Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Автор эпоса о Шойгу: «Главный смысл в том, что под Вечным Синим Небом-Тэнгри все равны!»

10.10.2012

Сказитель рассказал «Комсомолке» о своем произведении

Эпос, посвященный уроженцу соседней республики, экс-министру МЧС России, а ныне — губернатору Подмосковья Сергею Шойгу, взорвал интернет. Автор произведения о богатыре Шойгу — Айбек Соскал, он философ-аспирант, по взглядам буддист-тэнгириец. Сказитель приехал в гости в «Комсомолку» и рассказал, где черпал вдохновение, и как пришла идея отразить эпически жизнь высокопоставленного экс-министра, его друзей и коллег.

Кто-то мечтает, а кто-то воплощает

Многие вещи, которые говорит Айбек Соскал, кажутся непривычными и довольно своеобразными. Но и Тыву нельзя мерить общими правилами. Регион это особенный, и былины, легенды – неотъемлемая его часть. Здесь каждый знает, откуда он родом, и какие сказания с ним связаны…

— Я россиянин, тувинец из рода Адыг (Медведь – прим. ред), из племени Тюлюш, - рассказывает Айбек Соскал. – Поскольку я член координационного совета Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, мне удается общаться с людьми разных национальностей и узнавать, что они думают о политике. Как-то, будучи в Москве, я разговорился с человеком с Чукотки, он рассказал, что мечтает написать эпос об Абрамовиче. Потом как-то уже на родине у нас с коллегами зашел разговор о Шойгу, которого почитают в наших местах как героя, - так идея воплотилась в жизнь. С Сергеем Кужугетовичем я немного знаком, участвовал с ним вместе в программе на телевидении.

Не только о Шойгу

Основа эпоса, который появился 27 сентября, по словам автора, создавался около пяти часов. Айбек Соскал довольно умело оперирует символикой, характерной для всех эпических произведений. Тем не менее, не скрывает, что в научной деятельности — а специализируется он на культурологии — развивает так называемое креативное направление.

Любознательный читатель, кстати, наверняка заметит в произведении повторяющиеся сочетания слов, которые у литературоведов именуются формулами. «Комсомолка» поинтересовалась у философа, в чем особенность тувинского эпоса и какие произведения его вдохновили на творчество.

— В основе эпоса лежат древние тувинские эпосы, сказки, легенды и тэнгрианская философия древних тюрков и монголов, - делится автор. – Тэнгрианство — это, кстати, не совсем буддизм, это мировоззрение древних кочевников Алтае-Саянского региона. Этот эпос — зов моего народа.

Кстати, некоторые моменты того, как реагируют на произведение люди, откровенно не нравятся автору. К примеру, многие посчитали эпос заискиванием перед властью. К слову, зря. У Айбека Соскала есть и претензии к властям, правда, к президенту, премьеру и герою эпоса, богатырю Шойгу они не имеют ровным счетом никакого отношения. Автор уверяет, что никакого чинопочитания в произведении нет, а есть даже ложка дегтя.

Фамилии и имена, происхождение которых оригинально интерпретирует автор, конечно, известны всем. А соль аллегории состоит в том, как по секрету рассказал «Комсомолке» Айбек Соскал, что власть — это большая ответственность не только перед людьми, но и перед тем самым Вечным Синим Небом-Тэнгри, перед которым все равны.

Кстати, на малой родине автора журналисты пока предпочитают не уделять внимания нашумевшему произведению. Айбек Соскал говорит, что, возможно, ждут реакции основного действующего лица произведения. Мол, понравится Сергею Кужугетовичу, значит, и на малой родине всех устроит, а не понравится — несдобровать тогда философу…

ДОСЛОВНО

«У тебя орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя»

«Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле, увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему «хуурек» (букв. «лопата»), словно меч богатыря в сказках и легендах. Избранный Небом, потомок Синего волока Эрцих ни – Кол-Ай, сын Бору – волка (Борис) – Главный волк говорящий с Луной (Ай) оставил позле себя бугатырей «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них, как корни, врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Владеющий и миром (Делегей ээзи).

Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека. И сказали те бугатыри Сергеку «Ты спустился к нам от Вечного Синего Неба –Тенгри, владеешь волшебством неведомым для нас, у тебя орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя, будешь – СПАСАТЕЛЕМ (Амы-Тын алыры) нашей земли, от восхода до заката в образе Орла будешь облетать матушку-землю, остерегать от беды, от медведя до мышей. На море и океане и в реках спасать от кита до карася».

Эпос «О богатыре Шойгу»

Слушайте и запоминайте, узрите истину и правду моих слов, передавайте сыну, дочери и внукам «О доспехах богатыре Шойгу», который родился между двумя драконами в долине Хемчик, у реки Хондергей.

Со времен сотворения мира тыва кижилер (тувинцы) жили между спящими Улу- драконами в шести долинах. В одной из этих долин проживало племя Кужугет.

Они, как все люди тывар тывалар, своей силой (Кужу-биле) и ловкостью добывали диких животных, собирали дикие растения, пили чистую воду, радовались жизни.

Однажды по велению зова предков их старейшина поднялся на священную гору «Чингирлээн», принял позу для Харам и провел ритуал Тейлээр поклонения Создателю (Чаякчы ). Он ничего не жертвовал, священного огня не разводил. Он просто молился, говорил: «Создатель, я твой сын на земле «хос подум» (букв. “я пустой”) не обременяю тебя просьбами, благодарю тебя, что живу на земле. Когда мне холодно, не говорю холодно. Когда жарко мне, не говорю тебе жарко. Создатель, чтоб согреть пищу, вы дали дерево и уголь для огня. Для утоления жажды – чистую горную воду. В тайге обитают дикие животные и растения, которые дают моему телу земную силу».

После девяти дней моления вождь спустился в долину и жена его после девяти лун родила сына крепкого, кучерявого, с носом как дикий лук.

После Той предки дали ему прозвище «сергек» (букв. “бодрый”). Он рос сильным, бодрым, шаловливым. Его характер был в его имени. Пил живительную воду горных ручейков, целебную воду аржаанов, вдыхал в себя холодный Сай Улу (букв. “северный Дух”) и жаркий летний южный Танды-Уула.

Когда он вырос и окреп, спустился вниз по воде, словно рыба мыйыт, получил он знания у старцев на берегу реки Эне-Сай, в большой красной юрте. Стал он, после долгих лет учебы умным, сильным и могучим, как Буга (бык). Строил он в далеких землях заводы и дома, творил добро.

В народе шести долин и тайги зашептали – “Родившийся в племени Кужугет парень по имени Сергек-Сергей творит чудеса, внизу по течении реки Эне-Сай. Слава о нем растет с каждым прилетом драконов-Улу, гром и молнии извещают о его делах тувинскому народу”. “Вернется ли богатырь на родную долину?”, – шептали в народе о защитнике рода, племени Кужугет. Курай – Курай – Курай.

Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла, долетел по лучам утренней зари до херим (русс. забор, кремль) и спустился он в образе человека богатыря в чугунных доспехах.

Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле, увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему «хуурек» (букы. “лопата”), словно меч богатыря в сказках и легендах.

Избранный Небом, потомок Синего волока Эрцих ни – Кол-Ай, сын Бору – волка (Борис ) – Главный волк говорящий с Луной (ай) оставил позле себя бугатырей «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Влад еющий и мир ом ( Делегей ээзи).

Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич ) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека. И сказали те бугатыри Сергеку «Ты спустился к нам от Вечного Синего Неба –Тенгри, владеешь волшебством неведомым для нас, у тебя орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя, будешь –СПАСАТЕЛЕМ (Амы-Тын алыры) нашей земли, от восхода до заката в образе Орла будешь облетать матушку-землю, остерегать от беды, от медведя до мышей. На море и океане и в реках спасать от кита до карася.

Его сила «КАМГАЛЫКЧЫ» простирается везде, где свет Солнца и Луны достигают землю и моря. Оберегать все живое на земле – это его судьба, дарованная Вечно Синим Небом – Тенгри. Для племени Кужугет он стал могущественным спасателем: как орел, взлетая высоко, от восхода до заката посещал верхний мир и земли от Севера до Юга облетал. В срединном мире, как бык служил людям. Как мышь успевал и заглядывал в страшный, подземный мир, узнавал про тайные дела Эрлик-Хаана.

За свои заслуги перед народом живущих под Вечно Синим Небом, он отмечен славой демдек Маадыр (герой) Буга дыр. Сакральные числа 1- 999 отметили его бессмертие.

Собрал вокруг себя богатырей, которые едины духу и по делам праведным, народу истину просвещать. Во всех уголках земли от восхода до заката его сторонники сидят, поддерживают нить единого дыхания с ним под Вечно Синим Небом -Тенгри.

Тайна рождения Сергек-кижи – спасателя земли.

Общий предок Ада-Тюрков Синий волк, хозяин земель, простирающих от восхода до заката, там, где вечно светят Солнце и Луна. Великий дух, Тын Синего Волка охраняет род племени Кужугет и распространяется на все народы живущих в лесах и горах, степях и пустынях, на берегу рек и морей. Его дух-Тын как луч света объединяет его с животными, растительным и водным миром, вселяя надежду быть- найденным, спасенным, оживленным, сохраненным.

Его Богатырское тело, его родные, обрели доспехи Шой – чугун, не боятся ни жары, ни холода и в народе про них говорят Шойгулуг улус. Его волшебство- хулгаазын состоит из духа – Тын, Создателя Тенгри. Он бессмертен под Вечно Синим Небом – Тенгри, пока живет племя Кужугет, живут и другие племена Тыва чон.

Я, потомок рода «Адыг-Тулуш», живущий испокон веков на берегу реки Улуг-Хем у скал Улуг-Хая горы Буура -Даг и Танды-Уула и священной горы Хайыракан, - земной свидетель под Вечно Синим Небом и Духом Синего Волка, подтверждаю, что это правда. Я сказку и легенду не сказывал, он живой и будет жить на земле пока одет в свои доспехи из чугуна (Шойгу)

Адыг-Тулуш глаголет: «Слушайте свидетеля Синего волка. Когда его дед провел ритуал Харам и Тейлер, Создатель увидел, что он, не разводил священный костер, и не брызгал арагу и не просил ничего от Создателя, несмотря на свои страдания за свой род-племя Кужугет.

Создатель дал родившему ребенку демдек – знак неба, темно-синее пятно ниже поясницы, частицу себя Вечного Синего Неба-Тенгри!

А отцу ребенка Вечное Небо возвратил память о предках, его родовые корни берут начало от славных Уйгуров племени найман.

Кучутуг-Хаан, сын Таян Хана, после исторической битвы у реки Иртыш на Алтайских землях ушел от Чингине –Хаана в страну Урянхай.

В местечке Кызыл–Даг в Бай-Тайге, где покоится прах Буга туров племени найманов, остался улус Кучутуг хана, хранитель могущественного очага Таян-Хаана. С легкой душой он прославил себя как полководец, был Царем в Средней Азии. Кучутуг Улус за 900 лет в долине реки Хемчик стал именоваться как племя Кужугет.

Вот и эпосу конец, кто слушал меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету купит и сохранит, и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди о нем. А кто придет на Великое камлание, тот очистится, будет храбрее, умнее, доблестнее. Вечное Синее Небо после девяти шагов вас приметит и лучами утренней зари отметит.

О сакральном.

С тех пор каждые 900 лет рождаются великие Бугатуры и события на земле. Тувинские «Камгалакчы» (шаманы) Небесного происхождения общества «Адыг-Ээрен» проводят с прошлого года ( август 2011г.) Великое камлание девяти ритуальных костров. Девять Кам-кижи из девяти кожуунов во время ритуала встречи первых солнечных лучей «Эртенги –Хун» в образе небесного Орла делают «Девиг» – первые девять шагов, начало начал, посвящая его предкам - Буга турам.

Камлание проводится, для того чтобы духи предков воинов не проникли в душу слабых, пьяных и больных. Первые лучи утренней зари пронзают наши тела, очищают Тын, делая его чистым в делах, как небо светлым, желание и помыслы народа как солнце теплыми, терпение и страсть холодными как луна.

Этот обряд проводится и в августе в день животноводов в честь Тувинского народа, в честь вождей – древних Ада Тюрков и сынов Синего Волка и Правителей Тувинского народа. Оршээ Хайыракан ! Не буду творить плохое народу, Небу и Матери земле – пусть меня покарает Создатель, а Эрлик- Хаан заберет к себе. Оршээ ! Оршээ! Оршээ, моя тайга Танды –Уулам, Сайлыг –Улу, Улуг-Хемим.

Под Вечно Синим Небом –Тенгри все равны. Небо дает права человеку – быть избранным!

Источник: http://www.kp.ru/daily/25961/2901062/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны