуюгцей роли Боярской думы; борьба за власть в элите московского общества; голод, неурожаи 1601-1603 г.г; крестьянские восстания из-за усиления крепостного гнета.... «.. .Умерших от голода считали сотнями тысяч, цены на зерно подскочили в десятки раз, боль­шое количество поместий были на грани полного разорения.

В таких условиях не приходилось долго ждать социального взрыва И он последовал...» («История России» стр. 465). «...Была ли Смута первой гражданской войной в России?» - ставит вопрос академик.

1604 г. появление в Польше самозванца Лжедмитрия, его поход во главе казаков и наемников на Москву; 1605- 1606 г.г правление самозванца Лжедмитрия I (Григория Отре­пьева); 1606 г. - заговор бояр во главе с князем Василием Шуйским, свержение и убийство Лжедмитрия I; недолгое правление царя Василия Иоан- новича Шуйского; появление самозванца Лжедмитрия II; 1608-1610 г.г. осада Троице- Сергиевого монастыря польскими и литовскими войсками; печальная для России битва у села Клушино (в районе Смоленска) 24 июня 1610 г., когда 10-тысячное войско поляков внезапно напало на 35-тысячное войско русских и «погнало» его. Вскоре поляки заняли Можайск, местечко Царево-Займище и другие города вокруг Москвы, дальше и Москву со святыней государства Кремлем. Царь Василий Шуйский был отстранен от престола, и наступило, вплоть до созыва Земского Собора в Москве в 1613 г., междуцарствие, получившее в истории и другое название - «Семибоярщина» (Мстиславские, Ляпуновы, Голицыны и др.) Василий же Шуйский был пленен поляками и умер в 1612 г. в заточении в Польше.

Без подобного хронологического экскурса, даже самого короткого, современному чело­веку сложно оценивать то, что происходило в России в конце 16 начале 17 веков. И почему теперь мы отмечаем День народного единства.

За комментариями редакция «ЛЗ» обратилась к профессиональному историку, учителю истории общеобразовательной школы №5 Людмиле Малышевой. «...В то тяжелое для России время патриарх Гермоген, — рассказывает Людмила Васильевна, - призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал Гермоген. И его призыв был подхвачен. Началось широкое патриотическое движение за освобождение Российской столицы от польских завоевателей. К сожалению, первое земское ополчение из-за распрей между дворянами и из-за того, что преждевременно выступили в Москве, в марте 1611 г. распалось. Второе ополчение стало создаваться по призыву нижегородского земского старосты Козьмы Минина и до нас дошли его слова, сказанные им на городском сходе: «...Православные люди, хотим помочь Московскому государству не пожалеем животов наших, да не токмо животов (имущества - прим.), дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал во главе нас. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело...». Воеводой ополчения стал новгородский князь Дмитрий Пожарский, но он поставил условие, что горожане сами вы­берут ему помощника, и Минин стал «...выборным человеком всею землею...».

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г. (взятие Казани Иоанном IV Грозным — прим.) Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор в 1613 г. стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. На царство Собор избрал Михаила Федоровича Романова. По мужской линии Михаил Федорович был внуком боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, родного брата Анастасии Романовны, первой жены царя Грозного. С Никиты Романовича началась, ответвляясь от Захарьиных-Юрьевых, фамилия Романовых. И царствующая династия Романовых правила государством до 1917 г.

Почему именно 4 ноября, продолжает Людмила Васильевна, - мы с 2005 г. отмечаем День народного единства? Можно считать, что этот День возрожденный. По указу царя Алексея Михайловича, который вступил на престол после смерти своего отца в 1645 г. (правил до 1676 г. - прим.), в честь великого события - изгнания поляков из Москвы - день «4 ноября» в 1649 г. (по новому стилю летоисчисления - прим.) был установлен православно-государственный праздник Московской Руси. И отмечался этот день вплоть до 1917 г., когда в России произошла Октябрьская революция. В церковный календарь этот день вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память об из­бавлении Москвы и России от польских завоевателей.

Светлая мысль - праздновать день освобождения Москвы от польских завоевателей родилась вовсе не в головах наших чиновников, а куда раньше, как я уже говорила, в 1649 г.. То есть, дата праздника была установлена не волюнтаристским актом уже в современное время, ее выбрали наши предки, и не нам менять устоявшийся порядок.

Мне, как учителю истории, патриоту страны, не безразлично это событие, которое явилось символом свободы и независимости России. Также памятна, - говорит в завершение Людмила Малышева, - эта дата, 4 ноября, еще и тем, что в этот день в 1721 г. Сенат пожаловал царю Петру I Алексеевичу титул «Император» в честь победы России в Северной войне со Швецией, длящейся 21 год...».

В подготовке предложенного вам, уважаемые читатели, материала принял участие также председатель Киренского районного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Михаил Петухов. Редакция обратилась к Михаилу Дмитриевичу, как к человеку, который на протяжении многих лет интересуется Отечественной историей. Причем, как и положено человеку, который долго работал и продолжает работать с документами, Михаил Дмитриевич, как правило, высказывает свое мнение также на основе документов. Вот что он говорит:«.. .Думаю, что читатели ни в коей мере не связывают «появление» Казанской иконы Божией Матери с освобождением Москвы от поляков в 1612 г.. «Казанской» икона названа в честь взятия Казани Иваном Грозным в 1579 г. По преданию, когда царь спал в своем шатре в лагере русского войска, разбитого на берегу реки Казанка, ему явилась икона Божией Матери, и Иоанн услышал слово: «Иди!». И Грозный взял Казан­скую крепость. Это - первое. Теперь, - Михаил Дмитриевич достает принесенную с собой в редакцию стопку листов, - вот это - закон Российской Федерации от 10 февраля 1995 г. «Дни воинской славы России», принятый Государственной Думой. В нем установлено 16 дней во­инской славы, - продолжает председатель Совета ветеранов, - читаем на 6-й странице: «.. .7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.)...». Что еще нужно? Государственная Дума приняла решение, думаю, мало кто сомневается, что его готовили только депутаты, избранные народом, в 1995 г. по партийным спискам человек не мог стать таковым, но и консультировало какое-то научное сообщество. Читаем: «...отряды Минина и Пожарского осадили Москву и 26 октября (7 ноября) 1612 г. ее освободили...». Вот и получается нестыковка дат, 4 ноября никакого отношения к Дню воинской славы не имеет. Если — 4-го, тогда отмените 7-го ноября, как установленный День воинской Славы, но такого решения нет...».

Справедливо, в Российской истории, вернее в тех трудах, которые об истории государст­ва написаны, еще достаточно «нестыковок». Но время все расставляет на свои места. В качестве небольшого примера возьмем настольный перекидной календарь за этот год, изготовитель ООО «Альт» г. Москва. Листаем, читаем: «7 ноября. День воинской славы России - День проведения военного парада на Красной площади в 1941 г.». Составители календаря в закон РФ «О днях воинской славы» видно и не заглядывали.

Редакция газеты благодарит Людмилу Васильевну Малышеву и Михаила Дмитриевича Петухова за участие в подготовке материала.

Источник: http://kirinfo.ru/home/jizn/776-vzgliad-v-istoriu.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны